Мотивации: биологические, социальные, идеальные. Соотношение. Схема функциональной системы с конкретным примером результата способов его

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:10, контрольная работа

Описание работы

В результате непрерывно идущего обмена веществ эти константы могут смещаться. Их отклонение от требуемого уровня приводит к включению механизмов саморегуляции, которые обеспечивают возвращение констант к исходному уровню. В каких-то пределах эти отклонения могут быть компенсированы за счет внутренних ресурсов. Однако внутренние возможности ограничены. В таком случае в организме активизируются процессы, направленные на получение необходимых веществ извне.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………………………..

2.Мотивации………………………………………………………………………………………..

2.1.Биологические………………………………………………………………………

2.2.Идеальные …………………………………………………………………………….

2.3.Социальные……………………………………………………………………………

3.Соотношение мотиваций…………………………………………………………………

4. Понятие мотивация и потребность…………………………………………………..

4.Заключение……………………………………………………………………………………….

5.Список литературы……………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

аленка.docx

— 39.33 Кб (Скачать)

СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВАЦИИ

Поведение личности в каждом конкретном случае имеет  свои причины. То, что побуждает личность действовать именно так, а не иначе, представляет собой мотивацию ее деятельности. Выявление мотивов  деятельности людей - чрезвычайно трудная  задача. Во-первых, потому что сложные  виды активности личности (например, трудовая) вызваны к жизни не одним, а  несколькими факторами (потребностями). Во-вторых, потому, что мотивы могут  быть не только осознанными, но и неосознанными. Обсуждая социальную мотивацию, следует  подчеркнуть, что в ее основе лежат  не врожденные, а приобретенные потребности. Они формируются в результате воспитания, обучения, воздействия  на индивида других людей и групп. Конечно, биологические основы человека могут проявляться и в социальной мотивации. Так, стремление какого-либо человека к социальному доминированию  имеет определенное, хотя и поверхностное, сходство с удовлетворением врожденных потребностей некоторых животных. Однако, в конечном итоге, огромное влияние  социальных и культурных факторов на мотивацию человеческой личности неоспоримо. Имеется ряд экспериментальных  данных, показывающих различное мотивационное  значение некоторых воздействий  для различных культурных групп.

Представители многих психологических школ интересуются социальными мотивами прежде всего  потому, что такие мотивы на практике являются, вероятно, самыми мощными  силами, управляющими поведением человека. Именно социальные мотивы побуждают  нас достигать определенного  социального статуса, носить модную одежду и действовать таким образом, чтобы получать одобрение со стороны  своей социальной группы, соответствовать  требованиям общественной морали.

Как отмечалось выше, люди в различных социальных группах, а также в обществе в  целом, находясь во взаимозависимости  друг с другом, выполняют те или иные социальные роли. При этом они различным образом оценивают позиции (статусы), которыми обладают. Данная оценка подразумевает сравнение своей собственной социальной роли со всеми другими. Одни члены общества воспринимаются как обладающие примерно равным статусом, другие - более высоким, некоторые - сравнительно низким. Человеку, как члену общества, присущ такой сильный социальный мотив, как переход в более высокий социальный слой. Люди в обществе стремятся к повышению своего социального статуса, поскольку это дает более высокий общественный престиж и уровень дохода. Так, нередко медсестра хочет получить диплом врача, ассистент кафедры в вузе - стать профессором, рядовой служащий фирмы - управляющим. Безусловно, сила и характер потребностей, лежащих в основе мотивации повышения своего социального статуса, будут различны у разных людей, например, у двух юношей, один из которых вырос в крестьянской семье в Рязанской области, а другой является сыном крупного московского предпринимателя. Каждый из них будет по-разному понимать повышение своего социального статуса, и их станут удовлетворять совершенно различные достижения на своем жизненном пути.

Социальные мотивы людей могут иметь либо конкретный (соперничающий), либо кооперативный (сотрудничающий) характер. Тот или иной социальный статус обычно обретается посредством  конкуренции или кооперации. Согласно экспериментальным данным (было сопоставлено поведение обезьян и маленьких  детей) кооперация невозможна без соответствующего развития речи.

К социальным мотивам  относят также конформность личности, ее стремление соответствовать неким  образцам, принятым в определенной группе или данном обществе. Следование моде в одежде, прическе, даже образе жизни также представляет собой  важный социальный мотив человеческого  поведения. Далеко не всякий из нас  согласится с тем, чтобы окружающие считали его «старомодным». Молодежь особенно склонна подражать своим кумирам, в роли которых могут выступать как реальные люди - популярные актеры, певцы, политики, так и герои фильмов, спектаклей, книг.

