Мотивация и стимулирование трудовой деятельности работников.

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 22:56, контрольная работа

Описание работы

Понимая мотивы, которые побуждают человека к активности, можно влиять на его поведение и деятельность. Руководители, которые умеют активизировать других, достигают значительных успехов. Менеджер, задействовав мотивы своих подчиненных, мобилизует их на достижение общей цели.
Знания по мотивации необходимы каждому, кто пытается побуждать к деятельности других людей или стремится работать с интересом, легко и непринужденно. Изучив этот курс, вы научитесь ставить цели и достигать их. Вы научитесь формулировать свои требования таким образом, чтобы они позволяли вам достигать желаемого.
Несколько одобрительных слов могут резко изменить отношение человека к учебной или профессиональной деятельности. Руководитель, зная о мотивации своих подчиненных, может легко актуализировать у них необходимые для деятельности мотивы. Знания по психологии мотивации человек может использовать в целях саморегуляции поведения.
Часто, ведя разговор о заинтересованности работника в высокой производительности своего труда, практики-менеджеры употребляют термины “мотивация” и “стимулирование” как близкие по значению синонимы. Мол, разница между ними незначительна, а нюансы пусть "ловят" теоретики – у них, мол, больше свободного времени на терминологические изыски. Это в корне неверная и очень губительная для менеджеров-практиков традиция. В таком легкомыслии зачастую и коренятся основные причины многих недоразумений в управлении персоналом.
Мотивированный персонал - это залог успешной работы и поступательного движения компании для реализации ее стратегии и упрочения положения на рынке. Поэтому мотивация персонала является универсальной темой, актуальность которой не уменьшается, несмотря на постоянное внимание теоретиков и практиков менеджмента. Данная статья посвящена системному подходу к мотивации персонала, что является обязательным условием профессионализации управления и рационального использования организационных возможностей стимулирования работников к трудовой активности.
Цель данной работы рассмотрение вопроса мотивации и стимулирования трудовой деятельности работника. Определение влияния мотивации на эффективность деятельности предприятия.

Содержание

Введение
1. Цели изучения мотивации трудового поведения в современной теории управления.
2. Сопоставление различных подходов к мотивации в практике принятия управленческих решений и определение принципов воздействия на трудовое поведение.
3. Основные типы мотивации работников в условиях становления рыночных отношений в России.
4. Изменение трудовых ценностей у современного российского населения.
5. Конкретные формы стимулирования персонала нашей фирмы и их эффективность.
6. Проблемы оценки результатов деятельности работников и построение системы вознаграждения.
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 62.04 Кб (Скачать)
  • Предположение 1: Поведение определяется сочетанием сил индивида и внешних сил. Ни человек, ни внешняя среда сами по себе не определяют поведение. Люди устраиваются на работу, уже владея определенным «психологическим багажом». Личный опыт человека отражает неповторимое сочетание его потребностей, мировоззрения и ожиданий того, как организация будет обращаться с ним. Все это влияет на то, как человек реагирует на окружающую его обстановку в организации. Условия на работе представляют собой структуры (например, схему оплаты или надзора), которые воздействуют на поведение людей. При разных обстоятельствах похожие люди поступают по-разному, так же как и разные люди могут действовать одинаково при схожих обстоятельствах.
  • Предположение 2: Люди сами решают, как вести себя на работе. Несмотря на то что существует много ограничений в поведении людей на работе, по большому счету люди сами сознательно выбирают линию своего поведения. Эта линия поведения делится на две категории. Во-первых, люди принимают решения о групповом поведении — приходе на работу, пребывании на работе, а также в отношении иных моментов, благодаря которым человек становится частью организации. Во-вторых, люди принимают решения о том, сколько сил они потратят на выполнение работы. Это включает решение о том, насколько интенсивно следует работать, какой должна быть производительность труда, какого она должна быть качества и т. д.
  • Предположение 3: Разные люди имеют различные потребности, желания и цели. Люди по-разному видят результаты своей работы (или вознаграждения), к которым они стремятся. Эти различия не случайны; их можно последовательно изучить, поняв, какова сила определенной потребности у конкретного человека.
  • Предположение 4: Люди принимают решения на основе альтернативного выбора линии поведения в зависимости от их понимания (ожидания) того, к каким результатам оно приведет.

