Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:38, контрольная работа
В психологии есть такое понятие, как деятельность. Для того чтобы рассмотреть это понятие необходимо узнать, что конкретно рассматривает такая наука как психология. Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления.
Прямые неимперативные формы организации мотивационного процесса.
К прямым неимперативным формам воздействия относятся просьба, предложение (совет) и убеждение.
Просьба. Этот метод используют, когда не хотят придавать воздействию официальный характер или когда кто-то нуждается в помощи. Во многих случаях субъектам (особенно детям и подчиненным) льстит, что вместо приказа старший по возрасту или должности просит, тем самым показывается зависимость просящего от того к кому он обращается.
Просьба оказывает большое влияние, если облекается в ясные и вежливые формулировки и сопровождается уважением к праву отказать.
Предложение (совет). Предложить кому-либо
что-то – значит представить на обсуждение
это что-то как известную возможность
(вариант) решения проблемы. Принятие
субъектом предложения зависит
от степени безвыходности
Убеждение. Это метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основой убеждения служит разъяснение сути явления, причинно-следственных связей и отношений, выделение социальной и личностной значимости решения того или иного вопроса. Убеждение можно считать успешным, если человек оказывается в состоянии самостоятельно обосновать принятое решение, оценивая его положительные и отрицательные стороны. Убеждение как психологическое воздействие должно создавать у человека убежденность в правоте другого и собственную уверенность в правильности принимаемого решения.
Сопротивление субъекта убеждающим воздействиям зависит от его морального состояния. При подавленности человека, понимании им бесперспективности того, что он делал раньше, его сопротивление резко уменьшается.
Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс формирования мотива.
В ряде случаев эффективным средством воздействия со стороны на процесс образования мотива является внешнее внушение. Оно понимается как психологическое воздействие одного человека (суггестора) на другого (суггерента), осуществляемого с помощью речи и неречевых средств общения и отличается сниженной аргументацией со стороны суггестора и низкой критичностью при восприятии внушаемого содержания со стороны суггерента. Внушение, принимаемое суггерентом, становиться его внутренней установкой, которая направляет и стимулирует его активность при формировании намерения.
Существует три формы внушения:
сильное уговаривание, давление и
эмоционально-волевое
По критерию наличия цели выделяют преднамеренное и непреднамеренное внушение. Первый вид внушения характеризуется наличием конкретной цели: суггестор знает, сто и кому он хочет внушить. Характерной особенностью непреднамеренного внушения является то, что человек, производящий его, сам может этого и не подозревать.
По содержанию внушение определяют
как специфическое и
По способу воздействия
Прямые императивные формы организации мотивационного процесса.
К прямым императивным формам воздействия относятся приказы, требования, принуждение.
Приказ, требование. В случае приказа, требования особенностью формирования мотива является то, что человек принимает их как цель. В связи с этим В.А.Иванников говорит о двух родах целей: цель как конкретное наполнение мотива и цель, задаваемая другими людьми и обществом в целом.
Формирование мотива при заданной извне цели происходит по следующей схеме:
Задаваемая цель (приказ, требование);
Осознание задаваемой цели и ее значимости для других;
Осознание значимости цели для себя с учетом:
необходимости действий в связи с выполняемой ролью, с чувством долга;
последствиями в случаи согласия или отказа;
собственных интересов.
Актуализация потребностей:
в самоуважении;
в самосохранении (избегании наказания).
Учет возможностей, ситуаций;
Принятие решения;
Намерение (побуждение к действию)
Действие;
Реальная цель.
Приказ или требование как форма
воздействия могут
Снять эту негативную реакцию можно путем тщательной аргументации выдвигаемого требования. Это способствует осознанному, а не слепому выполнению требования. Тогда требование становиться из внешнего побудителя внутренним.
Принуждение. Эта форма воздействия используется обычно тогда, когда другие методы воздействия на мотивацию оказываются недейственными или когда нет времени, чтобы их использовать.
Принуждение действенно только в том случае, если принуждающий имеет более высокий статус, чем принуждаемый.
Положительной стороной принуждения
является то, что оно может способствовать
снятию конфликтной ситуации на данном
отрезке времени и выполнению
субъектом необходимых
Манипуляция
Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли своими собственными, а не “наведенными” извне и признавал себя ответственным за них.
Мотивация, вызванная привлекательностью объекта.
Рассмотрим вариант
К мотивации, вызванной привлекательностью
объекта, относят такие психологические
механизмы воздействия как
Заражение. Заражение как психологический механизм как процесс передачи эмоционального состояния от человека или группы другому (другим). Особенно ярко проявляется в трудовом энтузиазме, в воодушевлении болельщиков на стадионе.
Подражание – это следование какому-либо примеру, образцу, принятие и воспроизведение внешних и внутренних особенностей других людей, привлекательных для данного субъекта.
Выделяют разные виды подражания: непроизвольное и произвольное, логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, и т.д. (Например, придворных – королю, служащих аппарата – его руководителю; вспомним “увлечение” многих высших функционеров теннисом.)
Проблемы практического
Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Важным фактором является не очевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их “вычленить” невозможно.
Следующим важным фактором является
изменчивость мотивационного процесса.
Характер мотивационного процесса зависит
от того, какие потребности инициируют
его. Однако сами потребности находятся
между собой в сложном
Еще одним фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и не на сто процентов предсказуемым, является различие инновационных структур отдельных личностей. Разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению данного результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае один и тот же мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.
Направленность личности
Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается Мировоззрение человека. Направленность - к чему личность стремится.
Развивать себя можно в разные стороны. Это может быть развитие: в сторону смирения и поклонения перед Господом для спасения души, в сторону гармонизации (в силу разных причин - например, для получения покоя) - смотри Гармонически развитая личность, в сторону выработки всех необходимых навыков для выполнения тех или других поставленных задач (например, для успеха в бизнеса, или служению Отечеству), - смотри Иерархически развитая личность в сторону максимального развития своих возможностей способностей. - Последнее и называется собственно самоактуализацией.
Характеристики направленности личности
Широта или узость.
Устойчивость и действенность направленности.
Уровень высокий или низкий - определяется общественной значимостью направленности человека. Человек идейный, высоких идеалов - или приземленный, интересы на уровне "трусики и покушать". Смотри Планка вашей жизни
Ориентиры направленности. Направленность:
на себя,
на общение,
на дело.
При высоком уровне эти направленности становятся тремя основными ориентирами направленности личности - Рост и Развитие, Личная жизнь, Дело и Бизнес. Тот, у кого направленность личности - Личная жизнь, при развитии личности обычно выбирает специализацию "Отношения с людьми". Тот, у кого направленность на Рост и Развитие, обычно увлечены Самоактуализацией. Тот, кто направлен на Дело и Бизнес, затачивают свою личность под Деловую успешность. Смотри Личностная специализация
Социальная направленность личности по Джону Голланду
Для профессиональной ориентации полезно использовать классификацию Джона Голланда, выделившего 6 типов социальной направленности личности:
Реалистический
Интеллектуальный,
Социальный,
Конвенциональный,
Предприимчивый,
Артистический тип.
Список литературы