Мотивация как психологическая категория в деятельности студента

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 00:20, реферат

Описание работы

Основная цель данной работы заключается в раскрытии особенностей мотивационной сферы студентов высших учебных заведений. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть мотивацию как психологическую категорию. Назвать и проанализировать основные подходы к исследованию мотивации студентов вуза.
Исследовать основные типы классификаций мотивационной сферы студентов и выявить основные компоненты данной сферы. Разработать модель мотивационной сферы личности студентов.
Охарактеризовать структуру мотивационной сферы личности студентов.
Дать практические рекомендации по оптимизации мотивационного обеспечения эффективности обучения студентов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Мотивация как психологическая категория. Основные подходы к исследованию мотивации 4
2 Классификация и основные компоненты мотивационной сферы студентов 7
3 Структура мотивации 11
Заключение 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

     Критериями  коммуникативной  мотивации являются: участие в дискуссионных клубах, круглых столах, где происходит дискуссионное обсуждение актуальных тем совместно с приглашенными специалистами, студенты не только реализуют навыки учебного и профессионального общения, но так же проявляют свои творческие способности; активное участие в студенческой жизни вуза, где студенты участвуют в олимпиадах, спортивных состязаниях, спартакиадах, КВН, конференциях, в проводимых социальных акциях, студенческих праздниках и т.д., здесь проявляется коммуникативная активность студентов, желание взаимодействовать с окружающими людьми, приносить общественную пользу; шефская взаимопомощь, где студенты старших курсов оказывают поддержку студентам младших курсов в учебно-профессиональной деятельности.

     Критериями  профессиональной мотивации являются: успешное прохождение практик, предусмотренных учебным процессом вуза, что позволяет студентам закрепить полученные в процессе обучения профессиональные знания, умения и навыки, расширить кругозор, проявить творческие и организаторские способности; работа по специальности в процессе профессионализации связана с потребностями современного рынка труда,  необходимостью наличия стажа и опыта работы; наличие в вузе института наставничества, где студенты старших курсов имеют возможность работать со специалистами-наставниками, выпускниками вуза, в целях профессиональной самоидентификации; создание проектов, связанных с реализацией профессиональных навыков, где студенты в процессе обучения в вузе создают профессиональные проекты (Интернет, ТВ), реализуют свои знания, умения и навыки в контексте профессиональной тематики; добровольное участие в социальных программах:  студенты психологического направления работают в детском доме, хосписах для онкологически больных детей; студенты направлений менеджмента, экономики, юриспруденции, информатики и вычислительной техники задействованы в социальных проектах помощи населению, в центрах оказания социально-психологической помощи лицам без постоянного места жительства («Армия спасения», «Врачи без границ» и др.), в центрах трудоустройства населения.

 

3 Структура мотивации

 

    При изучении мотивации (В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, А. Маслоу, Е.К. Савонько) продуктивным является представление  о ней как о сложной системе, в которую включены определенные иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта, как инвариант системы. Анализ структуры мотивации позволил В. Г. Асееву выделить в ней а) единство процессуальных и дискретных характеристик и б) двухмодальное, т.е. положительное и отрицательное основания ее составляющих [1, с. 137].

    Важно также положение исследователей о том, что структура мотивационной сферы – не застывшее, статическое, а развивающееся, изменяющееся в процессе жизнедеятельности образование.

    Существенным  для исследования структуры мотивации  оказалось выделение Б.И. Додоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность [6]. Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три – ее целевыми составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия. Существенно также и то, что два последних, определяемых как награда и избегание наказания, являются, по Дж. Аткинсону, составляющими мотивации достижения. Отметим, что подобное структурное представление мотивационных составляющих, соотнесенное со структурой учебной деятельности, оказалось очень продуктивным, как будет показано ниже, для анализа учебной мотивации. Интерпретация мотивации и ее структурной организации проводится и в терминах основных потребностей человека (X. Мюррей, Дж. Аткинсон, А. Маслоу и др.).