Среди важнейших  социальных мотивов необходимо выделить подчинение авторитету. Повиновение  официальной власти является неотъемлемой характеристикой любого общества, и  его социальные институты функционируют  именно благодаря соответствующей  мотивации большинства людей. Обычно мы признаем необходимость легитимной (законной) власти и считаем себя обязанными ей подчиняться. Это происходит нередко даже в тех случаях, когда  требования власти не соответствуют  убеждениям и ценностям людей, противоречат им. Так, следуя приказу директора  предприятия, работники выпускают  в реку ядовитые отходы производства. Помощники политического деятеля, руководствуясь его распоряжениями, используют «грязные технологии», чтобы  дискредитировать соперника. Когда  такие случаи становятся известными общественности, то исполнители обычно проявляют стремление снять с  себя вину полностью или, по крайней  мере, частично, делая акцент на том, что они лишь следовали приказу  свыше.

Стремление личности к подчинению авторитету объясняется, как считает Милграм, огромным значением  социализации подчинения. Напомним, что  социализацией называется процесс, в ходе которого индивид усваивает определенный социальный опыт и адаптируется к своему социальному окружению. С раннего детства в течение всей жизни человека учат подчиняться власти и вознаграждают за такое поведение. Подчинение становится бесспорной действующей нормой в учреждениях и социальных институтах вообще: в военной, медицинской, правовой, образовательной, религиозной, индустриальной и других сферах. Успешный результат действий личности в самых различных обстоятельствах часто является следствием мотивации подчинения авторитету, независимо от того, идет ли речь о школьных оценках, здоровье, продвижении по службе, медалях за боевые заслуги, признании и т. д. Таким образом, в ходе своей жизни человек учится ценить подчинение, даже если это порой бывает не очень приятно.

Вопрос об основных социальных мотивах человека является открытым, и каждый из исследователей по-своему подходит к его рассмотрению. Выше уже освещалась теория «иерархии  мотивов» Маслоу, который выделял  потребности по степени их приоритета для личности. К числу социальных Маслоу относил потребности в  принадлежности и любви, в уважении и самоуважении, в самоактуализации. Спустя несколько лет после появления  данной работы Маслоу американский антрополог Линтон, изучавший особенности культуры различных народов, назвал три основные потребности, которые, на его взгляд, являются наиболее общими и наиболее значимыми для понимания человеческого  поведения:  
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 

 СОТНОШЕНИЕ МОТИВАЦИЙ

Достижения современной  психологии свидетельствуют о том, что основным стимулом человеческой деятельности является мотив, поскольку  именно в нем отражается все то, ради чего совершается любое деяние, в чем личностный смысл для  любого человека. То есть выбор цели обосновывается определенным доводом  в его пользу - мотивом. При этом следует различать понятия "мотив" и "мотивация". Мотивация - это  общее побуждение активности в определенном направлении.  
Итак, предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение (соответствующих нервных центров) и побуждает организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий, и на основе этого формируется целенаправленное действие. Итак, потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние - мотивацию.  
Таким образом, мотивация - обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур, вызывающих направленную активность организма.  
От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма.  
Отсюда, обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы программы поведения могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта.  
Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, "утверждает" данный вид деятельности. Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим - поисковой деятельности. Таким образом, мотивация - индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного человека.  
В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности. Так, в преступно-опасной ситуации один человек руководствуется только потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга.  
Результаты современных криминологических исследований не позволяют утверждать, что существуют какие-то специфические мотивы преступного поведения. В преступлении мотив является субъективной стороной преступления и подлежит выявлению, доказыванию для определения степени общественной опасности, квалификации преступления для назначения вида и размера наказания и определения режима содержания в местах лишения свободы.  
Человек несет ответственность за противоправное общественно-опасное деяние, а не за смысл данного действия для данной личности.  
Подводя итог сказанного можно сделать вывод, что мотивация преступного поведения в целом не отличается от мотивации поведения в общем. Оно продиктовано теми же интересами, желаниями и стремлениями. Примеров может быть множество. Единственное отличие поведений состоит в реализации мотивов.  
В юридической литературе встречаются попытки классификации мотивов. Однако эти попытки не охватывают всего многообразия суждений человека по поводу того, что толкает его совершить данное действие. Здесь возможна лишь самая общая дифференцировка, например, подразделение мотивов на политические, гражданские и нравственные.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПОНЯТИЕ МОТИВАЦИИ И ПОТРЕБНОСТЬ  

Потребность — форма проявления интенциональной природы психики, в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. 
   Первично биологической формой потребности является нужда. На ее восполнение направлены инстинкты, в которых заданы и свойства релевантных потребности предметов, и основные поведенческие акты, необходимые для их достижения. 
   Для человека характерно, что даже те его потребности, которые связаны с задачами физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей осуществляется за счет общественно обусловленного развития их предметов. Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их реализации — в виде оценочных эмоций. 
   Виды. Потребности подразделяют по характеру деятельности (оборонительная деятельность, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая). 
    
