Мотивационая сфера личности преступника

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 15:59, научная работа

Описание работы

Целью работы является изучение психологии личности преступника с выявлением отличительных свойств мотивации, особенностей мироощущения окружающей действительности и смысловой регуляции поведения
Задачи :
1. Провести сопоставительный анализ проблем и методов исследования личности преступника в юридической психологии.
2. Разработать концепцию проведения исследования личности преступника на основе изучения мотивационной сферы.
3. Предложить методический инструментарий исследования отличительных особенностей личности преступника.
4. Провести экспериментальное исследование мотивационно-смысловой сферы личности преступника, включающее в себя изучение побудительной, направляющей и регулирующей функции.

Содержание

.Введение - 2
2.Характеристика проблемы- 3
3. Методика исследования личности преступника.- 3-4
4. Мотивационная сфера: понятие,
особенности- 5-8
5.Личность преступника- 8-11
6.Мотивационная сфера личности
преступника- 11-13

7.Заключение- 14
8.Перечень используемой литературы- 15

Работа содержит 1 файл

моя.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

Потребность есть у всех живых существ. И этим живая природа отличается от неживой. Другим её отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, то есть на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности, люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.

Известный американский психолог А. X. Маслоу в 1954 г. создал иерархическую  модель мотивации ("Мотивация и  личность"), предложив следующую классификацию человеческих потребностей:

Потребности физиологические (органические) - голод, жажда, половое влечение и  др.

Потребности в безопасности – чувствовать  себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности.

Потребности в принадлежности и любви - принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими.

Потребности уважения (почитания) - компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов.

Познавательные потребности –  знать, уметь, понимать, исследовать.

Эстетические потребности –  гармония, симметрия, порядок, красота.

Потребности в самоактуализации - реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, то есть совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие - цель. Целью называют тот непосредственно  осознаваемый результат, на который  в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознаваемого человеком в сложной мотивационной динамике его поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель.

Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной  и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти.

Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и  цели – являются основными составляющими  мотивационной сферы человека.

Каждая из диспозиций может быть реализована во многих потребностях. В свою очередь, поведение, направленное на удовлетворение потребности, разделяется на виды деятельности (общения), соответствующие частным целям.

Мотивационную сферу человека с  точки зрения ее развитости можно  оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.

Под широтой мотивационной сферы  понимается качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей, целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у  человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы  характеризует процесс мотивации  следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная  сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

Например, более гибкой является мотивационная  сфера человека, который в зависимости  от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для этого индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством её удовлетворения являются также разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

Заметим, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу  человека по-разному. Широта - это разнообразие потенциального круга предметов, способных  для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость - подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Наконец, иерархизированность –  это характеристика строения каждого  из уровней организации мотивационной  сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как  рядоположенные наборы мотивационных  диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Кроме мотивов, целей и потребностей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения.

Интересом называют особое мотивационное  состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано  с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени, потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Задача как частный ситуационно - мотивационный фактор возникает  тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы  двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же неспецифична для потребностей, как и интерес.

Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и довольно часто  сменяющие друг друга мотивационные  субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения, хотя и входят в систему мотивационных  факторов, участвуют в мотивации  поведения, однако выполняют в ней  не столько побудительную, сколько  инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Мотивация  – это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Мотивация поведения человека может  быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности  и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические  проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.  Виды мотивации:

   * Внешняя мотивация  — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Например, школьник учится на пятёрки, так как за отличную учёбу родители подарят ему велосипед.

   * Внутренняя мотивация  — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Например, школьник учится на пятёрки, так как  ему нравится сам процесс обучения.  

Типы мотиваций:

1) Индивидуальные  мотивации, направленные на поддержание  гомеостаза

  * голод

   * жажда

   * избегание  боли

   * стремление  к температурному оптимуму и  т. д.

2) Групповые

   * забота  о потомстве

   * поиск  места в групповой иерархии

   * поддержание  присущей данному виду структуры  сообщества и др.

3) Познавательные

   * исследовательское поведение

   * игровая деятельность

 

Личность преступника

 

Проблемы человека и личности занимают в системе современного знания одно из центральных мест. К человеку обращаются различные отрасли науки, искусство, религия, публицистика. Подход каждой науки к человеку определяется ее предметом и спецификой. Традиционно различие гуманитарных и естественных наук: первые занимаются изучением человека, как общественного существа, вторые - как биологического, природного.

