Мотивации: биологические, социальные, идеальные. Соотношение. Схема функциональной системы с конкретным примером результата способов его

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:10, контрольная работа

Описание работы

В результате непрерывно идущего обмена веществ эти константы могут смещаться. Их отклонение от требуемого уровня приводит к включению механизмов саморегуляции, которые обеспечивают возвращение констант к исходному уровню. В каких-то пределах эти отклонения могут быть компенсированы за счет внутренних ресурсов. Однако внутренние возможности ограничены. В таком случае в организме активизируются процессы, направленные на получение необходимых веществ извне.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………………………..

2.Мотивации………………………………………………………………………………………..

2.1.Биологические………………………………………………………………………

2.2.Идеальные …………………………………………………………………………….

2.3.Социальные……………………………………………………………………………

3.Соотношение мотиваций…………………………………………………………………

4. Понятие мотивация и потребность…………………………………………………..

4.Заключение……………………………………………………………………………………….

5.Список литературы……………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

аленка.docx

— 39.33 Кб (Скачать)

                       АНО ВПО

       «МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ»

                      ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
 

                     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (РЕФЕРАТ) 

По дисциплине: «Психофизиология»

На тему: Мотивации: биологические, социальные, идеальные. Соотношение. Схема функциональной системы с конкретным примером результата способов его достижения.

                                                                             Выполнила студентка 3 курса

                                                                                             Заочного отделения

                                                                                                            Щетина Е.Е

                                                                            Преподаватель: Гуляева С.И.

Результат проверки:

Оценка___________                           дата проверки«___»________2011г.

Подпись преподавателя____________________ 

                                         

                                                  Воронеж,-2011 
 
 

ПЛАН

1.Введение…………………………………………………………………………………………..

2.Мотивации………………………………………………………………………………………..

    2.1.Биологические………………………………………………………………………

    2.2.Идеальные …………………………………………………………………………….

    2.3.Социальные……………………………………………………………………………

  3.Соотношение  мотиваций…………………………………………………………………

4. Понятие мотивация  и потребность…………………………………………………..

4.Заключение……………………………………………………………………………………….

  5.Список литературы…………………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Мотивационное возбуждение  можно рассматривать как особое, интегрированное состояние мозга, при котором на основе влияния подкорковых структур осуществляется вовлечение в деятельность коры больших полушарий. В результате живое существо начинает целенаправленно искать пути и объекты удовлетворения соответствующей потребности.

Особый вопрос заключается  в том, каков механизм перерастания потребности в мотивацию. В отношении  некоторых биологических потребностей (голод, жажда) этот механизм, как было показано выше, связан с принципом  гомеостаза. Согласно этому принципу, внутренняя среда организма должна всегда оставаться постоянной, что  определяется наличием ряда неизменных параметров (жестких констант), отклонение от которых влечет резкие нарушения  жизнедеятельности. Примерами таких  констант служат: уровень глюкозы  в крови, содержание кислорода, осмотическое давление и т.д.

В результате непрерывно идущего обмена веществ эти константы  могут смещаться. Их отклонение от требуемого уровня приводит к включению механизмов саморегуляции, которые обеспечивают возвращение констант к исходному  уровню. В каких-то пределах эти отклонения могут быть компенсированы за счет внутренних ресурсов. Однако внутренние возможности ограничены. В таком  случае в организме активизируются процессы, направленные на получение  необходимых веществ извне. Именно этот момент, характеризующий, например, изменение важной константы в  крови, можно рассматривать как  возникновение потребности. По мере истощения внутренних ресурсов происходит постепенное нарастание потребности. По достижении некоторого порогового значения потребность приводит к развитию мотивационного возбуждения, которое должно привести к удовлетворению потребности за счет внешних источников.

 

МОТИВАЦИИ

Мотив - это внутренняя ценность выполняемой деятельности. В самом приблизительном понимании  такое определение отражает внутреннее состояние человека, однако, следует  заметить, что силы, побуждающие  к действию, находятся вне и  внутри человека и заставляют его  осознанно или же неосознанно  совершать некоторые поступки. При  этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать  на одинаковые воздействия со стороны  одинаковых сил.

Исходя из этого, можно предположить, что процесс  мотивации человека подвержен как  внутренней, так и внешней детерминации. Отсюда выделяется понятие мотивирования. Мотивирование - это процесс воздействия  на человека с целью побуждения его  к определенным

действиям путем  пробуждения в нем определенных мотивов.

