Модель сознания (З.Фрейд, В.В. Налимов, С. Гроф)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:14, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: В своей работе я приведу разные точки зрения психологов, ученых и философов с мировым признанием, дабы наглядно продемонстрировать неоднозначность мнений о сознании.
Для выполнения работы я использовала учебные пособия и материалы авторов, а также их лекции и статьи. Помимо этого, брала биографические данные с сайта.

Содержание

Вступление……………………………………………………………………………..……..3
Модель сознания З. Фрейда………………………………………………….…....4-9
Модель сознания В.В. Налимова…………………………………………….10-13
Модель сознания С. Грофа………………………………………………..…….14-21
Заключение…………………………………………………………………………..……..22
Список литературы……………………………………………………………….…….23

Работа содержит 1 файл

реферат по ксе готовый.docx

— 38.81 Кб (Скачать)

Сыктывкарский государственный университет 

Кафедра философии  и культурологии 

Контрольная работа

(Реферат)

Модель сознания (З.Фрейд, В.В. Налимов, С. Гроф) 
 

Исполнитель:

Евдосюк Ксения Ивановна,

 Институт  Гуманитарных наук,

 специальность  журналистика,

324 группа 
 
 
 
 
 

Сыктывкар 2011

Содержание

  1. Вступление……………………………………………………………………………..……..3
  2. Модель сознания З. Фрейда………………………………………………….…....4-9
  3. Модель сознания В.В. Налимова…………………………………………….10-13
  4. Модель сознания С. Грофа………………………………………………..…….14-21
  5. Заключение…………………………………………………………………………..……..22
  6. Список литературы……………………………………………………………….…….23

 

Вступление

С глубокой древности философы и мыслители  напряженно искали разгадку сознания. На протяжении многих веков ведутся  споры вокруг сущности сознания и  возможностей его познания.

Для познания окружающего мира необходимо его  осознание, с этим положением вряд ли кто станет сейчас спорить. Без сознания — написав эти слова, я сразу  представила себя в подобном состоянии, когда я теряю сознание от духоты, а, очнувшись после этого, не сразу  могу разобраться в произошедшем и окружающем. 

В сознании задействованы все психические  процессы, состояния и свойства человека, сознание — это единство всех форм познания и переживаний человека и его отношение к осознанному. Рассмотрение внимания в когнитивной  психологии без учета сознания, влияющего  на психические процессы просто невозможно. 

Тема сознания, и психологии в общем, довольно актуальна  по сей день, так как однозначного вывода о том что есть сознание до сих пор нет.  

Цель работы: В своей работе я приведу разные точки зрения психологов, ученых и философов с мировым признанием, дабы наглядно продемонстрировать неоднозначность мнений о сознании. 

Для выполнения работы я использовала учебные пособия  и материалы авторов, а также  их лекции и статьи. Помимо этого, брала биографические данные с сайта. 

 

Модель  Сознания З. Фрейда

Зигмунд Фрейд (1856 — 1939) — австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы — терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.

Его работы вызывают у каждого человека свое личное, индивидуальное отношение. Существуют периоды в жизни человека, когда  описание, данное Фрейдом о роли сознательных и бессознательных  процессов, оказывается личным открытием. Ошеломляющее воздействие его мышления может осветить какую-то сторону  нашего собственного характера или  характера другого человека. В  иные периоды жизни его взгляды  кажутся нам неприемлемыми, идеи - далекими, запутанными и не относящимися к делу.

Зигмунд Фрейд уже  при жизни стал культурным мировым  событием эпохи. Его теория оказала  огромное влияние на восприятие человеком  себя и окружающего мира, на развитие литературы, живописи, театра, кинематографии, дизайна и рекламы.

В течение длительного  периода развития психоанализа Фрейд  применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели, в  психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал  эту «психическую карту», чтобы показать степень осознаваемости таких психических  явлений, как мысли и фантазии. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете  в данный момент времени. Например, сейчас ваше сознание может вмещать в себя мысли автора, написавшего этот текст, а также смутное ощущение надвигающегося голода. Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания. Что бы в данный момент времени ни переживалось в сознании человека, это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки, в значительной степени регулируемого внешними сигналами. 

Сознательное.

Сознание очевидно, и по этой причине оно - та часть  психики, которой наука больше всего  занималась до Фрейда. Однако сознательное является лишь небольшой частью психической  организации; оно включает в себя только то, что мы осознаем в данный момент времени.

Сознательное понимание  ограничивается: а) стимулами из внешнего мира; и б) событиями внутри предсознательного - мыслями, воспоминаниями, эмоциями и  т.д.

Нормальный бодрствующий взрослый не осознает непосредственно  чего-либо, происходящего в бессознательном. Он может осознавать только то, что  происходит в предсознательном - причем настолько, насколько он заинтересован  тем, что происходит внутри его собственного ума.

Элементы системы  предсознательного могут быть сделаны  сознательными путем катектирования (момент фиксации) системой сознания. Этот катексис называется катексисом внимания. Элементы бессознательного не могут  обычно быть катектированы сознательным, то есть они не могут привлечь или  получить катексис внимания. Таким  образом, для элемента бессознательного, чтобы стать сознательным, следует получить гиперкатексис из двух источников.

Хотя Фрейд интересовался  механизмами работы сознания, его  больше привлекали наименее раскрытые  и изученные области сознания, которые он обозначил как предсознательное и бессознательное. 

Предсознательное.

Строго говоря, предсознательное - это часть бессознательного, которая  легко может стать сознательной. Те участки памяти, которые доступны, являются частью предсознательного. Предсознательное подобно вмещающему пространству для  воспоминаний функционального сознания.

Предсознательное  включает элементы психики, которые  доступны сознанию.

