Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 15:59, научная работа
Целью работы является изучение психологии личности преступника с выявлением отличительных свойств мотивации, особенностей мироощущения окружающей действительности и смысловой регуляции поведения
Задачи :
1. Провести сопоставительный анализ проблем и методов исследования личности преступника в юридической психологии.
2. Разработать концепцию проведения исследования личности преступника на основе изучения мотивационной сферы.
3. Предложить методический инструментарий исследования отличительных особенностей личности преступника.
4. Провести экспериментальное исследование мотивационно-смысловой сферы личности преступника, включающее в себя изучение побудительной, направляющей и регулирующей функции.
.Введение - 2
2.Характеристика проблемы- 3
3. Методика исследования личности преступника.- 3-4
4. Мотивационная сфера: понятие,
особенности- 5-8
5.Личность преступника- 8-11
6.Мотивационная сфера личности
преступника- 11-13
7.Заключение- 14
8.Перечень используемой литературы- 15
Оглавление
1.Введение - 2
2.Характеристика проблемы- 3
3. Методика исследования личности преступника.- 3-4
4. Мотивационная сфера: понятие,
особенности- 5-8
5.Личность преступника- 8-11
6.Мотивационная сфера личности
преступника- 11-13
7.Заключение- 14
8.Перечень используемой литературы- 15
Введение
Для нашего времени характерно значительное развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности, использование данных психологии в решении на научной основе вопросов совершенствования работы правоохранительных органов, глубокое исследование психологического анализа личности и юридической деятельности, опирающегося на изучение основных психологических явлений, процессов, состояний, их особенностей в правовой сфере (потребности, мотивы, цели, темперамент, установка, социальная направленность и другие характеристики личности).
Необходимость изучения личности преступника диктуется, прежде всего, потребностями практики борьбы с преступностью. Психология исследует механизм иммунитета личности в криминогенной ситуации и через познание его закономерностей разрабатывает рекомендации в области индивидуальной профилактики преступности.
В юридической психологии рассматриваются
психологические аспекты
Процесс формирования личности хотя и интересует юридическую психологию, но, строго говоря, не является предметом их изучения: это дело педагогики, психологии, социологии и других наук о человеке.
После выхода в свет работ Ч. Ломброзо, явившихся по существу началом изучения личности преступника, в ряде стран стали проводиться исследования психологических свойств правонарушителя, в которых ученые пытались найти стержневую причину преступного поведения. Независимо от направлений и школ они стремились понять, почему человек совершает преступления, несмотря на тяжесть установленного наказания; почему не останавливается, испытав его; почему совершает корыстные преступления, не имея порой материальной нужды.
Ответы на эти вопросы требовали
диалектического подхода к
Объектом исследования являются лица, отбывающие наказание за совершение преступлений.
Предметом исследования являются психологические особенности динамики, направленности и содержания мотивационной сферы преступника, а также его смысловые аспекты личности, оказывающие влияние на снижение регуляции поведения и деформацию восприятия окружающего мира.
Гипотеза исследования основана на предположении, что отличительной особенностью личности преступника является нарушение развития его мотивационно-смысловой сферы, как системного фактора личности. Нарушение ее развития, по нашему мнению, будет проявляться на всех уровнях личности преступника, с одной стороны, в виде фрустрации базовых потребностей и смены мотивационной направленности, что приводит к деформации процесса мотивообразования, с другой стороны, в виде искажения «образа мира» и снижения нравственно-смысловой регуляции из-за влияния примитивных защитных механизмов, направленных на оправдание своего агрессивного поведения.
Цель и задачи исследования.
Целью работы является изучение психологии личности преступника с выявлением отличительных свойств мотивации, особенностей мироощущения окружающей действительности и смысловой регуляции поведения
Задачи :
1. Провести сопоставительный
2. Разработать концепцию
3. Предложить методический
4. Провести экспериментальное
Методологическая
основа. В качестве методологической
основы диссертации были приняты разработанные
отечественными психологами при
В анализе деятельности задачей психологии является изучение закономерностей формирования и развития системы психических отражений как «внутреннего условия» и необходимой «составляющей» субъекта деятельности. В исследовании деятельности психологию, прежде всего, интересуют потребности, мотивы, восприятие, воля, эмоции и все, что представляет собой специфические формы субъективного отражения общественных отношений и внешних социальных воздействий, которым подвергается человек. Это принципиально важное положение нередко помогает объяснить, почему данный субъект совершил то или иное преступление.
Принцип детерминизма помогает объяснять
психические феномены закономерным
взаимодействием доступных
Исследование преступного
Первый подход анализа заключается в собственно психологическом видении правовой действительности, что дает возможность получить новые практически значимые психологические рекомендации.
Второй подход заключается в разработке и утверждении системного психологического знания в юридической психологии, показывающей целостность анализа личности, что преступление совершает не качество, а личность, а криминальное значение могут иметь лишь дефекты целостной организации личности, а не изолированно выхваченные ее элементы. В научно-практических целях понятие личность преступника следует подразделять на составные части, что делает более удобным проведение различных индивидуально-психологических исследований правонарушителей.
Третий подход состоит в углублении исследований и психологическом обеспечении правоохранительной деятельности.
Опираясь на данные методологические основы и принципы, применяются следующие методы и методики исследования: В качестве теоретических методов психологического исследования используются дедуктивный, индуктивный и метод моделирования, что позволяет проанализировать основные психологические закономерности в изменении мотивации преступника, провести систематизацию мотивационной сферы, обосновать классификацию типологических признаков поведения и построить модель отличительных особенностей личности преступника.
В качестве эмпирических методов исследования применялись экспериментальное исследование мотивационной и смысловой сферы личности преступника, психологическая диагностика, направленная беседа и анализ результатов психологической деятельности. Осуществлялось выделение отдельных элементов объекта исследования, анализ его свойств, измерение и фиксация полученных данных. В экспериментальном исследовании глубинной структуры побуждений личности агрессивно-насильственного преступника использовался проективный тест Зонди. Для подтверждения валидности методики Зонди и интерпретации результатов тестирования был предложен метод частотного анализа векторных картин.
Для комплексного изучения уровней и содержания мотивационно-смысловой сферы личности преступника применялся репертуарный тест личностных конструктов Келли и метод выявления предельных смыслов Д.А. Леонтьева.
Для создания психодиагностической
Мотивационная сфера: понятие, особенности
Среди всех понятий, которые используются в психологии для объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.
Термин "мотивация" представляет более широкое понятие, чем термин "мотив". Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это – поиск ответов на вопросы типа "почему?", "зачем?", "для какой цели?", "ради чего?", "какой смысл?...". Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.
Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, то есть так, как человек понимает и оценивает её.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.
Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного в дефицитом того, что требуется организму (личности).