Мотивация и направленность личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:38, контрольная работа

Описание работы

В психологии есть такое понятие, как деятельность. Для того чтобы рассмотреть это понятие необходимо узнать, что конкретно рассматривает такая наука как психология. Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления.

Работа содержит 1 файл

Мотивация и направленность личности.docx

— 45.22 Кб (Скачать)

Приверженцы дао учили: человек при рождении покоен. Это его природное свойство. Потом он начинает чувствовать и действовать и тем наносит вред своей природе. О чем тут говорится? Об осторожности в преобразовательной активности. «Природу вещей нельзя менять, место обитания нельзя переносить». Люди всегда ощущали эту проблему, но только во второй половине XX в. они начали задумываться над характером их деятельности, над тем, какими могут быть се результаты.

Многие достижения человека вырваны  у природы. Но природа не покорилась человеку. На Земле существовала цивилизация  майя. В отличие от дамб и дренажей Египта, которые человек до сих  пор поддерживает в рабочем состоянии, плоды неустанных трудов майя практически  пропали. Единственными уцелевшими памятниками былой цивилизации  являются руины некогда грандиозных, великолепно украшенных общественных зданий.

Теперь они оказались вдали  от мест обитания человека и прячутся в глубинах тропического леса. Лес  поглотил их, словно удав. Контраст между  нынешним состоянием страны и древним  уровнем цивилизации майя столь  велик, что почти не поддастся  человеческому воображению. Шедевры  архитектуры майя, эти свидетельства  человеческих возможностей, знаменовали  победу человека над природой. Триумф человека казался вечным и непоколебимым. Однако человек не смог предотвратить  возвращение леса, который поглотил возделанные поля, площади и дома, а затем добрался до дворцов и  храмов.

Пожалуй, самый яркий пример деятельности, которая обернулась злом, создание оружия - орудия убийства не только животных, но и человека. Особенно очевидно это  проявилось в XX в., когда были созданы разнообразные виды оружия массового поражения. Человеку предстоит осмыслить границы и последствия своей преобразовательной деятельности. Ее воздействие на природу может оказаться пагубным. Вот почему люди отказываются от прежнего культа деятельности. Активность во что бы то ни стало, бесконечное наступление на природу, преображение ее - эти установки находятся сейчас «под обстрелом». Не всякая деятельность является благом. Люди должны реализовать свою активность целесообразно, осмысленно. Если не обдумывать цели деятельности, ее направленность и смысл, она может обернуться злом.

Активность - форма существования  психики. У животных активность определяется биологическими потребностями. Уже  отмечалось, что психологи выделяют чисто человеческие потребности. Деятельность имеет структуру, которая состоит  из следующих элементов: мотив, процесс  деятельности, цель действия, условия  операции. Мотивы, как мы видели, возбуждают интерес и желание действовать. Рождается потребность решить конкретную задачу, в которой обозначены цель и условия ее достижения. Процесс  деятельности обусловлен мотивом и  состоит из конкретных действий, каждое из которых связано с целью. К  основным видам деятельности можно  отнести труд, учение и игру.

Игра. Игра охватывает всю человеческую жизнь до самого основания. Она пронизывает  другие основные феномены человеческого  существования. Вот что пишет  по этому поводу известный феноменолог Е.Финк: «Каждый знает игру, но своей собственной жизни, имеет представление об игре, знает общественные игры, знает игровое поведение ближних, бесчисленные формы игры, цирцеевские представления, развлекательные игры и несколько более напряженные, менее легкие и привлекательные, нежели детские игры, игры взрослых. Каждый знает об этих игровых элементах в сферах труда и политики, в общении полов друг с другом, игровые элементы почти во всех областях культуры».

Трактуя игру как основной феномен  человеческого бытия, Финк выделяет ее значительные черты. Игра в его трактовке - это импульсивное, спонтанно протекающее вершение, окрыленное действование. Чем чаще мы сплетаем игру с прочими жизненными устремлениями, чем бесцельней игра, тем раньше мы находим в ней малое, но полное счастье. Финк считает, что человек как человек играет один среди всех существ. Игра есть фундаментальная особенность нашего существования, которую не может обойти вниманием никакая психология.

Следовало бы, как утверждает Е. Финк, когда-нибудь собрать и сравнить игровые обычаи всех времен и народов, зарегистрировать и классифицировать огромное наследие объективированной фантазии, запечатленное в человеческих играх. Это была бы история «изобретений», совсем иных, нежели традиционные артефакты (искусственные факты) культуры, орудий труда, машин и оружия.

Феномен недеяния На суд философской рефлексии сегодня вызываются такие основания человеческой жизни, как воля к власти, диктат разума, культ насилия. Сегодня отчетливо и разносторонне обозначается и утверждается принципиально иная установка, олицетворяющая собой не вполне реализованные возможности человека, варианты его подлинного существования.

Недеяние так же соответствует человеческой природе, как и деятельность. Человек как открытое существо способен реализовать себя в различных направлениях. Имеющиеся в истории мира варианты человеческого существования ни в коей мере не исчерпывают ресурсы, потенциал человека. Человек может реализовать и принципиально иные альтернативы. Деятельность - способ реализации свободы только в одном случае, когда она креативна, т.е. созидательна.

Психическая регуляция поведения  и деятельности человека - сложный  процесс.

Он охватывает огромную сферу мотивов  и потребностей человека. Люди ставят перед собой разнообразные цели, которые обусловливают их активность. Огромную роль в человеческом поведении  играют воля, ценностные ориентации людей. Что является конечным результатом  психического регулирования? В качестве цели психотерапевтических усилий часто  называют здоровье, трудоспособность, умение реализовать собственные возможности и получать удовольствие (Фрейд), адаптацию к обществу (А.Адлер), радость творчества и способность испытывать счастье.