     Потребность,  перерастая в мотивацию, активирует  ЦНС и другие системы организма.  При этом она выступает как  энергетический фактор ("слепая  сила", по И.П. Павлову), побуждающий  организм к определенному поведению. 
          Не следует отождествлять мотивации и потребности. Потребности далеко не всегда преобразуются в мотивационные возбуждения, в то же время без должного мотивационного возбуждения невозможно удовлетворение соответствующих потребностей. Во многих жизненных ситуациях имеющаяся потребность по тем или иным причинам не сопровождается мотивационным побуждением к действию. Образно говоря, потребность говорит о том, "что нужно организму", а мотивация мобилизует силы организма на достижение "нужного". 
          Мотивационное возбуждение можно рассматривать как особое, интегрированное состояние мозга, при котором на основе влияния
подкорковых структур осуществляется вовлечение в деятельность коры больших полушарий. В результате живое существо начинает целенаправленно искать пути и объекты удовлетворения соответствующей потребности. 
          Суть этих процессов четко выразил
А.Н. Леонтьев в словах: мотивация — это опредмеченная потребность, или "само целенаправленное поведение".     В результате непрерывно идущего обмена веществ эти константы могут смещаться. Их отклонение от требуемого уровня приводит к включению механизмов саморегуляции, которые обеспечивают возвращение констант к исходному уровню. В каких-то пределах эти отклонения могут быть компенсированы за счет внутренних ресурсов. Однако внутренние возможности ограничены. В таком случае в организме активизируются процессы, направленные на получение необходимых веществ извне. Именно этот момент, характеризующий, например, изменение важной константы в крови, можно рассматривать как возникновение потребности. По мере истощения внутренних ресурсов происходит постепенное нарастание потребности. По достижении некоторого порогового значения потребность приводит к развитию мотивационного возбуждения, которое должно привести к удовлетворению потребности за счет внешних источников. 
          В отношении других потребностей картина не столь очевидна. 
          Тем не менее есть основания полагать, что и здесь действует принцип "порогового значения". Потребность перестает в мотивацию лишь по достижении некоторого уровня, при превышении этого условного порога человек, как правило, не может игнорировать нарастающую потребность и подчиненную ей мотивацию.
 
 

БИОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВАЦИИ

Любые, даже незначительные отклонения во внутренней среде организма, немедленно воспринимаются многочисленными  рецепторами. Это баро- , механо-, термо-, осмо-, глюкорецепторы и другие, то есть рецепторы, реагирующие на изменение  давления, на механические, температурные  воздействия, изменения осмотического  давления крови, содержание глюкозы  в крови. Такие рецепторы находятся  во внутренних органах (желудке, печени, сердце), в стенках сосудов и  в различных структурах мозга (в  гипоталамусе, ретикулярной формации среднего и продолговатого мозга). Так, в передней преоптической зоне гипоталамуса находятся терморецепторы. Глюкорецепторы, реагирующие на содержание и доступность  глюкозы для клеток, присутствуют в промежуточном мозге, печени, желудке  и тонком кишечнике.  

   Часто сдвиги во внутренней среде оказывают комплексное действие на разные типы рецепторов. Так, изменение в организме водно-солевого баланса возбуждает многочисленные осморецепторы, расположенные в переднем гипоталамусе. Они активируются повышением внутриклеточной концентрации солей при утрате клетками воды. Организм реагирует не только на внутриклеточный дефицит воды, но и на потерю воды из внеклеточного пространства. Предполагают, что к этому причастны рецепторы растяжения в стенках крупных вен вблизи сердца. Кроме того, потеря воды в организме вызывает уменьшение слюноотделения. Это также возбуждает специальные водные рецепторы в слизистой рта и глотки и ощущается как сухость во рту.  

    Рецепторы внутренней среды (интерорецепторы) обеспечивают непрерывное наблюдение за состоянием внутренней среды организма. Их возбуждение включает гомеостатический механизм, автоматически компенсирующий возникший во внутренней среде сдвиг.  

Стремление выделить в мотивации две стороны, два  аспекта характерно и для обыденной  речи. Часто используют термин "мотивация", вкладывая в него двойной смысл. Так, говоря о голоде, имеют в виду либо ощущение голода как выделение  некоторого состояния либо намерение  действовать, чтобы удовлетворить  голод, подчеркивая тем самым  операционный или поведенческий  аспект мотивации.  

  Таким образом, когда говорят о мотивации, выделяют две фазы: 1) фазу детекции специфического состояния, выражающего появление определенного дефицита во внутренней среде, то есть возникновение потребности и 2) фазу запуска и реализации специализированного целенаправленного поведения в отношении тех внешних объектов, которые способны удовлетворить данную потребность. Первая фаза инициирует вторую. 
Рассмотрим мотивацию как состояние. Долгое время оставался нерешенным вопрос о специфичности мотивационных состояний. Было неясно, существует столько же мотивационных состояний, сколько и потребностей. Или же существует единое мотивационное состояние как общая неспецифическая функция для всех видов поведения.  

