Мой психологический портрет

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:27, реферат

Описание работы

Человеческая индивидуальность ― очень сложная система, которая является целостным образованием с определенной организацией свойств. Функционирование такого образования возможно лишь при взаимодействии различных свойств, являющихся компонентами этой структуры. На основе оценки этих свойств можно составить психологический портрет человека. В данной работе я собираюсь составить свой собственный психологический портрет, чтобы рассмотреть свои сильные и слабые стороны, изучить свою индивидуальность, выявить черты, над которыми нужно поработать, которые нужно развивать и совершенствовать.

Содержание

Введение. 2
1. Способности. Метод Амтхауэра. 4
2. Исследование индивидуальных свойств нервной системы 5
3. Темперамент. 7
4. Тревожность. 8
5. Самооценка. 9
6. Акцентуация характера. 10
Заключение. 12
Список использованной литературы………………………………………… .13

Работа содержит 1 файл

Мой психологический портрет.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

            Мой психологический портрет 

ОГЛАВЛЕНИЕ  

Введение. 2  

1. Способности.  Метод Амтхауэра. 4  

2. Исследование  индивидуальных свойств нервной  системы 5  

3. Темперамент. 7  

4. Тревожность. 8  

5. Самооценка. 9  

6. Акцентуация  характера. 10  

Заключение. 12  

Список использованной литературы………………………………………… .13  
 
 

ВВЕДЕНИЕ  

 Психология -наука о закономерностях отражения  живыми системами окружающей, независимой  от них действительности в  формах ощущений, восприятий, представлений,  мышления и других явлений психики.  

 Задача психологии  и психологов ― помочь человеку  разобраться в себе, в своих  сложных проблемах и найти  рациональный выход из сложившихся  ситуаций без значительных нервно-психологических  напряжений.  

Считается, что  психология как наука берёт начало в 1879 г., когда в г. Лейпциге была открыта Вундтом первая психологическая лаборатория. В середине двадцатого века начинается процесс разделения психологии на возрастную, медицинскую, инженерную, социальную, педагогическую, космическую, спортивную, творческую и т.д По мере развития психологии в теории, возрастала потребность её применения на практике, что и привело к появлению практической психологии.  

 Известные  психологи Ю. М. Забродин и  В. В. Новиков отмечают, что  различие научно-исследовательской и научно-практической психологии состоит прежде всего в предмете и объекте изучения. В центре внимания практической психологии должен стоять реальный живой человек со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности и наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его радовать и мучить. Б. Г. Ананьев в своих работах обосновал, что каждый человек является яркой индивидуальностью, объединяющей его природные и личностные особенности. Индивидуальность Ананьев представлял как единство и взаимосвязь свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности.  

 Исходными  характеристиками для личности  являются статусно-ролевые и ценностные  ориентации, на базе которых формируются  мотивация и направленность, характер человека.  

Человеческая  индивидуальность ― очень сложная  система, которая является целостным  образованием с определенной организацией свойств. Функционирование такого образования  возможно лишь при взаимодействии различных  свойств, являющихся компонентами этой структуры. На основе оценки этих свойств можно составить психологический портрет человека. В данной работе я собираюсь составить свой собственный психологический портрет, чтобы рассмотреть свои сильные и слабые стороны, изучить свою индивидуальность, выявить черты, над которыми нужно поработать, которые нужно развивать и совершенствовать. Это поможет мне в дальнейшей жизни: в общении с разными людьми, работе, решении разного рода проблем и др. Также это пригодится мне для моей будущей профессии, так как я учусь на специальность Промышленного и Гражданского строительства, и в будущем мне придется работать с разными людьми.  
 
 
 
 
 
 
 

МОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ПОРТРЕТ  

 Способности.  Метод Амтхауэра.  

 Потенциальные  возможности человеческой психики  поистине неисчерпаемы. Так же неисчерпаемо многообразие комбинаций способностей у людей. Но нужно уметь распорядиться этим бесценным даром природы, помочь себе и другим людям раскрыть и развить свои способности. Для того, чтобы реализовать свои способности в жизни, необходимо иметь примерное представление о них.