Итак, мы рассмотрели основные виды деятельности человека: труд, учение, игра.

Общественный труд навсегда выделил  человека из мира животных. Являясь  необходимым условием существования  и развития человечества, труд есть та основа, на которой происходит психическое  развитие личности.

Учение представляет собой своеобразный подготовительный этап к трудовой деятельности. Учение характеризуется направленностью  на овладение знаниями, выработку  определенных умений и навыков. Учение как самостоятельный вид деятельности выделилось в ходе исторического  развития человечества в результате непрерывного усложнения труда, постоянного  накопления запаса знаний, умений, навыков.

 

Понятно, что овладение всем объемом  знаний, умений и навыков является нелегким трудом, требует волевых  усилий и напряжения как умственных, так и физических сил. В процессе обучения в школе у учащихся развиваются  волевые качестве, необходимые в  труде, формируются целенаправленность, ответственность, потребность постоянно  обогащать свой ум знаниями. Таким  образом, процесс обучения в общеобразовательной  школе есть необходимый этап подготовки подрастающего поколения к любому виду трудовой деятельности.

Игра является основным видом деятельности дошкольников. В игре. посредством игры ребенок познает предметы и явления действительности, готовится к учебной и трудовой деятельности. В игре развиваются у ребенка мышление, память, воображение, внимание, способности, начинают формироваться волевые качества личности, задатки характера. Игра для ребенка, как говорил А.С. Макаренко, «имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

Таким образом, мы видим что все виды деятельности человека формируют его во всех направлениях. Человек становится неповторимой личностью со своими положительными качествами и недостатками. Именно поэтому такой раздел ,как виды деятельности человека является актуальным. В литературе этот раздел освещен достаточно хорошо, чтобы понять насколько важна эта тема в психологии. Основные учебники, которые я использовал в работе являются учебник «Психология» под авторством Кузина В.С. и учебник «Психология» автора Гуревича П.С., а так же другая литература, содержащая основы видов деятельности человека.

Мотивация

Мотивация как психологическое  явление трактуется по-разному. В  одном случае – как совокупность факторов, определяющих поведение. В другом – как совокупность мотивов. В третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. И так далее. Для однозначности восприятия понятия “мотивация” в данном тексте мы будем рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).

Довольно часто психологи в  своих теоретических работах  пытаются рассмотреть отдельно мотивацию  внешнюю – экстринсивную и внутреннюю интринсивную. Но на практике человек не может не зависеть в своих решениях и поступках от влияния окружения. То есть на внутреннюю мотивацию оказывают влияние внешние факторы. Говоря о внешней мотивации необходимо принять во внимание, что обстоятельства, условия, ситуации приобретают значение для мотивации только тогда, когда становятся значимыми для человека, для удовлетворения потребности, желания. Поэтому внешние факторы должны в процессе мотивации трансформироваться во внутренние.

В.Г. Асеев считает, что важной особенностью мотивации человека является двумодальное, положительно-отрицательное ее строение. При положительной мотивации у человека возникает побуждение к непосредственной реализации потребности. Отрицательная мотивация, напротив, выступает как самозапрет, тормозящий побуждения к реализации потребности. Например, нахождение рядом с объектом своего влечения может вызвать как положительную мотивацию, так и отрицательную (в случаи неразделенной любви).

Мотивация, рассматриваемая как  процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадии.

Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет  столь четкого разграничения  стадий и нет обособленных процессов  мотивации. Однако для уяснения того, как разворачивается процесс  мотивации, какова его логика и составные  части, может быть приемлема и  полезна ниже приводимая модель.

Первая стадия – возникновение  потребностей. Потребность проявляется  в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает “требовать”  от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. А. Маслоу (Маслов) делит их на условные пять групп:

  1. Физиологические потребности
  2. Потребности в безопасности
  3. Социальные потребности
  4. Потребности в уважении
  5. Потребности в самореализации

Вторая стадия – поиск путей  устранения потребности. Раз потребность  возникла и создает проблемы для  человека, то он начинает искать возможности  устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость  что-то сделать, что-то предпринять.Третья стадия – определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен делать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:

  1. что я должен получить, чтобы устранить потребность;
  2. что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;
  3. в какой мере я могу добиться того, чего желаю;
  4. насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

Четвертая стадия – осуществление  действия. На этой стадии человек затрачивает  усилия для того, чтобы осуществить  действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность  получения чего-то, чтобы устранить  потребность. Так как процесс  работы оказывает обратное влияние  на мотивацию, то на этой стадии может  происходить корректировка целей.

Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что  он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может  обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько  выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.

Шестая стадия – устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации деятельности, человек  либо прекращает деятельность до возникновения  новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

Мотивация, обусловленная внешними второсигнальными стимулами.

Под внешнеорганизованной мотивацией нами будет пониматься воздействие на процесс мотивации субъекта А со стороны субъекта(ов) Б. Речь идет о влияние одного субъекта на мотивационный процесс другого субъекта, а не о формировании мотива посторонним человеком.

Нельзя извне в процессе воспитания формировать мотивы, на что уповают  многие педагоги. Можно только способствовать этому процессу. Мотив – сложное  психологическое образование, которое  должен построить сам субъект. Следовательно, извне формируются не мотивы, а  мотиваторы.

При внешнеорганизационной мотивации может происходить конкурентная борьба мотиваций двух взаимодействующих в процессе общения субъектов. Поэтому психология воздействия на субъект А со стороны субъекта Б может привести как к согласию, так и к отказу первого выполнить просьбу, требование и т.п. Однако это не значит, что отказ человека выполнить просьбу или приказ не мотивирован. При отказе формируется мотив не действия, а поступка.

Информация о работе Мотивация и направленность личности