Модель кабинета психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

Педагог-психолог должен:
• иметь кабинет в образовательном учреждении, в котором он проводит консультативную, диагностическую и коррекционную работу;
• иметь возможность проводить коррекционные и психотерапевтические занятия в зале или в тренинговой комнате, которая удовлетворяет требованиям технической эстетики, санитарно-гигиеническим и психологическим требованиям для проведения групповых занятий с дошкольниками, тренингов с родителями и воспитателями детей.

Работа содержит 1 файл

Модель кабинета педагога.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

Различные элементы интерьера по окраске должны гармонировать с комнатными растениями и между собой. Главное требование при этом — использование спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих раздражения и возбуждения. Стены живого уголка могут быть оклеены фотообоями и представлять определенный пейзаж: хвойный бор, березовую рощу, берег моря, водопад и т. д.

Интерьер дополняют:

• клетка или вольер для птиц;

• аквариум с рыбками.

Рабочая зона специалиста

1. Стол специалиста (одно- или двухтумбовый).

2. Стул взрослый (2-3 шт.).

3. Мягкая мебель с журнальным столом.

Туалетное помещение игровой

1. Раковина для умывания.

2. Вешалки для полотенец и туалетных принадлежностей.

3. Унитаз-слив.

4. Корзина для мусора.

5. Хозяйственный шкаф для хранения уборочного инвентаря.

Релаксационный сектор

Релаксационный сектор кабинета педагога-психолога может иметь на стенах фотообои (с пейзажем), мягкое ковровое покрытие на полу, горшки с комнатными растениями. Для усиления эффекта необходимо подобрать «пейзажную» музыку, соответствующую оформлению кабинета. Для аутотренинга на фоне березовой рощи, дубрав, лесных опушек можно использовать музыкальные произведения Дебюсси. Подойдет и магнитофонная запись с пением птиц и цикад. Морскому пейзажу лучше будет способствовать тема Шахерезады из оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского или магнитофонная запись с шумом моря, водопада, реки.

После напряженных коррекционных занятий или аппаратного лечения (если это детский сад компенсирующего вида) дети нуждаются в релаксационном воздействии. Его усиливают наблюдения за рыбками в аквариуме, струями воды в небольшом фонтанчике или водопаде. Фонтанчик своим журчанием усиливает впечатление естественного природного окружения. Здесь дети могут намочить ладони, лицо, побрызгаться. Импульсивные и агрессивные дети, попадая в эти условия, с наслаждением просеивают песок, перемывают камешки и ракушки, перебирают и раскладывают по ячейкам желуди, шишечки, фасоль, горох. В процессе таких занятий снимаются усталость, раздражение, дети успокаиваются, восстанавливают эмоциональное равновесие.

Эффективность релаксационного сектора кабинета увеличивается при использовании следующих эфирных масел:

• розовое эфирное масло, ромашка (уравновешивают процессы торможения и возбуждения, снимают подавленное состояние);

• полынь лимонная, сено (снимают раздражение, уменьшают нервное и мышечное напряжение);

• лаванда (устраняет перевозбуждение, снижает агрессию и истерические реакции, способствуют нормализации функции вегетативной нервной системы);

• розмарин (стимулирует сосредоточение внимания и развитие памяти);

• анис (используют при дыхательной недостаточности и сердцебиении);

• шалфей (укрепляет нервную систему, способствует устранению астено-депрессивных состояний);

• мята (приводит к расслаблению, улучшает мозговое кровообращение, нормализует пульс и дыхание).

Используя эфирные масла, психолог, однако, должен помнить, что стимулируюпще запахи способствуют введению организма в зону оптимальной работоспособности. Если же человек уже находится в ней, то дополнительное стимулирующее воздействие может вызвать чрезмерное нервно-психическое напряжение. При переутомлении возбуждающие запахи еще больше ухудшают работоспособность. Здесь нужны успокаивающие ароматы. Кроме того, следует учитывать, что на некоторые из них у детей может быть аллергия (например, на ромашку, лаванду).

В этом случае можно использовать ионизатор воздуха или Люстру Чижевского. Принцип работы этого аппарата основан на образовании аэроионного потока с помощью тихого разряда в воздухе. Вследствие этого помещение насыщается отрицательно заряженными аэроионами кислорода. Это обеспечивает чистоту воздуха, создает ощущение непривычной мягкости и мышечной раскованности, нормализует обменные процессы в крови.

Другим средством повышения эффективности работы релаксационного сектора кабинета может быть использование музыкальных средств реабилитации. Для этого в оборудование данной части кабинета должен быть включен магнитофон и аудиотека с записью голосов птиц и явлений природы, а также классической музыки (Детский психолог. № 6, 1993).

