Мотивационная сфера наркозависимых осужденных-женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение особенностей мотивационной сферы осужденных женщин наркоманок.
Для достижения поставленной цели в соответствии с объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Сбор и анализ научной литературы о мотивационной сфере осужденных женщин наркоманок.
2. Описание мотивационной сферы личности осужденных женщин наркоманок.
3. Предложить комплекс мероприятий по профилактике наркозависимости у осужденных женщин и реабилитации наркозависимых осужденных-женщин.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности мотивации наркозависимых осужденных-женщин
1.1. Понятие мотивации
1.2. Женщина и наркомания
1.3. Мотивация потребления наркотиков
1.4. Психологические особенности мотивации наркоманок женщин-осужденных
Глава 2. Особенности реабилитации и профилактики наркомании осужденных-женщин
2.1. Профилактика наркозависимости в ИУ
2.2. Составление реабилитационной программы для наркозависимых осужденных-женщин
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Мотивационная сфера осужденных.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

Женщинам осужденным наркозависимым присущи в основном агрессивные формы поведения. Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения женщин-правонарушителей, дает анализ его мотивации. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. Агрессивное поведение женщин, связанное с этими негативными эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, в повреждении либо уничтожении имущества. Развитие мотивов агрессивного поведения у женщин предопределено актуализацией их доминирующих потребностей. В структуру мотивации агрессивного поведения у женщин в условиях изоляции входят пять видов мотивов:

а) мотивы, связанные с  демонстрацией своего "Я";

б) мотивы, связанные с  адаптацией к режимно-оперативным  нормам;

в) мотивы, связанные с  реализацией социальной роли;

г) мотивы, обусловленные  потребностью в самоутверждении;

д) мотивы актуализации агрессивных побуждений.

Психическое отношение  отображает внутреннюю связь женщины  с действительностью, содержательно  характеризуя личность и ее поведение. Особенности личности наркозависимых женщин-осужденных определяют специфику их поведения.

Особенно  интересны  нравственные    качества    и    ценностные ориентации преступниц-наркоманов. Говоря об этих нравственно-психологических факторах, следует, на наш взгляд, согласиться с доводами Б.С. Братуся12: «Моральная шкала, в нашем представлении, включает в себя не только положительные, но и отрицательные с общепринятой точки зрения ценности. ...Даже в тех случаях, когда мы говорим об аморальности, речь идет не просто отрицании морали, а о моральной позиции, нам чуждой, незащищенной. Именно своя мораль, своя достаточно очерченная и четкая система ценностей и для асоциальных групп, в частности для противоправного, преступного мира». В личности основная плоскость движения — нравственно-ценностная, ее ядро, это позиция человека.

Отметим, что два пути познания личности — этический и психический, до последнего времени смыкались недостаточно.

В литературе, касаемо  изучения личности и потребностно-мотивационной  сферы осужденных женщин наркоманок существует очень много штампов  и утвердившихся мнений. Так   весьма  распространено  мнение  о том,  что наркоманки слабовольны. Но, изучая их личности и поведение, можно придти к выводу, что многие   наркоманки   проявляют завидную   силу  воли удовлетворению своей ведущей потребности. Они настойчивы и изобретательно   уклоняются   от  лечения.  В строго психологическом значении речь здесь идет не о слабости воли, а о слабости мотивов,   их импульсивности, истощаемости,  отсутствии  системы  опосредствующих  целей.  При  возрастании   интенсивности   мотивов,   когда  нужно  удовлетворить ведущую  потребность,  поведение  становится   неодолимым, лишенным свободной воли, ибо оно не опосредовано, непроизвольно, бессознательно.

У здорового человека потребностная иерархия очень подвижна, пластична, в зависимости от ситуаций на первый план ступают то одни потребности,  то другие.  Что же касается наркоманов,  то у них эта  сфера личности, выражаясь образно, временем   приобретает  застывшую   форму,   которую    становит все труднее расшевелить, привести в движение.

Развитие потребносто-мотивационной  сферы в целом у осужденных женщин-наркоманок можно представить в виде негативного развития системы как поэтапного движения в зависимости от степени приобщения к потреблению наркотиков, длительности наркотизации и вида потребляемого наркотика. В основании поведения таких лиц лежит ярко выраженная антиобщественная установка. Они характеризуются деформированными взглядами на мир, легко подчинялись постороннему негативному влиянию на первых этапах жизни. Как правило, эти женщины не имели какой-либо цели в жизни, у них отсутствовали либо были слабо развиты духовные начала, устремления страдали примитивизмом — потребление наркотиков, алкоголя, увеселения, у некоторых престижные вещи и т. п. Многие из них были непостоянны с близкими, отличались отсутствием привязанностей к кому-либо, даже к родственникам, не воспринимали норм морали и гражданской ответственности. Как было отмечено выше, это связано с издержками воспитания, психологическим отчуждением в детстве.

