Молодежная преступность и криминальная субкультура: психологический аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Необходимо разбираться не только в сущности происходящих общественных процессов, но и знать норму и патологического поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения возрастные особенности психики, основные причины появления «трудных» детей и подростков.
Целью данной работы является рассмотрение психологического аспекта причин «отклоняющегося поведения» подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Молодежная преступность и криминальная субкультура…………...5
1.1 Понятие криминальной субкультуры………………………….….5
1.2 Молодежная преступность и криминальная субкультура, их взаимосвязь…………………………………………………………....7
2. Психологический аспект нарушения поведения подростков……...10
2.1 Формы проявления нарушений поведения……………………....11
2.2 Психологические факторы трудновоспитуемости подростков..14
Заключение……………………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

юрид. психол..docx

— 48.72 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ  РФ

БЕЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

        ГОУ ВПО « КЕМЕРОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

                    

Кафедра  общественных наук 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по  Юридической психологии 

Тема: «Молодежная преступность и криминальная субкультура: психологический аспект» 
 

студента     гр. ЮЗ-081 Ломако А.Ю. 
 
 

                               Работа сдана:

                                           Работа проверена:

                                                         Рецензент: к. и. н., доцент

                                     К. А. Кабанов 
 
 
 
 
 

Белово 2011

Содержание 

Введение………………………………………………………………………..3

  1. Молодежная преступность и криминальная субкультура…………...5
    1. Понятие криминальной субкультуры………………………….….5
    2. Молодежная преступность и криминальная субкультура, их взаимосвязь…………………………………………………………....7
  2. Психологический аспект нарушения поведения подростков……...10
    1. Формы проявления нарушений поведения……………………....11
    2. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков..14

Заключение……………………………………………………………………19

Список  литературы…………………………………………………………..20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Подростковый  возраст – это время становления  характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера.

    Серьезные нарушения поведения нередко  связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением то нормы, а не симптомом психологического заболевания.

    В литературе о переходном возрасте подростков часто фигурирует понятие

    «трудный». Проблема «трудных» подростков – одна из центральных психологических проблем.

    Большая общественная важность обсуждаемой  проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства. Непростое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит к трудностям и внутренним конфликтам.

    Особенно  трудно в этот период подрастающему  поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали провялятся жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. Рост подростковой преступности увеличивается темпами роста правонарушений в других группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают экономические преступления.

    Корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Необходимо разбираться не только в сущности происходящих общественных процессов, но и знать норму и патологического поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения возрастные особенности психики, основные причины появления «трудных» детей и подростков.

    Целью данной работы является рассмотрение психологического аспекта причин «отклоняющегося поведения» подростков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Молодежная  преступность и криминальная субкультура
 

    Преступности  без криминальной субкультуры не бывает, так же как данная субкультура  не может существовать без преступности. Криминальную субкультуру порождают  те же объективные причины, что и  преступность, которая чужда официальной  культуре общества и является в нем  как бы "другой жизнью".

    Невозможно  понять суть преступности вообще, а  преступности несовершеннолетних и  молодежи — в особенности, без  анализа криминальной субкультуры, являющейся ее питательной средой. Попытаемся разобраться в том, как  связаны между собой преступность и криминальная субкультура.

    Преступность  — это не только сами противоправные действия, но и группы, общности лиц, их совершающие.

    Между многими группами существуют контакты, произведен раздел сфер влияния. Таким  образом, преступники представляют из себя социальную общность, слой общества. Как и любая другая общность, преступники придерживаются определенного образа жизни. Именно криминальная субкультура является определенным стабилизатором, регулирующим жизнь преступных сообществ, вносящих в него своего рода порядок, как бы мы к этому не относились. 

    1. Понятие криминальной субкультуры
 

    Криминальная  субкультура — это образ жизнедеятельности  несовершеннолетних и молодежи, объединившихся в криминальные группы. В них действуют чуждые обществу и общечеловеческим ценностям и требованиям правила поведения, традиции и ценности. Назовем важнейшие характеристики криминальной субкультуры1.

    Криминальная  субкультура не любит гласности. Жизнедеятельность лиц, входящих в  асоциальные и криминальные группы в значительной степени скрыта от глаз педагогов и взрослых. Нормы, ценности и требования этой субкультуры  демонстрируются только если нет им противодействия.

    Не  случайно поэтому местами функционирования одного из видов асоциальной субкультуры  являются школьные туалеты, подъезды домов ,подвалы, чердаки, отдаленные парки, скверы, места "тусовок". А в специальных учебно-воспитательных учреждениях и исправительных заведениях — это места, мало контролируемые администрацией и службой режима.

    Тусовка, как правило, представляет собой общение с друзьями, обмен информацией, совместные выпивки, "любовь в очередь", антиобщественное поведение.

