Молодежные субкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:25, реферат

Описание работы

Молодежная субкультура - достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Существование этого феномена затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Возникновение молодежной субкультуры в России…………………. 5
Глава 2.Понятие субкультуры и молодежной субкультуры…………………...6
Глава 3. Типология молодежных субкультур ………………………………….7
Глава 4. Характеристика отдельных субкультур……………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

         Молодежная субкультура  индеанисты. Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индеанисты – нечто среднее между клубом американских индейцев и религионо-мистическим движением. При всей «этнографической» атрибутике индеанистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм, - перекликаются с традиционными российскими ценностями. В 70 – начале 80 гг. Казань была одним из центров зарождавшихся индеанистского движения и индеанистской субкультуры. Позже инициатива перешла к более многочисленным и энергичным группам индеанистов Ленинграда и Москвы. Пик индеанистского движения приходится на 1985-90 гг. К настоящему он пройден, и в Казани индеанисты представлены немногим более чем десятком человек. Они не замкнуты, но контакты с представителями других молодежных субкультур индеанистов интересуют мало.

         Хакеры (компьютерные фанаты) – молодежная субкультура, находящаяся в процессе формирования. Численность характеров пока незначительна – в основном это студенты технических университетов, старшеклассники школ с физико-математическом уклоном. Установить точно численность характеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все компьютерные фанаты осознают себя общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем. Вероятно, это дело будущего.

         Криминальная  молодежная субкультура. Молодежные группировки, превратившись в структуры организованной преступности, поделили сферы влияния и предпочитают выяснить отношения, не прибегая к массовым дракам. Сведение счетов стало осуществляться в большинстве случаев путем заказных убийств.

         В середине 90 гг. появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рейверов, роллеров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвернут сексуальному насилию, ограблен. Противостояние молодежных банд также не ушло в историю, но переместилось на периферию.

         Футбольные  болельщики. Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Футбольные фанаты – сложное по организации сообщество. Среди фанатов московского «Спартака» выделяются, в частности, такие группы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, - «правые». В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. «Правые» выезжают на все матчи команды, их основная функция – заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков («волну» и т.д.), но также и командовать «военными действиями» - битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками – нередко уже на вокзальной площади. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из «Правых».

         Субкультура сатанистов. Еще в 80 гг. от субкультуры хэвиметалистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами Церкви сатаны. К середине 90 гг. уже можно говорить о формировании в России сатанистской субкультуры. Время от времени в процессе появляются интервью с лидерами сатанистов; последние, разумеется, пытаются отрицать или затушевать антиобщественный и античеловеческий характер ритуалов и ценностей сатанизма.

         Субкультура рэйва (от англ. Rave – бред, бессвязная речь) возникает в США и Великобритании. В России распространяется с 1990-91 гг. В музыкальном отношении стиль рэйв – преемник стилей техно и эйсидхауса. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни – ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Базовые ценности, лежащие в основе данной субкультуры: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде… Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи – ключевые фигуры рейв-субкультуры – высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков.

           Среди относительно недавно появившихся в России субкультур следует отметить следующие четыре: роллеров, рэперов, скейтбордистов и стрейтэджеров.

         Роллерами называют любителей роликов коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок: также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. Идеология роллеров сходна с байкерской, с той разницей, что мотоцикл заменен роликами. В основном роллеры – школьники старших классов (13-16 лет), но есть и студенты, младшие школьники. Интересно, что роллерские компании возглавляются девушками. Роллеры, как правило, дети из обеспеченных семей, что обусловлено, вероятно, не в последнюю очередь ценой роликов – от 50 до 150 долларов и выше.4

         Субкультура скейтбордистов, любителей езды на скейтборде (доске на колесах). Идеология и внешний вид схожи с роллеровскими.