С привыканием к наркотикам, наступлением психической и физической зависимости от них заметно менялось состояние и направленность ценностно-нормативной системы женщин-наркоманок, связанная с переплетением нравственно-психологической деградации, психических девиаций и соматических изменений. Ярче стала проявлятяся лживость и безответственность, все, что мешало им вести избранный образ жизни, вызывало раздражение, поступки свои они контролировали хуже, обнаруживая склонность к конфликтам, неприятию авторитетов, враждебно относились к окружающим, установка на лечение отсутствовала. В основе их поведения стояла агрессия. Эта агрессия появлялась в случае нарушения кем-либо или чем-либо построенной ими ложной системы ценностей  и жизненных ориентаций. Постепенно начинала разрушаться эмоциональная сфера, а все это способствовало усилению антиобщественной направленности личности, внутренних преград для совершения преступления уже не существовало. Они начинают менять существовавший до этого уклад жизни, отходить от трудовой деятельности, разрывать отношения с семьей и близкими. Ухудшалось и общее психическое состояние — возникало беспричинное чувство страха, тревоги, беспокойства.

На третьем этапе, с углублением  наркоманического заболевания, усилением психической и физической зависимости происходит откровенный эгоизм, «уход в себя», в свою болезнь, к социальной деградации присоединялась интеллектуальная. Развившиеся психические девиации усугубляли подавленность, и в этом состоянии возможно было совершение любого преступления.

В то же время у наркотизировавшихся  долгое время женщин проявляется снижение интеллекта, изменения выражались в замедленности реакций, эмоциональной лабильности. Интеллектуальная деградация ведет за собой и духовную. Интересы и ценности, которые лежат в основе мотивационной сферы личности деградируются. Ведь интеллектуальная сфера личности, по сути, является направляющей мотивации. Осужденные женщины в беседах с сотрудниками УИС показывали, что плохо осознают мотивы и причины своего поведения.

 

 

 

Глава 2.  Особенности реабилитации и профилактики наркомании осужденных-женщин

2.1.  Профилактика наркозависимости в ИУ

Уголовные кодексы  многих зарубежных государств подразумевают для женщин-проституток, распространительниц наркотиков, мелких воровок наказание в виде пробации (как в Англии) или принудительного помещения в воспитательные дома (как в Японии), тогда как для мужчин, занимающихся проституцией, никаких подобных мер не предусматривается13. В России УК не использует подобные виды наказаний. По статистике на 2000 год 45% женщин преступниц осуждены за кражу; 20% - за разбой и грабеж; 15% - по статье 228, связанной с наркотиками; 16% - за убийство, в том числе и за превышение мер необходимой защиты; 4% - за нанесение тяжких телесных повреждений.

Уголовной кодекс РФ за 35% преступлений, совершаемых женщинами, предусматривает наказание в  виде лишения свободы от 8 до 15 лет, что исключает получение отсрочки наказания или достаточно быстрого условно-досрочного освобождения даже при наличии малолетних детей. Эти факты свидетельствуют о том, что все эти категории женщин будут отбывать заключение совместно. При этом в среду тех женщин, которые уже на момент вынесения приговора являлись наркозависимыми, внедрятся женщины не употреблявшие наркотиков. По статистике большинство опрошенных наркоманок (77,1 %) пристрастились к наркотиков под воздействием других лиц, главным образом потребителей наркотиков из числа друзей, знакомых, причем нередко приобщение происходило в гедонистически настроенной компании14.

Итак, как мы выяснили в предыдущих главах пристрастие  к наркотикам женщинами в условиях ИУ является следствием любопытств жажды острых ощущений овладения «запретным плодом», появления моды и приобщения к «кайфу». Причиной осужденных овладеть наркотиками в местах лишения свободы на первый план выдвигаются жизненные трудности, бытовые неурядицы, непонимание среды, которые переживаются очень болезненно из-за замкнутости и ограниченности жизненного пространства и круга общения. Кроме того, нам удалось выделить личностные факторы распространения наркомании среди осужденных. Определяющими являются, по всей вероятности, типологические особенности психики человека, сформированные в процессе предыдущего осуждению развития и воспитания личности в семье, школе, трудовом коллективе. Необходимо выделить две группы причин способствующих возникновения наркомании. Первая связана с личностными  характерными  особенностями  психики,  а  вторая  определяется упомянутыми внешними факторами (влияние среды и личные и социально-бытовые проблемы).

Наиболее уязвима та группа риска женщин-осужденных, у  которой оба перечня причин проявляются  одновременно, т. е. когда осужденные женщины психически подавлены, а предрасположенные к наркомании находятся под влиянием группы наркоманок или их соблазнителей, пристрастие к наркотическим средствам возникает, когда существует   любая   из   названных   причин   и,   тем   более,   если   осужденная убеждена в том, что наркотик дает только приятные ощущения, которые ей так хочется повторить.

