Мотивы как проявление потребностей личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 16:28, реферат

Описание работы

Целью реферата является раскрытие сущности мотивов как проявления потребностей личности. Я планирую исследовать данную тему в полном объеме, то есть выяснить, что собой представляет мотив личности вообще, как он связан с нашими потребностями.

Содержание

Введение……………………………………………………………. 3
Проблема мотивации и мотивов…………………………... 4
Понимание потребности как нужды………………………. 4
Понятие мотива. Роль потребностей в мотивации деятельности
личности……………………………………………………………………….. 6
«Борьба мотивов»…………………………………………………….. 9
Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма…………… 10
Мотивация трудовой деятельности. Понятие
функции мотивирования………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

Донецкий  национальный технический университет 
 
 

                                                      Кафедра социологии и политологии 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине

«Психология»  на тему

«МОТИВЫ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ» 
 
 
 
 

                                                                 Выполнила

                                                                 студентка группы ЭПР – 06 б

                                                                 Левашова Ольга

                                                                 Проверила

                                                                 Доцент кафедры

                                                                 Яковицкая Л.С. 

Донецк 2008

Содержание 

Введение…………………………………………………………….  3

  1. Проблема мотивации и мотивов…………………………...   4
  2. Понимание потребности как нужды……………………….   4
  3. Понятие мотива. Роль потребностей в мотивации деятельности

личности………………………………………………………………………..   6

  1. «Борьба мотивов»……………………………………………………..   9
  2. Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма……………  10
  3. Мотивация трудовой деятельности. Понятие

функции мотивирования………………………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Проблема  мотивов личности и их проявление как потребностей является актуальной и в наше время. Мотив – не то явление, которое ученые предыдущих поколений исследовали в полном объеме и передали нам лишь доказанную и обоснованную информацию. Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Взгляды на сущность мотива у психологов существенно расходятся. Исследование данной темы занимались психологи всего мира, пытаясь прийти к общему выводу. Я бы хотела назвать имена таких исследователей: В.Г.Асеев, В.И.Ковалев, А.Н.Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эдинов, В.С. Мерлин, Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу и др. Этот список мог бы занять ни одну страницу, потому что рассматриваемый в моем реферате вопрос интересен и очень познавателен.

       Целью моего реферата является раскрытие сущности мотивов как проявления потребностей личности. Я планирую исследовать данную тему в полном объеме, то есть выяснить, что собой представляет мотив личности вообще, как он связан с нашими потребностями.

       В качестве задачи я поставила перед  собой раскрытие определения потребности как нужды, собственно понятия мотива, роли потребностей в мотивации деятельности личности, взглядов бихевиористов на проблему мотивации. Я бы хотела, как можно больше узнать о мотивировании трудовой деятельности, которая непосредственно пересекается с потребностями работников. Мне бы хотелось получить ответы на интересующие вопросы, что поможет мне понять окружающий мир и разобраться в себе. 
 
 

      Проблема  мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Б.Ф. Ломов, например, отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль. «Трудность здесь состоит в том, - пишет он, - что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? …»

      Неудивительно, что мотивации и мотивам посвящено  большое количество монографий как  отечественных (В.Г.Асеев, В.И.Ковалев, А.Н.Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эдинов, В.С. Мерлин и др.), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу и др.).

      Обилие  литературы по проблеме мотивации и  мотивов сопровождается и многообразием  точек зрения на их природу, что вынуждает некоторых психологов впадать в излишний пессимизм и говорить о практической неразрешимости проблемы. Общим недостатком существующих точек зрения и теорией является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом. Очень мало внимания уделяется анализу причин столь значительного расхождения авторов в понимании сущности других авторов на проблему, либо довольно поверхностная критика всех отличных от собственных точек зрения.

