Модель сознания (З.Фрейд, В.В. Налимов, С. Гроф)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:14, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: В своей работе я приведу разные точки зрения психологов, ученых и философов с мировым признанием, дабы наглядно продемонстрировать неоднозначность мнений о сознании.
Для выполнения работы я использовала учебные пособия и материалы авторов, а также их лекции и статьи. Помимо этого, брала биографические данные с сайта.

Содержание

Вступление……………………………………………………………………………..……..3
Модель сознания З. Фрейда………………………………………………….…....4-9
Модель сознания В.В. Налимова…………………………………………….10-13
Модель сознания С. Грофа………………………………………………..…….14-21
Заключение…………………………………………………………………………..……..22
Список литературы……………………………………………………………….…….23

Работа содержит 1 файл

реферат по ксе готовый.docx

— 38.81 Кб (Скачать)

Итак, по В.В. Налимову, сознание - оператор смыслов. В основу своей концепции он положил постулат об изначальном существовании всех возможных смыслов - автономного  слоя реальности, существующего параллельно  с материей. Слой такой реальности удобно описать с помощью представлений  о семантическом пространстве ("семантический" - смысловой, относящийся к значению слов). Исходное семантическое пространство содержит все возможные смыслы, однако они равновероятны, т.е. не проявлены. Поэтому Налимов назвал такое  состояние семантическим вакуумом. Человеческий мозг, в состоянии которого содержится исходная система ценностных установок, обрабатывает эту информацию, играя по отношению к ней роль фильтра. Итогом операции является текст, несущий конкретную смысловую информацию. Таким образом, человеческое сознание выполняет функцию оператора  и генератора смыслов.

Концепция Налимова очень богата идейно. Она может  послужить теоретической основой  для разработки моделей, описывающих  архитектонику сознания и человеческой личности, включая выход за пределы  соматической капсулы, иными словами, открывает путь к построению математической теории трансперсональной психологии и космического сознания. Здесь же уместно заметить, что в соответствии с теорией, развиваемой академиком П.В. Симоновым, сознание можно коротко определить как оператор знаний.

Природа смыслов  раскрывается В.В. Налимовым через  анализ семантической триады: СМЫСЛ-ТЕКСТ-ЯЗЫК. Включая в триаду язык, он полагает, что сама триада становится возможной  только тогда, когда есть наблюдатель - носитель сознания, воспринимающий тексты и оценивающий смыслы. Смыслам  же Налимов предлагает придать право  на самостоятельное существование, считая их особой реальностью. Модель этой реальности он строит исходя из того, что все смыслы изначально заданы и упорядочены на действительной числовой оси. При этом постулируется, что метрика семантически насыщенного  пространства остается неизменной - меняется только весовая функция (плотность  вероятности), задаваемая на этом метрически устойчивом пространстве. Это описание напоминает классическое представление  о физическом поле, введенное еще  Фарадеем и Максвеллом.

Итак, семантика каждого  конкретного текста задается своей  функцией распределения p (m) (плотность  вероятности), где m - переменная, заданная на числовом континууме, или, в более  общем рассмотрении - в многомерном  пространстве. Постулируется, что изначально все возможные смыслы мира как-то соотнесены с линейным континуумом  Кантора (переменная m). Изменение текста (его эволюция) связано со спонтанным появлением в некоторой ситуации y фильтра p(y/m ). Взаимодействие описывается  формулой Бейеса:

p (m / y) = k Ч p (m ) Ч p (y / m ),

где функция p (m / y) определяет семантику нового текста, возникающего после эволюционного толчка y (наложения  фильтра), k - константа нормировки.

Геометризовать представление  о смыслах оказалось возможным  только после того, как смыслы - явления  качественные были связаны с числом путем введения распределения меры на смысловом пространстве. Именно это позволило сблизить представление  о смыслах с представлениями  о свойствах физической материи. Последние не могли быть развиты, если бы материальный мир не находил  своего числового отображения.

До сих пор считалось, что сознание это спосбность воспринимать окружающий мир. И природа снабдила живые существа разным сознанием. Простейший пример - муравьи. Они не обладают индивидуальным сознанием, индивидуальным разумом, что  подтвердили многочисленные эксперименты. Все попытки привить муравью  какие-нибудь условные рефлексы кончались  неудачей. Великолепная организация  муравьиного сообщества, их четкое расспределение обязанностей - это  плод сознания коллективного. По сути каждый муравей - робот, выполняющий  команды коллективного разума. Человек  же отличается от всех живых существ  тем, что обладает обоими видами сознания. Человек живет внутри коллективного  сознания, но выполняет его команды  с помощью сознания индивидуального 

 

Модель  сознания С. Грофа

Станислав Гроф (р. 1931) – чешско-американский врач и учёный, отдавший более сорока лет исследованиям  необычных состояний сознания и  духовного роста, один из основателей  и виднейших представителей трансперсональной  психологии. По мнению многих экспертов, наряду с Фрейдом и Юнгом, крупнейший реформатор психологии и психиатрии ХХ века, заложивший основы психологии будущего.