Формирование человеческих потребностей в онтогенезе — развитие форм интенциональности деятельности за счет присвоения новых общественно выработанных предметов, с которыми происходит связывание биологических потребностей. Существенную роль при этом имеет подражание, ориентированное на значимых взрослых или референтные группы. 
   Для описания процесса формирования человеческой мотивации А.Н. Леонтьевым предложено понятие „
сдвиг мотива на цель“. Это — механизм формирования новых мотивов, которая те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому–то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. При этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива. 
   Близкое значение имеют понятия функциональной автономии в теории личности Г. Олпорта и катексиса З. Фрейда.

     Личностный смысл — характеристика сознания, которая представляет собой субъективно воспринимаемую значимость для индивида тех или иных предметов. Мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания личностного смысла за счет включения его в другой мотивационный контекст. В деятельностном подходе А.Н. Леонтьева считается, что порождение личностного смысла происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву. При этом смыслы трактуются единицами человеческого сознания. 
   Теория социального научения
А. Бандуры
   А. Бандура (1925, Альберта, Канада — 1988), американский психолог, автор теории социального научения предложил модель, которая объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди). Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это — и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям. 
   Основываясь на своей теории социального научения, попытался дать новую интерпретацию агрессии. Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии. Проводя исследование на маленьких детях, где показывал им фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций. 
   Мотивация. 
   
Мотивация (лат. moveo – двигаю) — теоретический конструкт, обозначающий материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотивация представлена субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа. 
   Диагностика. Основными признаками мотива являются: активизация деятельность (энергетический потенциал), направление активности на определенную цель, селективное внимание (на определенный вид раздражителей), подготовка к типичным образцам реагирования, реализация деятельности до достижения цели или до смены более сильной мотивацией. Эти признаки фиксируются в типичных экспериментальных ситуациях: 
   1. Предпочтение ключевого раздражителя в ситуации выбора. 
   2. Владение информацией о средствах достижения цели. 
   3. Сопутствующие психофизиологические реакции (психогальванический рефлекс, сила рефлекса, повышение тонуса, кардиоваскулярные изменения). 
   4. Сенсорные волны. 
   5. Ретроактивное торможение. 
   6. Моторная готовность к достижению цели. 
   7. Сила нажима при письме. 
   8. Готовность восприятия в аспекте осознанного интереса — апперцепции. 
   9. Готовность восприятия в аспекте подпороговых признаков, не связанных с осознанным
интересом. 
   10. Продуктивность произвольной памяти. 
   11. Продуктивность непроизвольной памяти. 
   12. Эффект торможения в симультанном восприятии. 
   13. Латентное научение. 
   14. Намеренное обучение. 
   15. Время реакции в ситуации выбора. 
   16. Конфликтующие действия. 
   17. Спонтанная активность. 
   18. Выдержка при достижении цели. 
   19. Защитные психологические механизмы. 
   20. Проекция собственных качеств на других. 
   21. Сферы мышления. 
   22. Темы фантазирования. 
   23. Нелогичность мышления (преобладание эмоциональных оснований при классификации). 
   24. Самооценивание.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержательные теории мотивации основаны на идентификации  внутренних побуждений, заставляющих человека поступать определенным образом. Эти теории связаны с изучением  человеческих потребностей и механизма влияния на них в процессе мотивации. При этом под потребностью понимается физиологическое или психологическое ощущение человеком недостатка чего-либо. Потребность невозможно непосредственно наблюдать, но о ее существовании можно судить по тому, что делает человек, поскольку именно потребности во многом определяют поведение людей.  Согласно процессуальным теориям мотивации поведение человека - это результат его восприятия окружающего мира и ожиданий, связанных с конкретной ситуацией и возможных последствий его поступков. В основе этих теорий лежит исследование трудового поведения работников, механизма распределения их усилий в процессе достижения различных целей. Сторонники этих теорий не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими.  
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Психофизиология О. Ф. Алексеева, Н. Р. Пашина, А. Ю. Федотов Современный Гуманитарный Университет 1999 с-302
  2. Кроль В. Психофизиология  человека  ,Питер 2003 с-304
  3. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман Психология мотивации и эмоций АСТ, Астрель 2009 с- 704

       4.Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. - М.:        ИНФРА-М, 1997. - 349 с.

Информация о работе Мотивации: биологические, социальные, идеальные. Соотношение. Схема функциональной системы с конкретным примером результата способов его