Область предсознательного, иногда называется «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который  не осознается в данный момент, но может  легко вернуться в сознание.

Например, вы можете вспомнить все, что вы делали в  прошлую субботу вечером; все  города, в которых вам довелось жить; свои любимые книги или аргумент, который вы высказали вчера своему другу. С точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми  и неосознаваемыми областями  психического. 

Бессознательное.

В “Толкование сновидений”  Фрейд даёт следующее определение  бессознательному: “Бессознательное - это большой круг, включающий в  себя меньший сознательного; все  сознательное имеет предварительную бессознательную стадию, между тем как бессознательное может остаться на этой стадии и все же претендовать на полную ценность психического действия. Бессознательное - есть истинно реальное психическое, столь же неизвестное нам в своей внутренней сущности, как реальность внешнего мире, и раскрываемое данными сновидения в столь же незначительной степени, как и внешний мир показаниями наших органов чувств".

Во внутренних пределах бессознательного находятся инстинктивные  элементы, которые никогда не сознаваемы и никогда не доступны сознанию. Кроме того, существует материал, который  отделен - подвергнут цензуре и вытеснен - из области сознания. Этот материал не забыт и не потерян, но он никогда  не вспоминается. Мысль или воспоминание тем не менее воздействуют на сознание, но косвенным образом.

Для бессознательного материала характерны живость и  непосредственность восприятия. “Мы  установили опытным путем, что бессознательные  психические процессы сами по себе не относятся к определенному  моменту времени. Прежде всего, можно  сказать следующее: они не располагаются  хронологически, время не вносит в  них никаких изменений, и к  ним не может быть применено понятие  времени”. Воспоминания, которым десятки  лет, когда они впускаются в область  сознания, нисколько не теряют своей  эмоциональной силы.

Если рассматривать  проявления бессознательного в нормативном  аспекте, то обнаруживаются четыре их типа: 

1) внеморальные, то есть не подлежащие этическим  оценкам;

2) подлежащие  этическим оценкам, но при этом  не выходящие за рамки моральных  норм;

3) нарушающие  нормы морали (проступки, пороки); 

4) нарушающие  нормы права (преступления). 

Бессознательная память — это та память, которая связана  с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет  мышлением, воображением, вниманием, определяя  содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное  мышление особенно отчетливо выступает  в процессе решения человеком  творческих задач, а бессознательная  речь — это внутренняя речь. Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком  в психических процессах, свойствах  и состояниях. Но главный интерес  для психологии представляют так  называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется  в своих наиболее глубоких чертах. Бессознательные переживания недоступны сознанию, но во многом определяют действия человека. 

Фрейд не первым обратил  внимание на значение бессознательных  процессов в поведении человека. Некоторые философы XVIII и XIX веков  предполагали, что основное содержание внутреннего мира недоступно для  осознания. Однако, в отличие от своих  идейных предшественников, Фрейд  придал концепции бессознательной  жизни эмпирический статус. В частности, он подчеркивал, что бессознательное  следует рассматривать не как  гипотетическую абстракцию, а скорее, как реальность, которую можно  продемонстрировать и проверить. Фрейд  твердо верил в то, что действительно  значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями, всецело находящимися вне сферы сознания.

Таким образом, мы видим, что Фрейд придавал большее значение и интерес действиям инстинктивным, нежели осознанным, так как считал бессознательное более интригующим. И в своих исследованиях в  этой области весьма преуспел.

Наряду с  учеными, развивающими идеи Фрейда, появились  мыслители, которые попытались модифицировать его идеи, соединить их с другими  концепциями. Именно это направление  дало наиболее интересные результаты и привело к образованию самостоятельных школ и направлений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Модель  сознания В.В. Налимова

Василий Васильевич Налимов (1910 — 1997) — советский и  российский учёный (по национальности — коми). Создатель и руководитель нескольких новых научных направлений: метрологии количественного анализа, химической кибернетики, математической теории эксперимента и наукометрии (ввел термин «наукометрия» в научный  оборот). Знаменитый математик и  философ, профессор МГУ. Занимался  проблемами математизации биологии, анализом оснований экологического прогноза, вероятностными аспектами  эволюции, проблемами языка и мышления, философией и методологией науки, проблемами человека в современной науке, вероятностной  теорией смыслов.

Профессор Налимов  писал следующее: "Несмотря на все  успехи нейрофизиологических исследований, несмотря на попытки физиологов обратиться к квантово-механическому пониманию  сознания, несмотря на всю убедительность практики Востока, направленной на регулирование  состояний сознания через тело, несмотря на хорошо осознаваемую остроту проблемы, проблема МАТЕРИЯ-СОЗНАНИЕ остается нерешенной. Эта проблема была поставлена еще  в египетской Книге мертвых. С  тех пор прошло 3500 лет без того, чтобы продвинуться достаточно глубоко  в понимании связи материи  и сознания. Именно эта проблема расщепила философскую мысль  на два враждующих лагеря. Но ни один из них не дал вразумительного  раскрытия своих позиций. Если сознание есть функция высокоорганизованной материи, то где же модель, раскрывающая механизм этого функционирования? Почему ее не удалось создать до сих пор? Неумение ответить на эти вопросы  свидетельствует о нашем незнании фундаментального в природе человека. И именно здесь со всей очевидностью проявляется вся несостоятельность современной науки, а может быть даже и всей культуры, и образуется теперь самый большой тормоз для ее гармонического развития. Проблема может выглядеть еще острее, если мы будем говорить не столько о сознании, сколько о самих смыслах, организующих сознание. Само сознание представляется нам скорее всего как некий механизм, процесс, оперирующий смыслами."

Информация о работе Модель сознания (З.Фрейд, В.В. Налимов, С. Гроф)