Около 50 лет Гроф посвятил изучению необычных состояний  сознания, возникающих в экстраординарных ситуациях, таких как участие  в шаманских ритуалах и спиритических  сеансах, при лечении в психиатрической  клинике, приеме психоделических веществ, околосмертных переживаниях. Подобные состояния называются холотропными («холос» означает «целый», «трепейн»  — движение в определенном направлении). Он писал: «Я сам испытывал такие  состояния, когда добровольно участвовал в психоделическом сеансе, будучи начинающим психиатром в Праге. Подвергшись  одновременному воздействию ЛСД  и cвета стробоскопической лампы, я  полностью утратил связь с  моим телом; мое сознание, выйдя из своих границ, словно двигалось вокруг тела. И я вдруг понял, что то, чему меня учили в университете, что сознание магически возникает  из нейрофизиологических процессов  мозга, оказалось неверным. Сознание показалось мне более фундаментальным, схожим с тем, что описывается  в восточной философии.»

В западной психологии есть понятие «карты психики», которая  ограничивается постнатальной биографией и фрейдистским индивидуальным бессознательным. Но потом ученые заметили, что психика  человека не умещается в рамках фрейдизма, и они стали обращаться к ощущениям рождающегося человека. Сильные эмоции при рождении — это также проявление духовного откровения; для новорожденного свет родильной операционной является символом духовного света.

Трансперсональная психология.

Познавая процессы рождения, мы вышли за их пределы  и подошли к трансперсональной  психологии, описывающей состояния, когда сознание человека переходит  границы своего тела и индивидуум отождествляет себя с другим человеком, с группой людей, животным или  явлением природы. Самое поразительное, что человек не увидел переживаемые им события когда-то по телевизору и  не прочитал о них в книгах —  он на самом деле полностью отождествляет  себя с объектом природы. Например, если телесный образ человека приобретает  вид орла, то он и наблюдает мир  глазами этой птицы, его зрение соответствует  оптической системе этой птицы.

Возможность переступать  границы времени — еще одно открытие трансперсональной психологии. Человек может не только вспомнить  впечатления из раннего детства, но даже собственное рождение, пренатальную жизнь и опыт предков. Корни фобий, депрессии, астмы, по-видимому, лежат  в этой области впечатлений, и  события текущей жизни могут  лишь обрисовать общие контуры этих патологий, скрывая истинную их причину.

Эмоции, связанные  с переживанием различных этапов родов, являются базовыми перинатальными матрицами. Первая матрица — ребенок  еще находится в утробе. Вторая — матка сокращается и стискивает ребенка. Третья — шейка матки  раскрывается, и ребенок с усилием  продвигается по родовому каналу. Четвертая  матрица — ребенок появляется на свет. Типичный психосоматический симптом будет привязан к одному из этих этапов. Например, клаустрофобия явно относится ко второй перинатальной матрице.

Для выявления этих причин и предназначена техника  холотропного дыхания, которую Гроф разработал вместе с женой. На этих сеансах применяется метод учащенного дыхания, мы используем музыку, вызывающую воспоминания. Люди работают в группах и делятся переживаниями, изображая их графически. Наблюдения за людьми на таких сеансах подрывают материалистические представления о сознании как о продукте мозга. Ведь есть люди, которые помнят о событиях, происходивших во время их клинической смерти за тысячу миль от здания больницы. Факт этих событий подтверждается другими, «живыми» свидетелями.

В неординарных состояниях сознания люди нередко сталкиваются с переживаниями, которые приносят глубокие философские и духовные догадки о человеческой природе  и природе реальности. Эти догадки  касаются таких фундаментальных  проблем бытия, как тайна творческого  начала вселенной (Бога), динамика процесса сотворения, природа и функция  архетипической сферы, дилемма добра  и зла, «запрет знания того, кто  мы есть», карма и перевоплощение, роль сознания во вселенной, взаимоотношение  между сознанием и материей, цель и смысл человеческой жизни.