При этом не приходится рассчитывать на адекватное восприятие осужденными  воспитательных мер воздействия. Весьма трудно выделить те формы, методы и способы воспитательной работы, которые могли быть настолько увлекательны, чтобы пересилить влечение к субъективным наркотическим ощущениям, включить осужденных в активные воспитательные процессы15. Наркоманы очень изобретательны. Запретительные мер воздействия, которые действуют у нас и во всем мире, не дают должного эффекта. Наркоманы научились добывать наркотические вещества из различных растений и продуктов. По некоторым сведениям, осужденные лесных ИУ, расположенных в районах Сибири и Крайнего Севера, обнаружили в муравейниках каких-то жучков, которые содержат в брюшке сильнодействующие наркотические вещества. В сочетании с «чифирем» их употребление дает эйфорический эффект на уровне героина. Уже известно о наркотиках, содержащихся в грибах, плесени и других растениях, о которых ранее и не подозревали, хотя в древнегреческих книгах упоминается таинственная «сома», которая очевидно называется «божественным грибом» — мухомором.

Ситуация в ИУ осложняется  тем, что на сегодняшний день пока отсутствуют какие-либо фармакологические средства, позволяющие сформировать в организме аверсионную реакцию на наркотики либо другие психоактивные вещества. Поэтому основными средствами для выработки антинаркотической установки являются психотерапевтические мероприятия16.

 Рассматривая сформировавшиеся  организационно-педагогические условия лечебно-воспитательного воздействия на осужденных в сфере проблем преодоления наркомании, можно заметить формализм и бюрократическую волокиту. В профилактике распространения наркотизма в ИУ исключена оперативность принятия решения о назначении, продолжении или прекращении принудительного лечения в колонии. Это является исключительной компетенцией суда. Судебный порядок решения этих вопросов вроде бы обеспечивает юридические гарантии прав личности, и суд принимает свое решение, исходя из материалов конкретного дела. На сбор этих материалов (медицинских заключений, освидетельствований, психолого-педагогических характеристик и т. д.) и на рассмотрение их в суде уходит много сил и времени в ущерб фактическому лечению. Судебное разбирательство не может прибавить прав осужденному, уже отбывающему меру наказания. Мы считаем, что следует согласиться с теми практическими работниками и учеными,   которые   предлагают   предоставить   это   право   администрации ИУ или медицинской комиссии17.

Однако у данной точки  зрения до сегодняшнего дня обнаруживается много теоретических противников, которые по всей видимости глубоко не вникали в существо проблемы, не представляют всей сложности процедуры оформления принудительного лечения от наркомании в исправительно-трудовых колониях, удаленных от районных центров, где расположены народные суды, не учитывают материальных затрат и технических сложностей доставки осужденных в суд из лесных ИУ (порой вертолетом или специальным катером, вездеходами с многочисленными пересадками).

Анализ практики показывает, что наибольшего успеха в профилактике преодоления наркомании добиваются в тех регионах, где при проведении воспитательных мероприятий обращают особое внимание на осужденных, которые только начинают употреблять наркотические средства. Правильно поступают те руководители ИУ, медицинский персонал и члены советов воспитателей, которые

  • уделяют внимание именно этой категории осужденных,
  • чаще проводят с  ними  индивидуальные беседы, 
  • всеми средствами  ограждают  их  от  вредного  влияния  наркоманов  и  лиц,   судимых  за   хищение, хранение   и   распространение   наркотических средств, в  той  или   иной  степени   приобщенных   к   наркобизнесу, и другим видам организованной преступности.

Осужденные женщины, которые  еще не приобщились к употреблению наркотических средств, с первых дней прибытия в колонию (в приемнике-распределителе, в отряде-карантине или на заседании  распределительной комиссии) должны быть осведомлены о преступных намерениях «представительниц» наркобизнеса превратить в «рабов иглы» тех, кто не имеет достаточной воли и чувства собственного достоинства.

Сложившаяся на сегодняшний  день лечебно-воспитательная ситуация по предупреждению распространения наркомании остается весьма проблематичной для обеспечения организационно-педагогических условий профилактики наркотизма. В печати сообщается о том, что у нас медицинская помощь оказывается лишь 25% выявленных и поставленных на учет наркоманов. В результате 10-дневного курса лечения 90% из них вновь начинают употреблять наркотики. Однако приводятся примеры и другого порядка. В Италии специалисты возвращают к нормальной жизни более половины больных наркоманией18.

О том, каким образом им удалось достичь самых высоких результатов в мире, рассказывают профессор кафедры психиатрии и психотерапии римского университета «Ла Сальенца» Л. Канрини: «Вплотную занявшись этой проблемой, мы вскоре поняли, что традиционные методы и общие рекомендации малоэффективны, что чисто медикаментозное лечение не дает желаемого результата. Мы пришли к выводу о необходимости принципиально нового подхода к лечению наркоманов — с ними надо не бороться, а реально помогать... В основе этого метода лежит не лекарственная, а психотерапевтическая помощь, цель которой — создать вокруг больного атмосферу нормального человеческого общения... Жизненные проблемы наркомана, как правило, концентрируются в одном «ядре». Наркотический допинг, «анестезируя ядро», уводит его сознание от реальных жизненных ситуаций в искусственный мир галлюцинаций. Это соответственно определяет и тактику лечения. Задача психотерапевта... — проникнуть в «ядро» и, образно говоря, развязать сложный клубок личных проблем. Вот почему важно создать вокруг каждого больного атмосферу доверия и надежды».

Информация о работе Мотивационная сфера наркозависимых осужденных-женщин