     Проще говоря, люди предпочитают делать то, что, по их мнению, приведет к результатам (их также можно называть «вознаграждением»), которых они хотят, и избегают делать то, что, на их взгляд, приведет к нежелательным последствиям.

     В целом этот подход предполагает, что  люди обладают собственными потребностями  и собственным взглядом на мир. Основываясь  на своих взглядах, люди решают, как вести себя, и ведут себя так, чтобы, на их взгляд, результат удовлетворил их потребности. Следовательно, они ни активны, ни пассивны; побудительные мотивы зависят от ситуации, в которой они находятся, и от того, насколько она соответствует их потребностям.

     Для понимания трудового поведения  человека и построения обоснованной системы стимулирования персонала  важно понимание тех психологических  закономерностей и ключевых принципов, которые лежат в основе трудовой мотивации. К этим ключевым принципам  могут быть отнесены3:

     •  полимотивированность трудового поведения;

     •  иерархическая организация мотивов;

     •  принцип справедливости;

     •  принцип подкрепления.

     Полимотивированность трудового поведения

     Деятельность  человека является полимотивированной, то есть на поведение работников может одновременно влиять множество мотивов. Понимание этого может помочь руководителям, с одной стороны, так организовать рабочий процесс, чтобы подчиненные работали эффективно и с желанием, а с другой - избежать конфликта мотивов, когда разные мотивы требуют от человека разных линий поведения, разных действий или решений. Например, рабочий может стремиться соответствовать требованиям бригадира, что связано с высокой производительностью труда, и в то же время стараться избежать противопоставления себя товарищам по бригаде, что предполагает, что он не будет "высовываться" и превышать негласно установленный уровень производительности.

     Иерархическая организация мотивов 

     Говоря  об иерархической организации трудовой мотивации, обычно имеют в виду такое  отношение между трудовыми мотивами и рабочим поведением, когда более  выраженное влияние на поведение  оказывают мотивы, в основе которых  лежат потребности, имеющие для  человека более важное значение и  занимающие поэтому более высокое место в иерархии трудовой мотивации. Так, к примеру, усиление влияния на поведение неудовлетворенных потребностей, приобретающих для человека большую значимость, приводит к ситуациям, хорошо отраженным в русских пословицах: "У кого чего болит, тот о том и говорит", "У голодной куме все хлеб на уме", "Голодное брюхо к ученью глухо" и т.п.  
 

     Принцип справедливости

     Трудовая  мотивация делает пристрастным отношение  человека к самым разным аспектам рабочей ситуации. Пристрастность в  определенной мере выражается в оценке справедливости отношений, установившихся между работником и организацией. Работники нацелены на установление справедливых отношений с организацией и с другими людьми и стремятся изменить те рабочие взаимоотношения, которые они оценивают как несправедливые. Люди хотят, чтобы между ними и организацией устанавливались "честные" отношения, когда обмены, осуществляемые между ними и организацией, являются справедливыми и уравновешенными. Любое нарушение равновесия как в пользу организации, так и в пользу работника (недоплата или переплата) будет вызывать возникновение напряжения, которое может выразиться в определенных действиях со стороны работника.

     Принцип подкрепления

     Поведение или действия человека, вызванные  определенной ситуацией или событием, как правило, имеют определенные последствия. Если эти последствия  являются для него позитивными, то в  похожих ситуациях человек будет  стремиться действовать подобным образом. Если же последствия будут негативными, нежелательными, то человек в будущем  постарается изменить свое поведение, чтобы избежать таких последствий. Например, работники стремятся в  точности исполнять требования своего непосредственного руководителя, потому что нарушение этих требований в  прошлом каралось наказанием (выговором, лишением премии, исключением из состава  резерва или переносом отпуска  на неудобное время).  

     3. Основные типы  мотивации работников  в условиях становления  рыночных отношений  в России.

     Существует  несколько теорий о мотивах; мы остановимся  на теории В.И.Герчикова. Применительно к российским предприятиям он выделяет пять основных мотивов (очень похожих на пирамиду Маслову), по которым люди приходят на работу:

  • «Могу заработать деньги».
  • «Могу использовать свои знания и опыт».
  • «Чувствую себя нужным коллективу».
  • «Могу самостоятельно решить, что и когда мне делать».
  • «Привычная работа, стабильность».