  Физиологические особенности мотивационных состояний впервые были изучены П.К.Анохиным, которым и было сформулировано положение о специфичности неспецифической активации. Вопреки устоявшейся точке зрения о том, что неспецифическая активация коры больших полушарий со стороны ретикулярной формации различается лишь интенсивностью и локализацией, он предположил у нее существование биологических модальностей. Первые данные о различии восходящих к коре возбуждений были получены на кошке, получившей уретановый наркоз. Оказалось, что уретан избирательно блокировал ЭЭГ-реакции пробуждения и возникновение ориентировочных реакций. В то же время он не затрагивал корковую активацию на болевое раздражение. Было сделано заключение, что есть, по крайней мере, два типа восходящих активаций, которые различаются нейрохимически. Дальнейшие эксперименты подтвердили, что кора мозга получает отнюдь не монотонные возбуждения. Эти возбуждения, формируясь на уровне подкорковых аппаратов, уже там приобретают биологическую специфику, которая радикальным образом определяет всю судьбу активирующих возбуждений на корковом уровне.  

  Для оборонительной мотивации бодрствующего животного, так же как для ориентировочного рефлекса, характерна определенная картина электрической активности мозга. У кролика в задних областях коры и в ряде подкорковых образований (гиппокампе, медиальном таламусе) возникает своеобразный ритм с частотой 5-7 колебаний в секунду, который отличается своей исключительной упорядоченностью и регулярностью. Этот ритм получил название тета-ритма или ритма напряжения (стресс ритма). Во время пищевой мотивации вместо тета-ритма возникают пачкообразные приступы учащенных и высокоамплитудных колебаний. Они усиливаются во время подкрепления голодного животного пищей.

    В силу многообразия разные потребности нередко сосуществуют одновременно, побуждая индивида к различным иногда взаимоисключающим стилям поведения. Например, могут остро конкурировать потребность безопасности (страх) и потребность защитить свое потомство (родительский инстинкт). Именно поэтому нередко происходит своеобразная «борьба» мотиваций и выстраивание их иерархии.

   В формировании мотиваций и их иерархической смене ведущую роль играет принцип доминанты, сформулированный А.А.Ухтомским (1925). Согласно этому принципу в каждый момент времени доминирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная биологическая потребность. Сила потребности, т.е. величина отклонения физиологических констант или концентрации соответствующих гормональных факторов, получает свое отражение в величине мотивационного возбуждения структур лимбической системы и определяет его доминантный характер.

Консервативный  характер доминанты проявляется  в ее инертности, устойчивости и  длительности. В этом заключается  ее большой биологический смысл  для организма, который стремится  к удовлетворению этой биологической  потребности в случайной и  постоянно меняющейся внешней среде. В физиологическом смысле такое  состояние доминанты характеризуется  определенным уровнем возбудимости центральных структур, обеспечивающей их высокую отзывчивость и «впечатлительность»  к разнообразным воздействиям.

   Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность. При этом все посторонние раздражители только усиливают мотивацию, а одновременно с этим все другие виды деятельности подавляются. Однако в экстремальных ситуациях доминирующая мотивация обладает способностью трансформировать свою направленность, а, следовательно, и реорганизовывать целостный поведенческий акт, благодаря чему организм оказывается способным достигать новых, неадекватных исходной потребности результатов целенаправленной деятельности. Например, доминанта, созданная страхом, в исключительных случаях может превратиться в свою противоположность — доминанту ярости. 

ИДЕАЛНЫЕ МОТИВАЦИИ

Если есть нечто, что должно быть сделано, потому что  это мне же и надо, я даже не думаю о том, хочу ли я это делать. Просто беру и делаю.То есть, я не оцениваю это локальное дело с  позиции "нравится или нет". Локальное  это часть глобального и не сделав локального, я не получу глобальное. А я его очень хочу! Как я  могу себе отказать?

  Например, в изучении языка у меня такой ход рассуждений - я хочу знать язык, потому что хочу общаться с людьми и т.д. и т.п. Я даже не думаю, хочу ли я изучать язык. Я ведь хочу его знать. О чем тут еще думать. И я просто каждый день язык тренирую. И я не думаю о том, хочу ли я его тренировать. Я просто делаю это и все, потому что хочу получить свой главный приз.

  Сейчас получается, что чувства, причина которых  неосознанные мысли, формируют  Ваше поведение. Вам нужно выработать  правильные мысли, такие, которые  Вас сподвигают к действиям.  Эти мысли выработают правильные  чувства, и ВЫ начнете действовать.  Желание можно вызывать с помощью  логики - обосновать для себя - почему  и зачем нужно это сделать.  Эти обоснования должны ПОЛНОСТЬЮ  тебя удовлетворять. Если в  них есть зацепка, за которую  ты можешь себя переубедить,  значит нужно совершенствовать  свою логику, то есть придумывать  несокрушимое объяснение. 
 

Информация о работе Мотивации: биологические, социальные, идеальные. Соотношение. Схема функциональной системы с конкретным примером результата способов его