         Субкультура рэппа. Рэпп – это музыка черных американцев. Российские реперы одеваются как черные американские реперы (в основном спортивный стиль с преобладанием ярких цветов), заимствуют у них многие слова и даже иногда делают себе прически, свойственные только афроамериканцам. Известные российские рэпперы: «ДеЦл», «Шэф».

Субкультура рэппа во многом пересекаются с субкультурами роллеров и скейтбордистов, так как многие роллеры и скеутбордисты слушают рэпп, а рэпперы катаются на роликах и скейтбордах.

         Субкультура стрейтэджеров (от англ. Straight-edge – линейка, правило), поборников здорового образа жизни, отказывающихся от курения, употребления алкоголя и наркотиков.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

         Присоединение к  неформальной группе - нормальный и  закономерный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы, оцениваются исследователями  как естественные для данного возраста. Так, И.П. Башкатов полагает, что «вовсе не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми.

         Объединение в группы можно рассматривать как средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения, свойственным отнюдь не только подростковому возрасту.

         С начала 90-х годов  молодежные субкультуры переживали небывалый подъем, но уже с середины 90-х активность молодежных субкультур пошла на спад. В настоящее же время они снова набирают оборот. Поэтому важно на опыте прошлых лет изучить (а по возможности решить) те проблемы, которые встают перед молодыми людьми. Проблемы:

- самореализации,

- самоактуализации,

- непонимания  со стороны взрослых,

- вхождения во  взрослую жизнь,

- выбора правильного пути и др.

        Некоторые авторы считают, что данные проблемы может решить гуманитаризация всех сфер общественной жизни, а особенно институтов воспитания и образования, как основных компонентов социализации личности. В настоящее время особенно актуальным является превращение института гуманитарного образования из «окраин» социализации в ее мощный основной центр.

         Не трудно заметить, что бурное развитие различных объединений  совпадает с периодами расширения демократии. Отсюда следует принципиальный вывод о том, что уровень демократизации общества в немалой степени определяется количеством добровольных формирований, степенью активности их участников. В свою очередь отсюда следует и другой вывод: появление современных неформалов не есть результат чьей-то злой воли, оно вполне закономерно.

         Более того, можно  смело предположить, что по мере дальнейшего расширения демократии число неформальных образований  и их участников будут возрастать. Поэтому каждому взрослому по роду своей деятельности вынужденному активно взаимодействовать с подростками, необходимо вооружиться знаниями о внешнем виде, идеологии, символики и психологических особенностях представителей различных субкультур. Это позволит легче находить общий язык с любой группой подростков и просчитать реальные и мнимые опасности вхождения в ту или иную субкультуру.

Список используемой литературы

1. Волков Ю. Г. Социология. – М.: Гардарики, 2003.- 512 с.

2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учебное пособие.-Ростов-н./Д.: Феникс, 2001.-576с.

3. Кравченко А. И. Введение в социологию: учебное пособие для 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997.- 190 с.

4. Косарецкая С. В. О неформальных объединениях молодежи / С. В. Косарецкая, Н. Ю. Синягина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 159 с.

5. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов.— 3-е изд. М: Академический Проект, 2002.— 496 с.

6. Лисовский В. Т. Советское студенчество: соц. очерки. – М.: Высшая школа, 1990. – 304 с. 

             7. Левикова С. И. Молодежная  субкультура: Учебное пособие  . — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 608 с.

8. Луков В.А. «Особенности молодежных субкультур в России» // «Социологические исследования»,  2002. №10.- С. 79–87.

             9. «Real Экстрим» журнал об экстремальном спорте и развлечениях. Пилотный выпуск. Август 2004.- С.15-17.

             10. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Осипова Г.В.- М., Норма-Инфра-М, 1998. - 672 с.     

             11.Сергеев С. А. Молодежные субкультуры в республике // "Социологические исследования", 1998. №11.- С.95-97.

             12. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этнографического исследования системы. 1986–1989 гг.- СПб.: Наука, 1993.-115с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Молодежные субкультуры