Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 00:20, реферат
Основная цель данной работы заключается в раскрытии особенностей мотивационной сферы студентов высших учебных заведений. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть мотивацию как психологическую категорию. Назвать и проанализировать основные подходы к исследованию мотивации студентов вуза.
Исследовать основные типы классификаций мотивационной сферы студентов и выявить основные компоненты данной сферы. Разработать модель мотивационной сферы личности студентов.
Охарактеризовать структуру мотивационной сферы личности студентов.
Дать практические рекомендации по оптимизации мотивационного обеспечения эффективности обучения студентов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Мотивация как психологическая категория. Основные подходы к исследованию мотивации 4
2 Классификация и основные компоненты мотивационной сферы студентов 7
3 Структура мотивации 11
Заключение 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из условий успешного процесса обучения в профессиональном учреждении и в профессиональном развитии личности является четкое представление о системе смыслообразующих мотивов, так как именно они побуждают к деятельности, придают ей личностный смысл и определенную направленность. Для этого необходимо учитывать особенности мотивационной сферы современных студентов.
Данный реферат посвящен проблеме мотивации современных студентов как одной из фундаментальных в отечественной и зарубежной психологии.
Актуальность темы исследования обусловлена повышением требований общества к проблеме эффективности профессионального образования в высшей школе. Как пишет Е.П. Ильин, «исследование мотивации в профессиональном становлении студентов является недостаточно исследованной проблемой в связи с тем, что студенческий возраст изучается, в основном, с точки зрения особенностей познавательных процессов» [7, с. 65] . Ценностью для студентов становятся не получаемые знания, а документ, свидетельство об образовании. Ведущими учебными мотивами у студентов часто являются не «профессиональные», а «прагматические» (получение диплома о высшем образовании).
Основная цель данной работы заключается в раскрытии особенностей мотивационной сферы студентов высших учебных заведений. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Значимость проблемы мотивации современных студентов связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом, то прежде всего возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой» [13, с. 12–13]. В самом общем плане мотив – это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.
В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. В.Г. Алексеев отмечает, что мотивационная система человека имеет, гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждения, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение [1]. Все это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой – говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре. «Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими» [2, с. 52].
Мотив — мотивация — мотивационная сфера
Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.
Трактовка мотива соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом) (Ж. Нютенн, А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С.Л. Рубинштейн), либо с предметом потребности. Так, в контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее» [9, с. 243]. Отметим, что понимание мотива как «опредмеченной потребности», по А.Н. Леонтьеву, позволяет определять его как внутренний мотив, входящий в структуру самой деятельности.
Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы — Л.И. Божович. Согласно Л.И. Божович, мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [2, с. 53]. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны. При этом подчеркнем, что понятие «мотива» уже понятия «мотивация», которое «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности» [3, с. 148].
Самым широким является понятие мотивационной сферы, включающее и аффективную, и волевую сферу личности (Л.С. Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
Таким образом, термин «мотивация» связывает три самостоятельных вида психологических явлений:
во-первых, мотивацию рассматривают
как повод, который
во-вторых, мотивация является причиной выбора определённой направленности поведения;
в-третьих, мотивацию можно
Долгое время мотивации студентов не уделяли должного внимания, а на самом деле это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс обучения и результаты долгих лет лекций, практик и сессий. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению представляет собой достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу.
Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям. В качестве таковых выступают:
а) характер участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н. Леонтьеву);
б) время (протяженность) обусловливания деятельности (далекая — короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову);
в) социальная значимость (социальные — узколичные, по П.М. Якобсону);
г) факт их включенности в
саму деятельность или
д) определенный вид деятельности, например учебная мотивация, и др.
В качестве классификационных основ могут рассматриваться и схемы X. Мюррея, М. Аргайла, А. Маслоу и др. П.М. Якобсону принадлежит заслуга разграничения мотивов по характеру общения (деловые, эмоциональные) [13]. Продолжая эту линию исследования, социальные потребности, определяющие групповую интеграцию и общение, согласно А.А. Леонтьеву, можно грубо разделить на три основные потребности, ориентированные на: а) объект или цель взаимодействия; б) интересы самого коммуникатора; в) интересы другого человека или общества в целом. В качестве примера проявления первой группы потребностей (мотивов) автор приводит выступление члена производственной группы перед товарищами, направленное на изменение ее производственной деятельности. Потребности, мотивы собственно социального плана связаны «...с интересами и целями общества в целом...» [9, с. 192]. Эта группа мотивов обусловливает поведение человека как члена группы, интересы которой становятся интересами самой личности. Очевидно, что эта группа мотивов, характеризуя, например, весь учебный процесс в целом, может характеризовать также и его субъектов: педагога, учащихся в плане далеких, общих, понимаемых мотивов. Говоря о мотивах (потребностях), ориентированных на самого коммуникатора, А.А. Леонтьев имеет в виду мотивы, «направленные либо непосредственно на удовлетворение желания узнать что-то интересное или важное, либо на дальнейший выбор способа поведения, способа действия» [8, с. 22]. Эта группа мотивов представляет наибольший интерес для анализа доминирующей учебной мотивации в учебной деятельности.
К
определению доминирующей мотивации
деятельности целесообразно также подойти
и с позиции особенностей интеллектуально-эмоционально-
Таким
образом, мотивационную сферу
1. Социальные мотивы (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества).
2. Познавательные мотивы (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным).
3.
Профессионально-ценностные
4. Эстетические мотивы (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои скрытые способности и таланты).
5.
Коммуникативные мотивы (возможность
расширять свой круг общения
благодаря повышению своего
6. Статусно-позиционные мотивы (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своём ВУЗе, группе и т.д.).
7.
Традиционно-исторические
8.
Утилитарно-практические мотивы (необходимость
в получении свидетельства об
образовании, которое
9.
Учебно-познавательные мотивы (стремление
усвоить отдельный
10.
Неосознанные мотивы (основано на
полном непонимании смысла
Для выявления критериев оценки мотивационной сферы необходимо определить основные ее компоненты. В качестве таких компонентов в работе рассматриваются комплексы учебно-профессиональных, профессиональных и коммуникативных мотивов, являющихся, с одной стороны, относительно независимыми образованиями, с другой − взаимодействующими и взаимообусловленными в своем развитии компонентами единой системы.
Критериями учебно-профессиональной мотивации являются: участие в открытых семинарах с докладом, где студенты готовят доклады по профильным предметам. Это позволяет им использовать полученные навыки работы со специальной литературой и проявить творческий подход при изучении материала (логические схемы, презентации); ведение научной работы (успешное выполнение курсовых и дипломных проектов). Студенты выбирают темы проектов в соответствии с профессиональными интересами, осваивают навыки проведения научного исследования, обработки полученных результатов, учатся формулировать научную новизну и объяснять практическую и теоретическую значимость проведенной работы; принимают участие в профильных студенческих сообществах, где студентами под руководством преподавателей создаются сообщества и обсуждаются профильная литература по отдельным направлениям профессиональной деятельности, проведенные студентами исследования, проводятся тренинги профессиональных знаний, умений и навыков; участие в ролевых, имитационных, операционных и деловых играх, где приобретают конкретные навыки, необходимые в профессиональной деятельности и моделируют профессиональные ситуации, позволяющие им понять особенности профессиональной деятельности и коммуникации.
Информация о работе Мотивация как психологическая категория в деятельности студента