      Как самостоятельна научная проблема вопрос о потребностях стал обсуждаться  в психологии сравнительно недавно, в первой четверти ХХ века. При этом потребность как переживание нужды рассматривалась среди различных эмоциональных проявлений, а порой – и как инстинкты. Очевидно, первой работой, специально посвященной потребностям, является книга Л. Брентано (1921). Он определил потребность как «всякое, отрицательное чувство, соединенное со стремлением устранить его при помощи удаления вызывающей его неудовлетворенности». С тех пор появилось много различных точек зрения на ее сущность. К последним же относятся представления В.С. Магуна о потребностях как отсутствии блага и Д.А. Леонтьева – как отношении между личностью и окружающим миром. Такой переход от одной крайности к другой привел к тому. Что потребность как психологическое или психофизиологическое явление рассматривается все реже и во многих случаях вне мотивационного процесса. Рассмотрение проблемы мотивации и мотивов я начну с выяснения, что же  такое потребность.

      Слово «нужда» в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова (1985) имеет два значения: недостаток необходимого и потребность в чем-нибудь.

      В психологии нужда чаще всего понимается как дефицит, нехватка чего-то в организме, и именно в таком значении она принимается за потребность. Д.Н. Узнадзе, например, пишет, что понятие «потребность» касается всего, что является нужным для организма, но чем в данный момент он не обладает. При таком понимании наличие потребности признается не только у человека и животных, но и у растений.

      Несомненно, что у человека нужда и потребность  тесно связаны друг с другом. Но это не означает. Что они тождественны. Так, К.К. Платонов замечает, что отношения  между потребностью человека и нуждой – это отношения между отраженным и отражаемым.

      Мешает  отождествлению нужды и потребности  и зауженное понимание нужды  только дефицита. Нужда появляется не только в отношении физиологии, но и в отношении психологических раздражителей, возникающих спонтанно, без предшествующего переживания дефицита, а из-за соблазнительности появившегося объекта.

      Следует упомянуть представления А.Маслоу о потребностях человека. Он называет «дефицитом» те потребности, неудовлетворение которых создает в организме «пустоты»; они должны быть заполнены для сохранения здоровья организма. А.Маслоу кроме обычных витальных нужд к «дефициту» относит нужду в безопасности, сопричастности, любви, уважении, признании. При этом он оговаривает, что далеко не все физиологические потребности можно отнести к этой группе, например потребность в сексе, выведении экскрементов, сне и отдыхе.

      Маслоу  отмечает, что развитие личности складывается в зависимости от того, на чем  она «зациклена»: на «ликвидации  дефицита» или же на самоактуализации.

      Итак, наиболее распространенной является точка  зрения, согласно которой потребность  – это не сама нужда, а ее отражение  в сознании человека. Так, К.К. Платонов пишет, что потребность – это  психическое явление отражения  объективной нужды в чем-либо организма (биологические потребности) и личности (социальные и духовные потребности). М.М.Филиппов  рассматривает потребность как психический образ нужды.[2, с. 21 - 23]

      Во  многих работах потребность рассматривается как побудитель действий, деятельности, поведения человека.

      Принятие  потребности за мотив происходит, прежде всего, потому, что она объясняет в значительной степени, почему человек хочет проявить активность. Кроме того, как писал С.Л. Рубинштейн, в потребности содержится активное отношение (стремление), направляющее человека не преобразование условий с целью удовлетворения нужды. Следовательно, потребность объясняет, откуда берется энергия для проявления человеческой активности.

      Принятие  потребности за побудитель приводит к двум следствиям: 1) как только субъект переходит в состояние потребностного напряжения (драйва, нужды), начинается активность организма с высвобождением и тратой энергии; 2) чем выше напряжение потребности, тем интенсивнее побуждение.

      Е.Н. Баканов и В.А. Иванников из своего обзора работ сделали заключение, что понятие потребности выходит из круга существенных признаков побудителя деятельности, так как, во-первых, тканевой дефицит сам по себе не вызывает активности, а во-вторых, в процессуальной деятельности (игровой, исследовательской и т.д.) вообще не удается найти никакого дефицита, вызываемого депривацией объекта.

