Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 22:31, курсовая работа
Целью данной работы: составить свой собственный психологический портрет, рассмотреть свои сильные и слабые стороны, изучить свою индивидуальность, выявить черты, над которыми нужно поработать, которые нужно развивать и совершенствовать. Это поможет мне в дальнейшей жизни: в общении с разными людьми, работе, решении разного рода проблем и др.
Введение ……………………………………………………………...……3
Часть I.
Теоретическая часть:
1.1. Что же такое «Личность»……………………………………………..4
1.2 Психологический портрет в развитии ………………………………..8
1.3 Понятие о психологическом портрете личности…………………….16
Часть II.
Практическая часть:
2.1 Составление психологического портрета
2.1.Тест-опросник Г.Айзенка………..………………………………….....17
2.2 Тест Карла Леонгарда ………………………………………………….18
2.3 Методика многофункционального исследования личности
по Р.Кеттеллу………………………………………………………………. 21
2.4 Рисуночные тесты………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………….27
Список использованной литературы ……………………………………...28
Первая грань Я – это так называемое телесное или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного Я мы ощущаем не столько личность, сколько её материальный субстрат – тело, через посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Тело очень большой вклад в целостное ощущение собственного Я – об этом всем известно на собственном опыте. Особенно большое значение телесное Я приобретает в подростковом возрасте, когда собственное Я начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны Я еще отстают в своем развитии.
Вторая
грань Я – это социально-
Третья грань – психологическое Я. Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос “какой я”.
Четвертая грань Я - это ощущения себя как источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание свой свободы или несвободы. Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром.
Наконец,
пятая грань Я - это самоотношение
или смысл Я. Наиболее поверхностным
проявлением самоотношения
Психологический портрет личности в развитии
Академик Б.Г. Ананьев, в своих работах показывал, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, объединяющей его природные и личностные особенности. Через индивидуальность проявляется уникальность личности, ее способности, эффективная сфера деятельности.
В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Ощущение устойчивости личности – важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была бы относительно устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку, и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.
Существуют так называемые базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности. Базовые свойства — сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт личности.
Развитие индивидуальности
На основе диагностики свойств
личности можно составить ее
психологический портрет,
-темперамент;
-характер;
-способности;
-направленность;
-интеллектуальность;
-эмоциональность;
-волевые качества;
-умение общаться;
-самооценка;
-уровень самоконтроля;
-способность к групповому
Развитие
индивидуальности продолжается всю
жизнь. С возрастом меняется лишь
позиция человека — из объекта
воспитания в семье, школе, вузе он превращается
в субъект воспитания и должен
активно заниматься самовоспитанием.
Рассмотрим
вкратце основные компоненты, характеризующие
психологический портрет личности:
Темперамент.
Наблюдая за другими
людьми, за тем, как они трудятся, учатся,
общаются, переживают радости и горе, мы,
несомненно, обращаем внимание на различия
в их поведении. Одни — быстры, порывисты,
подвижны, склонны к бурным эмоциональным
реакциям, другие — медлительны, спокойны,
невозмутимы, с незаметно выраженными
чувствами и т. д. Причина подобных различий
кроется в темпераменте человека, присущем
ему от рождения.
Родоначальником
учения о темпераменте является древнегреческий
врач Гиппократ (V—IV в. до н.э.), который
считал, что в теле человека имеются четыре
основные жидкости: кровь, слизь, желчь
и черная желчь. Названия темпераментов,
данные по названию жидкостей, сохранились
до наших дней: холерический, происходит
от слова "желчь", сангвинический
— от слова "кровь", флегматический
— слизь и меланхолический — черная желчь.
Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ
и объяснял выраженность определенного
типа темперамента у конкретного человека.
В современной
психологии словом «темперамент» обозначают
динамические особенности психики человека,
т. е. только темп, ритм, интенсивность
протекания психических процессов, но
не их содержание. Поэтому темперамент
никак нельзя определить словом «хороший»
или «плохой». Темперамент является биологическим
фундаментом нашей личности, он основан
на свойствах нервной системы человека
и зависит от строения тела человека, обмена
веществ в организме. Черты темперамента
являются наследственными, поэтому чрезвычайно
плохо поддаются изменению. Темперамент
определяет стиль поведения человека,
способы, которыми человек пользуется
для организации своей деятельности. Поэтому
при изучении черт темперамента усилия
должны быть направлены не на их изменения,
а на познание особенностей темперамента
для определения рода деятельности человека.
Типы темпераментов:
1.