 

Исследователи утверждают, что наиболее сильный и выраженный эффект дает однородная по своему характеру музыка. В сложном произведении, передающем бурную смену настроений, его суммарное итоговое воздействие трудно, а иногда просто невозможно предугадать. В связи с этим в психопрофилактических целях не следует брать объемных произведений целиком. Лучше проводить тщательный целенаправленный подбор музыкальных отрывков или произведений малых форм.

В большинстве исследований указывается, что достаточно провести 8-10 сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить наглядное улучшение психического состояния пациента. Рекомендуется последовательно прослушивать 2-3 специально подобранных комплекса, состоящих из 3 произведений, вызывающих в итоге сходную реакцию.

Выбираются, в первую очередь, музыкальные композиции, в которых преобладает мелодия с выдержанным ритмом. Во время каждого сеанса первой звучит мелодия, в какой-то мере отвечающая душевному состоянию слушателя в данный момент. Например, если человека мучает меланхолия, навязчивая тревога, страх, то первой ему предлагают для прослушивания грустную мелодию, которая звучит для него как голос сострадания и сочувствия его подлинным или воображаемым невзгодам. Звучание следующего произведения призвано противостоять действию первой мелодии, как бы нейтрализуя его. В данном случае это будет светлая, воздушная мелодия, дарующая утешение и вселяющая надежду. Третье произведение, завершающее данный комплекс, выбирается с таким расчетом, чтобы его звучание обладало наибольшей силой эмоционального воздействия, чтобы оно породило у слушателя настроение, необходимое для оздоровления его психического состояния. Как правило, это динамическая музыка, вселяющая уверенность в себе, мужество, твердость духа.

Для проведения занятий аутогенной тренировкой с персоналом детского сада можно порекомендовать следующие варианты:

 

1. Успокаивающий вариант

№             

Упражнение             

Музыкальный фон             

Время

 

1             

Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха             

И. С. Бах. Прелюдия № 1             

2 мин

 

2             

Расслабление мимических мышц             

И. С. Бах.

Прелюдия № 8             

4 мин 30 с

 

3             

Расслабление мышц рук             

И. С. Бах. Хор             

3 мин 30 с

 

4             

Расслабление мышц туловища             

Ф. Шопен. Прелюдия № 4             

2 мин 5 с

 

5             

Расслабление мышц ног             

Ф. Шопен. Прелюдия № 13             

4 мин 35 с

 

6             

Регуляция ритма дыхания             

Ф. Шопен. Прелюдия № 15             

1 мин 10 с

 

7             

Регуляция ритма сердечных сокращений             

Ф. Шопен.

Прелюдия № 15             

1 мин 10 с

 

8             

Выход из состояния расслабленности             

Глюк. «Мелодия»             

4 мин 5 с

 

9             

Общая активизация             

Ф. Шопен. Прелюдия № 17             

3 мин 45 с

 

Общее время             

25 мин 40 с

 

 

2. Мобилизующий вариант

№             

Упражнение             

Музыкальный фон             

Время

 

1             

Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха             

И. С. Бах. Прелюдия № 1             

2 мин

 

2             

Расслабление мимических мышц             

И. С. Бах.

Прелюдия № 8             

4 мин 30 с

 

3             

Расслабление мышц рук             

И.С.Бах. Хор             

3 мин 30 с

 

4             

Расслабление мышц туловища             

Ф. Шопен.

Прелюдия № 4             

2 мин 5 с

 

№             

Упражнение             

"Музыкальный фон             

Время

 

5             

Расслабление мышц ног             

Ф. Шопен. Прелюдия № 13             

4 мин 35 с

 

6             

Мобилизация физического и психического тонуса             

Глюк. «Мелодия»             

4 мин 5 с

 

7             

Формирование состояния уверенности и репродукция предстоящей деятельности             

М. Таривердиев. «Мгновение» Ж. Визе -Р. Щедрин. Тема «Тореадор»             

1 мин 45 с 45с

 

Общее время             

24 мин 15 с             

 

 

 

После того как воспитатели и дети привыкнут к использованию музыки на занятиях психолога, ее можно включать в процессе проведения коррекционно-развивающих и воспитательских занятий в виде физкультурной минутки (мобилизирующей вариант) и в процессе осуществления режимных моментов, а также за полчаса до того, как в группе начнется «тихий час» (успокаивающий вариант).

Такова модель современного кабинета педагога-психолога ДОУ.

В заключение следует отметить, что на двери кабинета психолога обязательно должен быть вывешен график его работы с указанием конкретного времени приема родителей, а также сетка занятий с детьми разных возрастных групп. Это позволит постепенно наладить всю систему индивидуального сопровождения развития ребенка в ДОУ

 

Источник: Микляева Н.В., Микляева Ю.В. "Работа педагога-психолога в ДОУ", - М.: Айрис-пресс, 2005



Информация о работе Модель кабинета психолога