Молодежная преступность и криминальная субкультура: психологический аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Необходимо разбираться не только в сущности происходящих общественных процессов, но и знать норму и патологического поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения возрастные особенности психики, основные причины появления «трудных» детей и подростков.
Целью данной работы является рассмотрение психологического аспекта причин «отклоняющегося поведения» подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Молодежная преступность и криминальная субкультура…………...5
1.1 Понятие криминальной субкультуры………………………….….5
1.2 Молодежная преступность и криминальная субкультура, их взаимосвязь…………………………………………………………....7
2. Психологический аспект нарушения поведения подростков……...10
2.1 Формы проявления нарушений поведения……………………....11
2.2 Психологические факторы трудновоспитуемости подростков..14
Заключение……………………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

юрид. психол..docx

— 48.72 Кб (Скачать)

    Повинуясь законам группы, подростки идут на невероятно жестокие преступления для того, чтобы как им кажется, «восстановить жизненно важную для них связь собственного Я с группой».

    Аморфная  нравственность подростка делает его  зависимым в своих суждениях  от мнения других. Компенсация несамостоятельности при этом достигается путём крайней преданности общности «мы» и критического, нигилистического отношения ко всем, кто входит в «они». У «трудных» подростков сильно развит «рефлекс подражания», который побуждает их не критически перенимать формы поведения у более запущенных подростков. Этим объясняется возрастание степени трудновоспитуемости, независимо от педагогических влияний движений по вектору отклоняющегося поведения вплоть до делинквентности (правонарушения).

    С анатомо-физиологическими превращениями организма у подростка можно наблюдать усиление интереса к теме «сексуальной нормы». При этом результаты «промеривания» к эталонам взрослого полового поведения оказывается преимущественно не в его пользу, что вызывает либо различные проявления сексуальной агрессии, либо тревожность. Искажённое развитие сексуального интереса, ориентация на различного рода эрзацы половых отношений приводят отдельных подростков к половым извращениям аморальным поступкам, индивидуальным и групповым правонарушениям.

    Подростки, как правило, избегают в общении  со взрослыми обсуждения биопсихологических аспектов взаимоотношении мужчины и женщины, скрывают свою осведомлённость или, наоборот, проявляют беззастенчивость, открытый цинизм, когда хотят шокировать окружающих,  доказать свою взрослость. Быстро и легко подростки овладевают «запрещёнными» приемами психологической защиты от нападения, которые встречаются в арсенале взрослого человека: вытеснение неприятных представлений о последствиях своего поступка, хитрость, обман, конформное подчинение требованию, демонстрация физической силы, агрессивность, грубость, угроза, шантаж.

    Отдельную группу составляют факторы трудновоспитуемости, связанные с отрицательным влиянием на педагогический процесс неблагополучной семьи подростка. Семью, в данном случае, следует рассматривать прежде всего как фактор, определяющий психофизиологическую полноценность или ущербность ребёнка. Неблагополучная семья может оказывать прямое разлагающее воздействие на формирующую личность, препятствовать её нормальному развитию.

    Отрицательные семейные условия, отсутствие нормальной, нравственной среды, нарушение психологического контакта с самыми близкими людьми остро переживаются подростками, которые начинают сознавать противоречие жизни взрослых. Озлобленность, доходящая до отчаяния или жестокости, недоверие к людям, пренебрежение к нормам, цинизм, равнодушие – таков далеко не полный перечень внутренних установок подростка, переживающих размолвку или развод родителей, живущего в условиях пьянства, разврата, непрекращающихся ссор и конфликтов, невежества, безразличия.

    Однако, нередки случаи, когда искажённую нравственную атмосферу, вокруг ребёнка создают любящие его и желающие ему всякого добра. Большой вред своими действиями, наносят родители, которые пытаются упредить все его желания, навязать свои представления о мире, критерии образа жизни среди людей.

    У молодых людей, которые не принимают серьёзного участия в общественной деятельности, не вырабатывается чувство ответственности, присущее взрослому человеку. Их активность может направляться по антиобщественным каналам, выливаясь в пьянство, хулиганство, всевозможные формы преступности.

    Особое  место среди неблагоприятных  индивидных характеристик, составляющих психофизиологические предпосылки асоциального поведения, занимает отставание в умственном развитии, олигофрения, врождённые черепно-мозговые травмы. В отдельных случаях в роли предпосылок могут выступать различные физические недостатки, дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического характера.

    Таким образом, подростковый возраст –  трудный период психического развития; он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся на данном этапе, сопротивление подростков воспитанию приводят к появлению большой группы трудных подростков. Антисоциальное поведение взаимообусловлено влиянием факторов в первую очередь, внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые обуславливают его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи».

    Причины, приводящие к психологическим расстройствам, акцентуациям характера связывают как с органическими повреждениями мозга (асфиксии при рождении,черепно-мозговые травмы, тяжёлые интоксикации) так и с социальными факторами, на первое место среди которых можно поставить условия семейного воспитания.

    Заключение 

    Изучение  криминальной субкультуры несовершеннолетних и молодежи позволяет сделать  вывод, что она представляет собой  вполне реальное и объективное явление, находящееся в сложной взаимосвязи с культурой общества, социальными процессами, происходящими в нем, динамикой преступности в стране, изменением ее характера и основных криминологических показателей.

    Криминальная  субкультура непосредственно связана  с общностями несовершеннолетних и  молодежи, имеющими криминальную направленность и занятыми преступной деятельностью. Криминальная субкультура выступает условием живучести, целостности и сплоченности криминальных сообществ, эффективности их преступной деятельности. В то же время нормы и ценности криминальной субкультуры являются мощными регуляторами индивидуального поведения несовершеннолетних и молодых правонарушителей и преступных групп, обладают высочайшей степенью референтности в силу действия механизмов психического заражения, подражания, и особенно прессинга, постоянно создающих для подростка и молодого человека ситуацию фрустрации и психической травмы.

    Криминальная  субкультура не есть нечто раз  и навсегда данное. Это весьма динамичное явления. Она развивается и совершенствуется с изменением характера и динамики преступности несовершеннолетних и молодежи.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы 

  1. Васильев, В. А. Юридическая психология/ В. Л. Васильев.- 5-е изд.доп. и перераб.- СПб.: Питер, 2005.- С. 456-464.
  2. Волков, В. Н. Юридическая психология: учебник для вузов- М.: Закон и право, 2002. С. 213-216.
  3. Еникеев, М. И. Юридическая психология / М.И. Еникеев.- 5-е изд.-СПб.: Питер, 2006.- С. 376-381.
  4. Сорокотягин, И. Н. Психология юридическая. Учебное издание / И. Н. Сорокотягин.- СПб.: Изд-во Р. Асланова и юридический центр «Пресс», 2006.- С. 246-249.
  5. Чуфаровский, Ю. В. Юридическая психология: в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов / Ю. В. Чуфаровский.- М.: Проспект, 2006.- С.165-173.
  6. Чуфаровский, Ю. В. Юридическая психология: учебник для вузов/ Ю. В. Чуфаровский.- 3-е изд., испр. и доп.-М.: ТК Велби: Проспект, 2003.- С.321-330.
  7. Мухина, В. Пагубная привлекательность криминального мира.// Развитие личности.- 2007- №1 С. 132-137.
  8. Волков, В. Социально психологическая характеристика формирования преступного поведения несовершеннолетних в группах. // Закон и право.- 2005- №11- С. 20-23.

Информация о работе Молодежная преступность и криминальная субкультура: психологический аспект