Учение о личности исходит из следующих положений материалистической философской концепции человека. Человек - продукт двойной детерминации, поскольку его природа биосоциальна. Соотношение природного и социального в человеке таково, что биологическое находится в подчиненном и выступает в нем не непосредственно, а в преобразованном, «о человеческом»  виде. Отсюда следует, что природа и сущность человека не тождественные понятия. Если первое включает в себя генетические и социальные связи человека, то второе охватывает лишь существенные социальные признаки.

Личность, как целостное образование - это социальное качество человека, которое не приобретается с момента  рождения, а формируется в процессе общественных отношений, т.е. является продуктом социализации человека.

В современной юридической психологии под личностью понимают человека, как носителя совокупности психических качеств и свойств, формирующихся в социально значимых для него видах деятельности и поведения.

Таким образом, человек - понятие общее, представляющее собой биосоциальную категорию. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность.

Личность формируется и функционирует  в процессе взаимоотношений с другими людьми, в конкретной социальной среде, в обществе. Биологические свойства личности - темперамент, свойства высшей нервной деятельности, потребности, возрастные признаки – выступают, как условия, влияющие на формирование различных психических процессов, свойств и качеств в конкретных социальных условиях.

Личность преступника, с одной  стороны, понятие общесоциологическое, а с другой – юридическое. Это означает, что личность преступника нельзя рассматривать в отрыве от его социальной сущности, вне связи со всей системой общественных отношений, в которую он включен. Под их воздействием формируется социальный облик преступника, как целостное единство конкретного лица с образующими его нравственно-психологическими чертами и свойствами (взгляды, убеждения, ценностные ориентации, жизненные ожидания, интеллектуальные и волевые свойства).

Личность человека, совершившего преступление, объект пристального изучения многих наук юридического профиля. Будучи объектом изучения разных отраслей юридических дисциплин, лицо, совершившее преступление, обозначается различными терминами.

В уголовном праве изучается  «субъект преступления», в уголовном процессе оперируют понятиями «подозреваемый», «обвиняемый», «подсудимый», в уголовно-исполнительном праве фигурирует «осужденный». Такое разграничение характеризуется различным содержанием элементов юридического статуса в системе правовых отношений либо иными существенными признаками характеристики преступника.

В основе формирования внешних факторов лежит образ жизни человека, социальная группа, к которой он принадлежит, а также конкретная жизненная ситуация т.е. окружение субъекта преступления, ее ценностные ориентиры, совокупность обстоятельств жизни, воздействующих в данный момент.

Выделение преступников из всей массы людей производится на основе юридического критерия, а именно, факта совершения лицом преступления.

Под личностью преступника  понимается личность человека, умышленно или по неосторожности совершившего общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

Как отмечают многие психологи, изучение личности преступника подчинено выявлению закономерностей преступного поведения, преступности, как массового явления, их детерминации, причинности и разработке научно обоснованных рекомендаций по борьбе с преступностью. Обобщение данных о лицах, совершающих преступления, типизация этих лиц позволяют точнее прогнозировать динамику преступности, масштабы ее влияния на другие социальные явления и процессы.

Личность - это система взаимосвязанных  качеств, иерархия и взаимодействие различных элементов с определенной структурой. Любая структура обладает известной устойчивостью и одновременно подвержена различным изменениям - прогрессивным и регрессивным вплоть до распада. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

В первом приближении личность можно  рассматривать, как структурную целостность биогенных, социогенных и психогенных компонентов, что дает основание для выделения биологической, социальной и психологической структур личности, изучаемых, соответственно, биологией, социологией и психологией.

В социальной структуре личности выделяются следующие элементы:

- способ реализации в деятельности социальных качеств, проявляющийся в образе жизни и в трудовой, общественно-политической, культурно-познавательной, семейно-бытовой видах деятельности;

- объективные социальные потребности личности. Личность - это органическая часть общества, поэтому в основе ее структуры лежат общественные потребности. Структура личности детерминируется объективными закономерностями, определяющими развитие человека, как общественного существа к творческой деятельности, знания, навыки;

Информация о работе Мотивационая сфера личности преступника