Молодежные субкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:25, реферат

Описание работы

Молодежная субкультура - достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Существование этого феномена затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Возникновение молодежной субкультуры в России…………………. 5
Глава 2.Понятие субкультуры и молодежной субкультуры…………………...6
Глава 3. Типология молодежных субкультур ………………………………….7
Глава 4. Характеристика отдельных субкультур……………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Возникновение  молодежной субкультуры в России…………………. 5

Глава 2.Понятие  субкультуры и молодежной субкультуры…………………...6

Глава 3. Типология молодежных субкультур  ………………………………….7

Глава 4. Характеристика отдельных субкультур……………………………….9

Заключение……………………………………………………………………….16

Список  используемой литературы……………………………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

                Молодежная субкультура - достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Существование этого феномена затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп.

               В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям и требованиям жизни, поиски человеком самого себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием выбора, сочетающегося с динамизмом и новизной.

         Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения  людей, которое не соответствует  общепринятым или официально установленным  социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Не проходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения. К концу ХХ столетия психология девиантного поведения обрела исключительный статус:

она переживает настоящий бум.

         Отклонения от норм могут носить позитивный и негативный характер. В первом случае девиантным поведением может послужить проявление инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений. Во втором же случае последствиями отклоняющегося поведения может послужить вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а так же личности, допускающей негативные отклонения. Бывают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека или группы людей: чудачества, эксцентричность. Примером такой девиации являются различные неформальные молодежные объединения (неформалы).  
                  В последнее время понятие "молодежная субкультура" все чаще и чаще стало использоваться учеными-социологами и журналистами при обращении к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде.       

         Вопросы субкультурного развития в последнее время исследуются многими отечественными психологами и социологами. Можно выделить работы отечественного психолога М.В. Розина, активно занимавшегося проблемами молодежной суб- и контркультуры, в особенности культурой хиппи. В его работах рассматриваются психологические аспекты формирования субкультуры как определенного поведения, психологические последствия субкультурного образа жизни.

         Среди других отечественных  авторов, занимавшихся изучением данной проблемы можно назвать О.Г. Заярную, А.И. Мазурову, И.Ю. Сундиева, П.В. Разина и др.

                Многие исследователи этого вопроса описали в своих работах символику и выразительное поведение той или иной субкультуры. Некоторые пытались выделить потребности, которые удовлетворяют подростки, вступая в молодежные неформальные объединения.

Целью данной работы является:

- изучить историю  возникновения молодежных субкультур в России.

- рассмотреть типологию молодежных субкультур.

-  изучить наиболее популярные молодежные субкультуры: их деятельность и мировоззрение.

                  Актуальность этой темы обусловлена появлением в последнее время большого количества разнообразных субкультур и ростом интереса к этому феномену. Стоит ли ждать беды от многочисленных формирований или это естественный, прогнозируемый процесс.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Возникновение молодежной субкультуры в России. 

         Изучение молодежных субкультур составляет важное направление  социологии молодежи. С 60-х годов  ХХ в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках. В известной мере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология.

         Долгое время в  нашей стране единственной молодежной организацией был комсомол, официально разрешенный и поддерживаемый. Однако уже в 70-е годы стали складываться неформальные молодежные группы, продуцируемые  в ряде случаев свою контркультуру, в силу общей социально-политической ситуации в стране, находившейся в «андеграунде».  С началом процессов гласности и перестройки эти группы, легализовав свою деятельность, довольно громко заявили о себе, значительно увеличив тем самым свою численность. Определенное место среди них занимали группы, формировавшиеся вокруг различных музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т.п.). Возникали также неформальные молодежные организации, ценностные ориентации которых имели некоторые политический и идеологический оттенок (ностальгисты, пацифисты, отклонисты, зеленые). Выделялись группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди системы). Среди интеллектуальной молодежи пользовалась популярностью эстетствующая группа «митьки», выделявшаяся самоиронией и гротескно подчеркнутым стилем «a la Русь». Формировались группировки, исповедовавшие «культ мускулов» и физической силы (качки), а также криминогенные группы, объединявшиеся на базе агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности (гопники, люберы и т.п.).  Некоторые из них воодушевлялись лозунгами восстановления социалистической справедливости и борьбы со «скверной» в лице хиппи, панков и т.п. движений.1

         В освещении средств массовой информации того времени молодежная тематика бурлила от неформальных страстей металлистов, рокеров, Панков, системных ребят, брейкеров, хайлайфистов и прочих групп и объединений с броскими названиями, которых неустанно «открывали» для широкой публики и усиленно рекламировали журналисты. Нонконформизм этой молодежной среды проявлялся во всем : в манерах, в одежде, в увлечениях, в жаргоне, достигая даже откровенно экстремистских форм. Однако занесенные на российскую почву после падения «железного занавеса» течения западной молодежной субкультуры трансформировались у нас в довольно нелепые формы, большей частью совпадая с западными лишь внешне. Часто они «срисовывались» с западных сверстников неумелыми «художниками», поэтому получались не копии, а карикатуры.   