Сангвиник — это обладатель
сильного типа нервной системы
(т. е. нервные процессы
2. Холерик — это обладатель неуравновешенного
типа нервной системы (с преобладанием
возбуждения над торможением);
3. Флегматик — с сильным, уравновешенным,
но инертным, неподвижным типом нервной
системы;
4. Меланхолик — со слабым неуравновешенным
типом нервной системы.
К представителю
каждого типа темперамента нужно найти
свой подход исходя из определенных психологических
принципов:
1. «Доверяй, но проверяй». Это
подходит к сангвинику, имеющему
такие плюсы; жизнерадостность, увлеченность,
отзывчивость, общительность — и
минусы: склонность к зазнайству,
разбросанность, легкомыслие, поверхностность,
сверхобщительность и
2. «Ни минуты покоя». Таков принцип
подхода к холерику. Принцип опирается
на использование его плюсов:
энергичности, увлеченности, страстности,
подвижности,
3. «Не торопи». Таким должен быть подход
к флегматику, имеющему плюсы: устойчивость,
постоянство, активность, терпеливость,
самообладание, надежность — и минусы:
медлительность, безразличие, «толстокожесть»,
сухость. Главное, флегматик не может работать
в дефиците времени, ему нужен индивидуальный
темп, поэтому не надо его подгонять, он
сам рассчитает свое время и сделает дело
4. «Не навреди». Это девиз меланхолика,
который имеет плюсы: высокая чувствительность,
мягкость, человечность, доброжелательность,
способность к сочувствию — и, конечно,
минусы: низкая работоспособность, мнительность,
ранимость, замкнутость, застенчивость.
На меланхолика нельзя кричать, слишком
давить, давать резкие и жесткие указания,
так как он очень чувствителен к интонациям
и очень раним.
В действительности
трудно встретить человека, полностью
отвечающего определенному типу темперамента,
наблюдается доминанта одного из них.
Чисто формально, без учета специфики
каждой индивидуальности, при организации
рабочих пар можно исходить из следующего
принципа: холерику легче всего работать
с сангвиником, сангвинику — с меланхоликом,
меланхолику — с флегматиком.
Если вы чувствительный
меланхолик, значит, вы прекрасный друг;
если вы флегматик, то за вами, «как за
каменной стеной», могут спрятаться ваши
близкие, друзья и подчиненные, ведь вы
очень надежны; если вы холерик, то можно
надеяться на успешность вашего жизненного
пути, так как вы хорошо умеете ставить
цели и добиваться их достижения. Ну а
если вы сангвиник, то тогда от вас исходит
теплый солнечный свет, что тоже нужно
людям в нашей жизни.
Характер.
Характер (греч. —
"чеканка", "отпечаток") есть
совокупность устойчивых индивидуальных
особенностей личности, складывающихся
и проявляющихся в деятельности и общении,
обусловливающих типичные для нее способы
поведения. Те особенности личности, которые
относятся к характеру, называют чертами
характера. Черты характера — это не случайные
проявления личности, а устойчивые особенности
поведения человека, особенности, которые
стали свойствами самой личности. В характере
выражаются не случайные, а наиболее типичные,
существенные особенности человека.
В структуре
характера выделяют 4 группы черт, выражающих
отношение личности к определенной стороне
деятельности:
к труду (например, трудолюбие, склонность
к творчеству, добросовестность в работе,
ответственность, инициативность, настойчивость
и противоположные им черты — лень, склонность
к рутинной работе, безответственность,
пассивность); к другим людям, коллективу,
обществу (например, общительность, чуткость,
отзывчивость, уважение, коллективизм
и противоположные им — замкнутость, черствость,
бездушие, грубость, презрение, индивидуализм);
к самому себе (например, чувство собственного
достоинства, правильно понимаемая гордость
и связанная с ней самокритичность, скромность
и противоположные им — самомнение, иногда
переходящее в тщеславие, заносчивость,
обидчивость, эгоцентризм, эгоизм);
к вещам (например, аккуратность, бережливость,
щедрость или, напротив, скупость и т. п.).
Стержнем сформировавшегося характера
являются морально-волевые качества личности.
Человек с сильной волей отличается определенностью
намерений и поступков, большей самостоятельностью.
Он решителен и настойчив в достижении
поставленных целей. Безволие человека
обычно отождествляется со слабохарактерностью.
Даже при богатстве знаний и разнообразии
способностей слабовольный человек не
может реализовать всех своих возможностей.
Способности.
Способность в психологии рассматривается
как особое свойство психологической
функциональной системы, выражающееся
в определенном уровне ее продуктивности.
Количественные параметры продуктивности
системы точность, надежность (устойчивость),
скорость функционирования. Способности
измеряются путем решения задач определенного
уровня трудности, разрешения ситуаций
и т. д.