Метод Амтхауэра  направлен на выявление преобладающих  способностей человека. Для этого  я проделала работу с девятью  субтестами, ориентированными на определение  разных способностей. В итоге, по каждому  субтесту были получены определенные значения. По схеме обработки Амтхауэра нужно занести эти значения в гистограмму.

Субтест 1 ориентирован на определение способности самостоятельного мышления, субтест 2 ― способности  точно выражать словесные значения, субтест 3 ― способности комбинировать понятия (подвижность мышления), субтест 4 ― способности к абстрактному мышлению и образованию понятий, субтест 5 ― способности практического, численного мышления, субтест 6 ― способности алгоритмического мышления, субтест 7 ― способности наглядно-образного мышления, субтест 8 ― способности пространственного мышления и воображения, субтест 9 ― способности ассоциативного мышления и памяти.

Проанализировав соотношение своих способностей, я получил следующие выводы:

· у меня высокие вербальные или словесно-логические способности, это указывает на успешность в общественных и филологических науках и управлении;

· средние математические способности и невысокая успешность в обращении с символами;

· достаточно высокая  математико-естественная и теоретико-техническая одаренность;

· высокие практическая и естественнонаучная одаренность  и конструкторские способности;

· подвижное  мышление.

Я вполне согласен с результатами данной методики.

Исследование  индивидуальных свойств  нервной системы

Нервная система  – это совокупность органов, образованных нервной тканью, функциями которой  являются адаптация к изменяющимся условиям внешней среды, координация  и энергетическое обеспечение внутренних органов. Нервная система работает по принципу смены процессов. Каждый из процессов может быть охарактеризован с точки зрения их силы, уравновешенности и неуравновешенности, а также могут с большим или меньшим трудом, с большей или меньшей скоростью (подвижностью) сменять друг друга. Также нервную систему можно охарактеризовать как проводник сигналов внешней среды во внутреннюю.

Основными свойствами нервной системы являются сила, возбуждение, торможение, уравновешенность и подвижность.

Для изучения некоторых  свойств нервной системы я  использовал две методики: Ильина и Стреляу.

Сила – слабость нервной системы. Методика Ильина. Сила нервной системы по возбуждению  – это способность сохранять  работоспособность на уровне близком  к исходному в течение длительного  времени (способность нервных клеток выдерживать длительное возбуждение без включения торможения).

Слабость нервной  системы связана с ее высокой  чувствительностью, способностью улавливать низкие по интенсивности сигналы, которые  лежат ниже порога восприятия людей  с сильным типом нервной системы. Слабая нервная система характеризуется невысокой выносливостью нервных клеток.

Для определения  силы нервной системы используют Методику Ильина. Сначала мы расчерчиваем лист бумаги на 8 квадратов, затем берем  в руки ручку и начинаем ставить  точки в квадраты. На каждый квадрат отводится 30 секунд. Затем считаем количество точек в каждом квадрате и по этим данным строим график. В зависимости от вида этого графика выявляем силу нервной системы.  
 
 
 
 

График, полученный по моим результатам, показан на табличке

Вывод: у меня нервная система скорее средней силы. Мои работоспособность и выносливость достаточно высокие, я обладаю высокой стрессовой устойчивостью и плохо переношу монотонную однообразную работу, люблю деятельность, предполагающую преодоление различных препятствий.

Методика Стреляу. Данная методика помогает определить степени сил нервной системы  по возбуждению и торможению и  подвижность нервных процессов. Возбуждение ― это процесс  перехода нервной клетки в активное состояние. Торможение ― это процесс  прекращения работы нервной клетки. Подвижность ― это скорость развития возбуждения или торможения.

Итак, сначала  нужно пройти тест, состоящий из утверждений, с которыми нужно согласиться  или нет, и посчитать количество баллов по трем параметрам:

1. сила нервной системы по возбуждению (у меня – 24 балла);

2. сила н. с.  по торможению (у меня – 16 баллов);

3. подвижность  нервных процессов (у меня –  24 балла).