         Формирование молодежной субкультуры в самостоятельную  молодежную практику и способ самореализации закончились к 1992 – 1994 гг., когда  различные объединения образовали некоторую систему, состоящую из специализирующихся на определенном виде досуга, творческого самовыражения и социальной манифестации молодежных субкультур, между которыми обозначились четко налаженные каналы коммуникации и «распределения обязанностей». Хотя, конечно, в этой системе и сегодня идут скрытые и явные процессы изменения: часть формирований отмирает, их место занимают новые объединения; одни группировки меняют идеологию или способ действий, другие сливаются в более крупное объединение либо, напротив, распадаются на мелкие и независимые сообщества.

В чем  состоят причины довольно широкого распространения в современном обществе молодежной субкультуры? 

         Во-первых, в субкультурной  общности подросток получает возможность  принадлежать к избранной группе сверстников, являющейся для него референтной, возникает объединяющее чувство «мы», что повышает уровень психологической значимости каждого, дает некую гарантию (или ее иллюзию) независимости и защищенности от общества

         Во-вторых, субкультура  позволяет молодому человеку лучше  почувствовать и проявить самостоятельность  своего «я».

         В-третьих, она помогает ему освободиться от тягостных переживаний, вызванных конфликтом с внешним  миром взрослых, с господствующей в обществе культурой.

         Для молодежной субкультуры  характерны преимущественно развлекательно-рекреативная направленность, приоритет потребительских ориентаций. Исследования, проведенные в 1997 г. в Беларуси, показали, что 26 % опрошенных молодых людей предпочитают «ничегонеделание», а 32% - рассматривают стремление «оттянуться» как лучший вариант проведения свободного времени. Если мы к тому же примем во внимание, что 57% молодых людей Беларуси предпочитают основную часть свободного своего времени отводить просмотрам телепередач, то станет ясно, что одним из каналов распространения стандартов субкультуры является вестернизация, главным образом американизация, суженных культурных потребностей и интересов под влиянием видеотриллеров и героинь так называемых «мыльных опер». Субкультурные ориентации отнюдь не всегда означают отказ от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь определенные отклонения от нее. Однако большинство общества относится к субкультуре с недоверием и неодобрением. 
 

Глава 2. Понятие субкультуры  и молодежной субкультуры.  

         В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура – это подкультура или культура в культуре.

         В более узком  смысле субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

         В современном обществе существует значительное многообразие таких субкультур, однако в социологии это понятие находит наиболее частое применение в исследованиях молодежных культур и девиантности. Например, считается, что делинквентные, или преступные субкультуры имеют своей задачей решение проблем их членов, видящих в принадлежности к субкультуре некоторую компенсацию своей «неудачи в большом обществе». Молодежные культуры, часто рассматриваемые как девиантные, развиваются на основе своеобразных стилей в одежде и музыке, которые отличают их прочих членов общества. Некоторые исследователи рассматривают практику субкультур как выражение оппозиции господствующей культуре. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей субкультуре, хотя с ними и связаны.

         М. Брейк считал, что субкультуры, как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей», развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структкрные противоречия, возникшие в более широком социетальном контексте». 2

         Ценности субкультуры  не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится  к субкультуре с недоверием и  неодобрением.

         Иногда группа активно  вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей  формируется контркультура.

 

Глава 3.Типология  молодежных субкультур.

 

Выделяют  два вида молодежных субкультур:  

- ингруппы;

- аутгруппы.

Ингруппы –  группы, с которыми молодой человек  себя отождествляет.

Аутгруппы – группы, от которых молодой  человек себя отделяет, ощущает свое отличие.  

По  специфике поведения  членов группы выделяют:  

- просоциальные;

- асоциальные;

- антисоциальные.

Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают.

Асоциальные –  несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.

Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить. 

Толстых А.В. предложил следующую  типологию молодежных субкультур:  

1. политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;

2. эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;

3. нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);

4. радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);

5. субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);

6. субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др.

7. субкультура «золотой молодежи» - характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур). 

Фролов  С.С. предложил следующую  типологию субкультур:  

1. Романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).

2.Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

Информация о работе Молодежные субкультуры