Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 12:48, курсовая работа
В этой работе рассмотрены все виды мотивации к учебной деятельности подростков
Существует ещё одна сторона мотивационной сферы учебной деятельности, о которой часто говорят в школе, – интерес к учению. Он тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности и в этом плане есть выражение и проявление состояния других сторон мотивационной сферы – мотивов и целей. Чтобы возбудить интерес, полагал А.Н.Леонтьев, нужно создать мотив, а затем открыть школьникам возможность нахождения цели (а точнее – системы целей в изучаемом материале). «Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом».
Иногда в качестве основной
черты интереса называют
Итак, остановились на особенностях нескольких видов побуждений – потребностей, мотивов, целей, интересов. Главная характеристика мотивационной сферы – мотивы, т.е. направленность активности на предмет (поэтому далее особое внимание будет уделено изучению и формированию мотивов). Вместе с тем учителю необходимо учитывать и то, что мотивы формируются достаточно эффективно только в единстве с другими сторонами
мотивационной сферы – с потребностями, целями. Если главный путь становления
учебных мотивов и целей лежит в формировании учебной деятельности (на уроке,
во внеклассных учебных занятиях), то для развития потребностей имеет значение
более широкий контекст жизни ученика. Важность формирования всех сторон мотивационной сферы продиктована и тем, что они только во взаимосвязи и единстве друг с другом реализуют функции мотивации: потребность, как правило, выполняет побуждающую функцию, цель – направляющую и организующую, а мотив – смыслообразующую.
Все описанные побуждения
Внимательный педагог,
Для эффективного формирования
мотивации учения надо
концу
средней школы основ творческой мотивации,
состоящей в овладении способами преобразования
окружающей действительности.
1.3. Мотивы учения и их формирование
Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких частей (отдельных учебных действий) она состоит, как эти части между собой соотносится, т.е. какова структура учебной деятельности, – от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль. Успешность учебной деятельности зависит также от того, на что она направлена, какие цели осуществляют учащиеся при этом, направлены ли эти цели на овладение учебным материалом как самостоятельной ценностью, или же учебная деятельность служит для них лишь средством для достижения целей, не связанных с содержанием обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова её структура и характер.
Психологические исследования
Мотивационный этап
На этом этапе ученики должны
осознать, почему и для чего
им нужно изучить данный
1. Создание учебно-проблемной
а) постановкой перед
б) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки
2. Формулировка основной учебной
задачи. Обсуждение основного
Формулирование основной
3. Самоконтроль и самооценка
Весь этап изучения темы (раздела)
учебной программы весьма
Заключение
Список литературы
1.Асеев В. Г. Мотивация
поведения и формирование личности. М.,
1995г., 342с.
2. Баич М., Котов А. Потребность – мотивация
– поведение. М., 1988г.
3. Белопольская Н.Л. Психологическое исследование
мотивов учебной деятельности с ЗПР. М.,
1976 г.
4. Божович Л.И. Личность и её формирование
в детском возрасте. М., Педагогика, 1968г.
5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной
сферы и изучение мотивации поведения
детей и подростков. М., 1980г., 209с.
6. Божович Л.И., Славин Л.С. Психологическое
развитие школьника и его воспитание.
М., 1979г.
7. Возрастная и педагогическая психология.
Учебник / под ред. Гамезо. М, Наука, 1984г.,
135с.
8. Выготский Л.С. История развития высших
психических функций. М, 1983г., 350с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.,
1983г. т.2., 328с.
10. Гальперин П.Я. К проблеме внимания,
// Сборник АПП, № 3, 1958г., 33-38с.
11. Под редакцией Дружинина В.Н. Психология.
М., 2006г., 650с.
12. Давыдов В.В., Лошпшер И., Маркова А.К.
Формирование учебной деятельности школьника.
М., 1982 г., 215с.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология.
М., 2000 г., 239с.
14. Ильясов И.И. Структура процесса обучения.
М., 1986 г.
15. Калмыкова З.И. Проблемы преодоления
неуспеваемости глазами психолога.
М., 1982 г.
16. Кикнадзе Д. А. Общая психология. М., 1968
г.
17. Климов Е. А. Общая психология. М., 1999
г., 509с.
18. Ковалёв В. И. Мотивы поведения и деятельности.
М.,1988.г., 254с.
19. Крутецкий В.А. Психология обучения
и воспитания школьников. М., 1976 г.
20. Кузнецова Л.В. Личностный аспект готовности
детей с задержкой психического развития
к школе. М., 1977 г.
21. Кулагина И. Ю. Возрастная психология.
М., 1999 г., 175с.
22. Лебединский В.В. Нарушения психического
развития у детей. М.,1982 г., 196с.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание.
Личность. М., Просвещение, 1982г., 304с.
24. Лусканова Н.Г. Методы исследования
детей с трудностями в обучении. М., 1993
г.
25. Максименко С.Д. Изучение психики ребёнка
в процессе обучения. Киев, 1971 г.
26. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации
учения. Книга для учителя. М., Просвещение,
1990 г., 308с.
27. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М.
Мотивация учения и её воспитание у школьников.
М., 1093 г., 63 с.
28. Мухина В. С. Возрастная психология.
М., 2000 г.
29. Немов Р. С. Психология. Книга 1-я. М., 2000г.
Приложение 1
Строение
мотивационной сферы учения
Виды побуждений | Разновидность побуждения по предмету, на который направлена учебная деятельность |
Потребность Мотив Цель Интерес |
I. Социальные: 1) широкие
социальные (направленность на
широкий круг
идеалов, социальных ценностей) 2) позиционные
(направленность на способы
коллективистские (направленность
на задачи и способы
индивидуалистические II. Познавательные: 1) широкие учебные (направленность на процесс учения, его содержание, результат);
2) учебно-познавательные, или теоретико-познавательные
(направленность на способ
3) самообразовательные ( направленность
на овладение обобщёнными III. Творческие, или социально-познавательные (направленность на овладение в ходе учения способами действий, могущими быть использованными для преобразования окружающей действительности, собственной деятельности) |