    Кроме того "тусовочная" субкультура  является копилкой криминального опыта, своеобразным регулятором криминальной деятельности несовершеннолетних и  молодежи, санкционируя один и пресекая другой тип поведения. Особенность  криминальной субкультуры с этой точки зрения состоит в том, что  в ней постоянно обновляются  и совершенствуются нормы и ценности преступной среды. Традиционные заменяются новыми или трансформируются в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

    Криминальная  субкультура привлекает подростков тем, что в криминальных группах  не существует запретов на любую информацию, в том числе на интимную, что  особенно заметно в условиях так  называемой "сексуальной революции". Здесь подростки имеют возможность получить от сверстников и взрослых информацию, запрещаемую в обычных условиях.

    Усвоение  ее норм и ценностей происходит сравнительно быстро, поскольку подростки бывают увлечены ее атрибутами, имеющими эмоциональную  окраску, налет ложной романтики, таинственности, необычности и т.д.

    Криминальная  субкультура является основным механизмом криминализации молодежной среды. Ее социальная вредность заключается в том, что она служит механизмом сплочения  преступных групп, затрудняет, искажает или блокирует процесс социализации личности, а также стимулирует криминальное поведение подростков и юношей.

    В условиях взаимопроникновения криминальная субкультура, имея агрессивный характер, становиться связующим звеном первичной  и рецидивной преступности, социально-психологический  механизм ее эскалации. Несовершеннолетний правонарушитель, вернувшись из ВТК, специальной  школы или специального ПТУ это  готовый лидер который, стремится  создать криминогенную группу. Бравируя знаниями криминальной субкультуры, ее норм, правил и требований, он не только самоутверждается, но и заставляет окружающих его подростков принять их и следовать им. Так же поступает некоторая часть уволенных из армии в запас "дедов", самоутверждаясь в молодежной среде в качестве криминальных лидеров2.

    Распространению и закреплению криминальной субкультуры  способствует обвальный рост количества детективной литературы, детективных  кинофильмов и видеофильмов, в  которых красочно смакуются отдельные  элементы преступной деятельности, их роль и функции в жизни членов преступных сообществ. 

    1.2 Молодежная преступность и криминальная субкультура, их взаимосвязь 

    Криминальная  субкультура как часть культуры общества  зависит от процессов, происходящих в нем (общесоциальных, экономических, идеологических, социально-демографических, социотехнических, социально-бытовых, социально-воспитательных, правовых, организационно-управленческих и др.).

    Данные процессы происходят не только в среде подростков и молодежи, находящихся в закрытых воспитательных и исправительных учреждениях, но и в казанских "моталках", алмаатинских "бандах" и "конторах" в других городах. "Улица" становится все более враждебной для подростка и юноши, везде его ожидают опасности в виде агрессии "контор" и "банд" из соседних микрорайонов или "залетных" (приезжих из других населенных пунктов).

    Объединившись, подростки и юноши чувствуют  свою силу и превосходство. Если попытаться разобщить такую группу, она будет  сопротивляться путем усиления внутригрупповой  солидарности, постановки общей задачи, объединяющей всех ее членов, переноса агрессии на одного из них, создания собственных, основанных на неформальных связях норм, ценностей, условностей, особо регулирующих отношения в группе.

    Несовершеннолетние и молодежь стараются так организовать межличностные отношения, что сама агрессия становится зарегулированной определенными неписанными правилами и нормами. В молодежной среде такая кодификация проходит значительно быстрее. Установленных групповых правил подростки и молодежь придерживаются охотнее. То же самое можно сказать и о взаимной поддержке, получившей наименование "нашизма": если "наших бьют", в этом случае группа становится на их защиту, не задумываясь о причинах конфликта и о виновности сторон.

    Таковы  некоторые истоки и механизмы  возникновения криминальной субкультуры, ее норм и правил, определяющие поведение  иерархических групп, отдельных  подростков и молодежи. Все они  действуют на основе возрастной эмансипации, стремления к возрастной самостоятельности. Таким образом, в криминальной субкультуре  взаимные наказания (агрессия) и взаимная поддержка преобразуются в строго упорядоченную систему наказаний  и удовольствия. Эта система позволяет  стоящим на верхней ступени групповой иерархии, получать определенные неофициальные преимущества, ослабляющие давление факта изоляции и отрыва от дома, родных и друзей при нахождении в закрытом учреждении. На свободе эта система обеспечивает такому подростку определенные гарантии личной защиты в ближайшем окружении.

    Следовательно, на образование криминальной субкультуры  действуют два прямо противоположных  механизма:

    1. Механизм поиска личностью психологической  и физической защиты в новой  среде, в том числе защиты  от администрации закрытого учреждения (на свободе — от правоохранительных  органов) и враждебных молодежных  группировок;

    2. Механизм взаимной агрессии членов  сообщества, взаимного наказания  и притеснения слабых ради собственного удовлетворения и возвышения.

    Из  сказанного можно сделать вывод  о том, что основными социально-психологическими мерами профилактики криминальной субкультуры являются:

Информация о работе Молодежная преступность и криминальная субкультура: психологический аспект