    Одним из ранних исследований личностной мотивации (в терминах потребностей личности), как известно, была работа X. Мюррея (1938). Из множества побудителей поведения им были выделены четыре основные потребности: в достижении, в доминировании, в самостоятельности. Эти потребности, рассмотренные в более широком контексте, М. Аргайл включил в общую структуру мотивации (потребностей):

    1) несоциальные потребности, которые могут вызвать социальное взаимодействие (биологические потребности в воде, еде, деньгах);

    2) потребность в зависимости как  принятие помощи, защиты, принятие  руководства, особенно от тех,  кто авторитетен и имеет власть;

    3) потребность в аффилиации, т.е.  стремление быть в обществе  других людей, в дружеском отклике, принятии группой, сверстниками;

     4) потребность в доминировании,  т.е. принятии себя другими или группой других как лидера, которому дозволено говорить большее время, принимать решения;

    5) сексуальная потребность — физическая близость, дружеское и интимное социальное взаимодействие представителя одного пола с привлекательным представителем другого;

    6) потребность в агрессии, т.е. в  нанесении вреда, физически или  вербально; 

    7) потребность в чувстве собственного  достоинства (self-esteem), самоидентификации, т.е. в принятии самого себя как значимого.

    Очевидно, что потребность в зависимости, в самоутверждении и одновременно в агрессии может в значительной мере представлять интерес для анализа учебной деятельности и поведения обучающихся.

    В плане рассмотрения структуры потребностной сферы человека большой интерес представляет «потребностный треугольник» А. Маслоу [11], в котором, с одной стороны, очевиднее высвечивается социальная, интерактивная зависимость человека, а с другой — его познавательная, когнитивная природа, связанная с самоактуализацией. Ниже приведен треугольник потребностей А. Маслоу. При его рассмотрении обращает на себя внимание, во-первых, место и значение, которое отводится собственно когнитивным (познавательным) и коммуникативным потребностям человека, и, во-вторых, то, что потребностная сфера человека рассматривается вне структуры его деятельности — только применительно к его личности, ее самоактуализации, развитию, комфортному существованию (в понимании Дж. Брунера). 
 

 

Заключение 

     Правильное  выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости  профессией в будущем. Отношение  к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения.

     Немаловажным  для личности является и чувство  внутреннего комфорта, идентичности, интегрированности и гармонии, которое  также оказывает влияние на мотивационную  сферу человека.

     Проблема  внутриличностного конфликта, нахождение средств психологической защиты от него является актуальной научно-практической проблемой психологии. Это обусловлено, во-первых, тем, что формирование новых рыночных отношений в нашей стране ведет к преобразованию важнейших институтов социализации – семьи, школы, прежде всего, отражаясь на вступающем в жизнь поколении, от которого зависит будущее нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие. Во-вторых, это обусловлено малым количеством работ среди отечественных исследователей, посвященных теме внутриличностного конфликта.

     В этой ситуации молодежи нужна особая психологическая и педагогическая поддержка. Психологу необходимо владеть  фактическим материалом о причинах, последствиях и особенностях протекания внутриличностных конфликтов у людей разного возраста и на его основе реализовать технологии по формированию конфликтной культуры молодого поколения.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Асеев, В.Г. Проблема мотивации и личность / В.Г. Авсеев //Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1974.
  2. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович / Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М., 1995.
  3. Джидарьян, И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности / И.А. Джидарьян. – М., 1974.
  4. Дистервег, А. Из книги " Руководство к образованию немецких учителей//Хрестоматия по истории педагогики / А. Дистервег. – Минск, 1971.
  5. Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. – 1984. – № 4.
  6. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. – М., 1987.
  7. Ильин, Е.П. Сущность и структура мотива / Е.П. Ильин // Психологический журнал. – 1995. – № 2. – С. 28-40
  8. Леонтьев, А.А. Лекция как общение / А.А. Леонтьев. – М., 1974.
  9. Леонтьев, А.А. Психология общения. / А.А. Леонтьев. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1997.
  10. Литвинова, Г.В. Мотивация достижения успеха как фактор развития личности: Монография / Г.В. Литвинова. – Петропавловск–Камчатский: Изд-во КГПУ, 2004. – 133 с.
  11. Мешков, Н.И. Мотивация учебной деятельности студентов: Учебное пособие / Н.И. Мешков. – Саранск, 1995. – 183 с.
  12. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. – М., 1969.
  13. Якобсон, П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема / П.М. Якобсон. – М., 1973.

Информация о работе Мотивация как психологическая категория в деятельности студента