     Исходя  из этих представлений он выделяет пять типов мотивации среди российских работников4: 
 

     1. Инструментальная  мотивация (характерна  для 35 – 50% работников).

     Самое главное в инструментальной мотивации  – ощущение заработанности денег, справедливая оценка труда. Для такого человека работа – как инструмент, т.е. ему важно знать, что за такую-то работу, сделанную таким-то образом, он получит столько-то денег; простое соотношение трудовых затрат и вознаграждения.

     Инструментальная  мотивация это: Цена (величина заработка  и благ), получаемая в качестве вознаграждения за труд. Заработанность получаемых денег. Развитое социальное достоинство.

     2. Профессиональная  мотивация (характерна  для 15 – 20% работников).

     Для любителей с профессиональной мотивацией важны:

     Разнообразие, интересность, творческий характер работы.

     Возможность проявить себя и доказать, что он может справиться с трудным заданием, которое не каждому посильно.

     Профессиональное  совершенствование.

     Самостоятельность в работе.

     Развитое  профессиональное достоинство.

     Люди  с профессиональным типом мотивации  очень часто выступают альтруистами в компании, они во вторую очередь  спрашивают про зарплату, для них  важна профессиональная самореализация (нередко даже в ущерб личной жизни), т.е. принятие их в обществе за счет профессионального успеха, умений и  навыков.

     Такого  человека привлекает в работе, двигает, потребностно определяет разнообразие и творческий характер этой работы. К сожалению, люди творческие и глубоко профессиональные очень часто трудно управляемы.

     3. Патриотическая мотивация  (характерна для  5 – 15% работников).

     Для людей с патриотической мотивацией важны:

     Убежденность  в своей «нужности» организации.

     Участие в реализации общего, очень важного  для организации дел.

     Общественное  признание участия в общих  достижениях.

     Возможность взвалить на себя дополнительную ответственность  за результаты общего дела.

     Обычно  эти сотрудники высоколояльны по отношению к компании, очень ей преданны, если компания позволяет им ощущать себя принятыми, понятыми, реализованными и, самое главное, востребованными. Востребованными не в профессиональной сфере, а именно в области социального взаимодействия. Для них важно ощущать себя соучастниками общего, важного процесса, при этом вопрос зарплаты может тоже отодвигаться на второй план. Однако если такой человек не слышит достаточно часто в качестве поддержки «мы сделали это вместе!», он начинает демотивироваться, скучать.

     4. Хозяйская мотивация  (характерна для  5% работников).

     Она состоит только из двух пунктов:

     Добровольно принятая нВ себя полная личная ответственность  за выполняемую работу.

     Стремление  к максимальной самостоятельности  в работе (суверенитету); неприязнь  к контролю.

     Таких людей выгодно отправлять на открытие новых офисов, филиалов – они  любят нести от начала до конца  ответственность за результат деятельности. Ими движет потребность определения  границ собственных возможностей («  Я хочу понять, как много я могу один»), причем не только в рамках профессии, а в полном ведении некоего  вверенного им хозяйства.

     5. Недосижительная мотивация (характерна для 25 – 35% работников).

     Это мотивация, не ориентированная на достижения. Если посмотреть сквозь призму пирамиды Маслоу, то это как раз самый нижний уровень потребностей: «Для меня вообще мало что интересно, я работаю потому, что во-первых, работать просто нужно, а во-вторых, потому что работа приносит деньги» 

     В недостижительной мотивации практически отсутствуют мотивы содержательности труда, ответственности, большого заработка, полезности и нужности выполняемой работы. Проявляемые мотивы: Низкая ответственность. Малые трудовые усилия. Привычки. Страх. Гарантированный заработок

     Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а, следовательно, и методов мотивации.

     В настоящее время, при переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором работников является желание иметь гарантированную заработную плату. При этом ни интенсивность, ни качество труда в расчет не берутся, преобладает желание иметь спокойную работу с небольшим, но гарантированным заработком, нежели интенсивную работу с высокой оплатой.

     Вместе  с тем, на рынке труда появляются работники, обладающие достаточным  профессионализмом и новым трудовым сознанием, т.е. люди с хорошей нравственной основой и пониманием труда. Однако шансов найти хорошую работу у них немного из-за возрастного барьера (до и более 50 лет) или отсутствия рекомендаций (в основном у молодых специалистов).

Информация о работе Мотивация и стимулирование трудовой деятельности работников.