Об опытах с ЛСД Гроф писал следующее: «В начальный период этих исследований я обнаружил, что мое мировоззрение подорвано ежедневным столкновением с переживаниями, которые было невозможно объяснить с позиций моей прежней системы убеждений. Под неумолимым натиском бесспорных свидетельств мое понимание мира постепенно менялось от атеистического к мистическому. То, что впервые открылось мне в опыте космического сознания, полностью подтвердились в результате ежедневного кропотливого изучения исследовательских данных.

В сеансах ЛСД-психотерапии мы обнаружили весьма своеобразную закономерность. При низких и средних дозах, опыт испытуемых обычно ограничивался повторным  проживанием эпизодов из младенчества и детства. днако, когда дозу увеличивали  или сеанс повторяли, каждый пациент  рано или поздно продвигался далеко за пределы областей, описанных Фрейдом. Многие из переживаний, о которых  нам сообщали, удивительно походили на то, что описано в древних  духовных текстах восточных традиций. Я нашел это особенно интересным, поскольку многие из тех, кто рассказывал  о подобных переживаниях, прежде ничего не знали о восточных духовных философах, и я, безусловно, не ожидал, что столь необычные эмпирические сферы могут стать доступны таким  образом.

Мои пациенты переживали психологическую смерть и возрождение, чувства единства со всем человечеством, природой и космосом. Они рассказывали о видениях божеств и демонов  из культур, отличных от той, к которой  они принадлежали, или о посещении  мифологических сфер. Некоторые рассказывали о переживаниях событий из «прошлой жизни», историческую достоверность  которых позднее удавалось подтвердить. Во время сеансов с самым глубоким погружением, переживания были связаны  с людьми, местами и вещами, с  которыми пациенты никогда прежде не соприкасались посредством физических органов чувств. То есть, они никогда  о них не читали, не видели их изображений  и ничего о них не слышали, но теперь переживали их так, будто все это  происходило в настоящем. 

Это исследование было источником бесконечной череды сюрпризов. Поскольку я изучал сравнительное  религиоведение, у меня было интеллектуальное знание о некоторых из переживаний, описываемых людьми. Однако я совершенно не подозревал, что древние духовные системы с удивительной точностью  описывают различные уровни и  типы переживаний, происходящих в необычных  состояниях сознания. Я был поражен  их эмоциональной силой, достоверностью и потенциальной способностью менять взгляды людей на свою жизнь. Откровенно говоря, бывали времена, когда я ощущал глубокое беспокойство и страх, сталкиваясь  с фактами, для которых у меня не было никакого рационального объяснения, и которые подрывали мою систему  убеждений и мое научное мировоззрение.

Затем, когда я  лучше познакомился с этими переживаниями, мне стало ясно, что все, чему я  был свидетелем — это нормальное и естественное проявление глубинных  сфер человеческой психики. Когда этот процесс выходил за пределы биографического  материала из младенчества и детства, и в переживаниях начинали открываться  более глубокие слои человеческой психики  со всеми присущими им мистическими обертонами, терапевтические результаты превосходили все, что мне доводилось видеть до этого. Симптомы, которые  не поддавались другим видам лечения  месяцами и даже годами, нередко  исчезали после таких переживаний, как психологические смерть и  возрождение, чувства космического единства, архетипические видения и  последовательности событий, которые  пациенты описывали как воспоминания прошлых жизней.

Свыше тридцати лет  систематического изучения человеческого  сознания привели меня к выводам, которые многие традиционные психиатры  и психологи сочли бы неправдоподобными, а то и вовсе невероятными. Теперь я твердо уверен, что сознание — это нечто большее, чем случайный побочный продукт нейрофизиологических и биохимических процессов, происходящих в человеческом мозге. Я считаю сознание и психику человека выражением и отражением космического разума, пронизывающего всю Вселенную и все сущее. Мы не просто высокоразвитые животные со встроенными в черепа биологическими компьютерами; мы еще и беспредельные поля сознания, превосходящие время, пространство, материю и линейную причинность.

В результате наблюдения буквально тысяч людей, переживавших необычные состояния сознания, я  теперь убежден, что наше индивидуальное сознание напрямую соединяет нас  не только с окружающей средой и  с различными периодами нашего прошлого, но и с событиями, находящимися далеко за пределами восприятия наших физических чувств, уходящими в другие исторические эпохи, в природу и в космос. Я больше не могу отрицать свидетельства  того, что мы способны заново переживать эмоции и физические ощущения, которые  испытывали при прохождении через  родовой канал, и что мы можем  переживать эпизоды, относящиеся к  эмбриональному периоду в материнском  чреве. В необычных состояниях сознания наша психика может живо и подробно воспроизводить эти ситуации.

Информация о работе Модель сознания (З.Фрейд, В.В. Налимов, С. Гроф)