Вывод: у меня высшая степень силы по возбуждению, средняя – по торможению, и высшая степень подвижности.

3.Темперамент

Темпераментом называют закономерное соотношение  устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные  стороны динамики психической деятельности.

Типы темпераментов  и некоторые их признаки:

1) Сангвиник  (от лат. sangvis - кровь) – отзывчивость, общительность, достаточная подвижность, подход “доверяй, но проверяй”, ненадёжность, поверхностность.

2) Флегматик  (от лат. phlegma - смесь) – закрытость  от внешнего мира, неторопливость, взвешенность решений, устойчивость, постоянство, терпеливость, сухость, безразличие.

3) Холерик (от  лат. chole – жёлтая желчь) – высокая  активность, резкость, яркость эмоциональных  переживаний, неуравновешенность, вспыльчивость,  одержимость целью, идеей. 

4) Меланхолик (от  лат. melanchole – чёрная желчь) – маловыносливость, малая внешняя активность, способность к сопереживанию, глубина чувств, эмоциональная ранимость, депрессивность.

Стоит отметить, что чаще всего встречаются смешанные  типы темпераментов, имеющие характеристики от нескольких основных типов.

Для определения  темперамента используется тест Айзенка. Тест заключается в ответе (“да” или “не знаю”) на перечень 57 вопросов. Далее подсчитывается количество совпадений ответов, данных испытуемым, с “ключами” от трёх шкал(шкала лжи, шкала экстраверсии - интроверсии и шкала эмоциональной устойчивости). Каждое совпадение оценивается в один балл. По каждой шкале ответы “да” и “нет” суммируются. Данные, полученные с помощью опросника, считаются недостоверными, если по шкале лжи испытуемый набрал 5 баллов или больше.

Мои результаты:

1. шкала лжи: 0;

2. шкала экстраверсии-интроверсии: 18;

3. шкала эмоциональной  устойчивости: 16;

Затем необходимо построить график (рис. 3):

Эмоциональная неустойчивость

М Х

16

 
   
 

Интроверсия экстраверсия

18

Ф С

Вывод: по результатам  данного опросника я являюсь  холериком. Признаки холерика – высокий  уровень нервно-психической активности; энергичные, резкие, стремительные  движения; импульсивные, яркие эмоции и переживания; сильный; неуравновешенный; возбудимый, рисковый и подвижный. Холерик обладает дигнитофильным и исследовательским типом инстинкта. Часто холерики являются лидерами.

Правда я не полноценно согласен с такой характеристикой.

4. Тревожность

Тревожность –  индивидуальная особенность, состоящая  в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных  жизненных ситуациях.

Тревожность имеет  двоякую природу: физиологическую  и социальную.

Шкала Спилберга-Ханина. Данный тест состоит из двух частей:

1. как я себя  чувствую в данный момент;

2. как я себя  чувствую обычно.

Каждая часть  состоит из 20 вопросов. Отвечая на эти вопросы, нужно поставить  одну из цифр (1,2,3,4) в зависимости  от того, насколько верно данное высказывание применительно к тебе. Затем по формулам нужно рассчитать РТ и ЛТ.

РТ – реактивная тревожность (чувство тревоги, испытываемое сейчас).

ЛТ – личностная тревожность (чувство тревоги, испытываемое обычно).

Мои результаты: РТ = 38, ЛТ = 42.

Вывод: у меня умеренные РТ и ЛТ. Умеренность РТ, видимо, объясняется тем, что на тот момент я был спокоен, меня практически ничто не беспокоило. Мой ЛТ лежит в умеренном интервале, ближе к высокому. Я не полностьюсогласен с этим, так как часто беспокоюсь по поводу учебы, личной жизни и т.д.

5. Самооценка

Самооценка ―  это оценка человеком самого себя, своих способностей, своего места  в мире. Самооценка входит в состав сознания.

Информация о работе Мой психологический портрет