      Нарастание  потребностного напряжения не всегда приводит к повышению активности, обеспечивающей полную разрядку этого  напряжения; прямо пропорциональной зависимости между ростом потребностного напряжения  и внешней активности может и не быть. Но отсюда вовсе не следует вывод, что потребность лишена побудительной функции. Но даже признав за потребностью функцию побуждения деятельности, невозможно объяснить весь мотивационный процесс: почему потребность удовлетворяется с помощью этой активности, а не иной и т. д.

      В.П. Симонов (1987) считает, что потребности  являются основой и движущей силой  человеческого поведения, и отождествляет  их с мотивами.

      Соотношения между потребностями и мотивами, исходя из высказанных в психологической литературе точек зрения, можно систематизировать следующим образом:

  1. между потребностью и мотивом возможны далекие и опосредствованные отношения;
  2. потребность дает толчок к возникновению мотива;
  3. потребность преобразуется в мотив после опредмечивания, т.е. после нахождения предмета, могущего ее удовлетворить;
  4. потребность – часть мотива (В.А. Иванников, например, считает, что если побуждение  принять за мотив, то частью этого побуждения является потребность);
  5. потребность и есть мотив (Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, С.Л.Рубинштейн и многие другие).

      Против того, что потребность и есть мотив, возражает С.П. Манукян (1984), считающий, во-первых, что потребности нельзя отождествлять с мотивами. А во-вторых, что потребности не могут являться побудителями деятельности.

      Отождествить  мотив с потребностью не позволяет ряд обстоятельств. Во-первых, потребность не полностью объясняет причину конкретного действия или поступка., почему делается так или иначе, - ведь одна и та же потребность может быть удовлетворена разными способами. Во-вторых, мотив-потребность отделяется от идеальной (представляемой человеком) цели, поэтому не ясно, почему мотив имеет целенаправленность. В-третьих, принятие потребности за мотив ведет к тому. Что говорят об этом удовлетворении мотива. А не потребности, о цели как средстве удовлетворения мотива. А не потребности, о наследственных и приобретенных мотивах (В.С. Мерлин), что не совсем корректно.

      Таким образом, при принятии потребности  за мотив остается много вопросов, неясностей, неясностей и появляется некорректность в использовании терминов и словосочетаний. Поэтому закономерны попытки ряда психологов подойти к пониманию мотива с других позиций. [2, с. 46 - 52]

      Так, мотив – это побуждающая сила действий и поступков человека. Мотив  или причину действия человека установить не сложно, если он один. Но, как правило,  поведение человека определяют много факторов. Однако в любом случае, мотивы в чистом виде не существуют, они лишь результат отображения в психике потребностей организма, вызванных внешними или внутренними условиями. Поэтому, говорят, что мотив – это осознанная потребность и только в определенном случае он становится основой целенаправленных действий личности. Так, медицинский работник ощущает потребность оказать помощь ближнему, сформулирован и соответственный мотив но он имеет еще потребность в качественной одежде, вкусной еде, мотив также явный. Удовлетворить вторую потребность объективно он не может из-за низкой заработной платы. Происходит борьба мотивов. [1, с. 84 - 87]

      Вопрос  о «борьбе мотивов» обсуждается  в психологической литературе с конца прошлого века. В. Вундт (1897) связывал борьбу мотивов с процессом выбора, а В. Штерн – с проявление человеком решительности. А.Ф. Лазурский (1906) писал, что возбудителем борьбы мотивов можно считать такое стечение обстоятельств. При котором у человека наряду с одним каким-нибудь желанием или влечением, отличающимся значительной силой и стремящимся перейти в действие, возникают другие желания, противоположные первому, затрудняющие его осуществление.

Информация о работе Мотивы как проявление потребностей личности