Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:35, контрольная работа
Педагог-психолог должен:
• иметь кабинет в образовательном учреждении, в котором он проводит консультативную, диагностическую и коррекционную работу;
• иметь возможность проводить коррекционные и психотерапевтические занятия в зале или в тренинговой комнате, которая удовлетворяет требованиям технической эстетики, санитарно-гигиеническим и психологическим требованиям для проведения групповых занятий с дошкольниками, тренингов с родителями и воспитателями детей.
Различные элементы интерьера по окраске должны гармонировать с комнатными растениями и между собой. Главное требование при этом — использование спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих раздражения и возбуждения. Стены живого уголка могут быть оклеены фотообоями и представлять определенный пейзаж: хвойный бор, березовую рощу, берег моря, водопад и т. д.
Интерьер дополняют:
• клетка или вольер для птиц;
• аквариум с рыбками.
Рабочая зона специалиста
1. Стол специалиста (одно- или двухтумбовый).
2. Стул взрослый (2-3 шт.).
3. Мягкая мебель с журнальным столом.
Туалетное помещение игровой
1. Раковина для умывания.
2. Вешалки для полотенец и туалетных принадлежностей.
3. Унитаз-слив.
4. Корзина для мусора.
5. Хозяйственный шкаф для хранения уборочного инвентаря.
Релаксационный сектор
Релаксационный сектор кабинета педагога-психолога может иметь на стенах фотообои (с пейзажем), мягкое ковровое покрытие на полу, горшки с комнатными растениями. Для усиления эффекта необходимо подобрать «пейзажную» музыку, соответствующую оформлению кабинета. Для аутотренинга на фоне березовой рощи, дубрав, лесных опушек можно использовать музыкальные произведения Дебюсси. Подойдет и магнитофонная запись с пением птиц и цикад. Морскому пейзажу лучше будет способствовать тема Шахерезады из оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского или магнитофонная запись с шумом моря, водопада, реки.
После напряженных коррекционных занятий или аппаратного лечения (если это детский сад компенсирующего вида) дети нуждаются в релаксационном воздействии. Его усиливают наблюдения за рыбками в аквариуме, струями воды в небольшом фонтанчике или водопаде. Фонтанчик своим журчанием усиливает впечатление естественного природного окружения. Здесь дети могут намочить ладони, лицо, побрызгаться. Импульсивные и агрессивные дети, попадая в эти условия, с наслаждением просеивают песок, перемывают камешки и ракушки, перебирают и раскладывают по ячейкам желуди, шишечки, фасоль, горох. В процессе таких занятий снимаются усталость, раздражение, дети успокаиваются, восстанавливают эмоциональное равновесие.
Эффективность релаксационного сектора кабинета увеличивается при использовании следующих эфирных масел:
• розовое эфирное масло, ромашка (уравновешивают процессы торможения и возбуждения, снимают подавленное состояние);
• полынь лимонная, сено (снимают раздражение, уменьшают нервное и мышечное напряжение);
• лаванда (устраняет перевозбуждение, снижает агрессию и истерические реакции, способствуют нормализации функции вегетативной нервной системы);
• розмарин (стимулирует сосредоточение внимания и развитие памяти);
• анис (используют при дыхательной недостаточности и сердцебиении);
• шалфей (укрепляет нервную систему, способствует устранению астено-депрессивных состояний);
• мята (приводит к расслаблению, улучшает мозговое кровообращение, нормализует пульс и дыхание).
Используя эфирные масла, психолог, однако, должен помнить, что стимулируюпще запахи способствуют введению организма в зону оптимальной работоспособности. Если же человек уже находится в ней, то дополнительное стимулирующее воздействие может вызвать чрезмерное нервно-психическое напряжение. При переутомлении возбуждающие запахи еще больше ухудшают работоспособность. Здесь нужны успокаивающие ароматы. Кроме того, следует учитывать, что на некоторые из них у детей может быть аллергия (например, на ромашку, лаванду).
В этом случае можно использовать ионизатор воздуха или Люстру Чижевского. Принцип работы этого аппарата основан на образовании аэроионного потока с помощью тихого разряда в воздухе. Вследствие этого помещение насыщается отрицательно заряженными аэроионами кислорода. Это обеспечивает чистоту воздуха, создает ощущение непривычной мягкости и мышечной раскованности, нормализует обменные процессы в крови.
Другим средством повышения эффективности работы релаксационного сектора кабинета может быть использование музыкальных средств реабилитации. Для этого в оборудование данной части кабинета должен быть включен магнитофон и аудиотека с записью голосов птиц и явлений природы, а также классической музыки (Детский психолог. № 6, 1993).
Исследователи утверждают, что наиболее сильный и выраженный эффект дает однородная по своему характеру музыка. В сложном произведении, передающем бурную смену настроений, его суммарное итоговое воздействие трудно, а иногда просто невозможно предугадать. В связи с этим в психопрофилактических целях не следует брать объемных произведений целиком. Лучше проводить тщательный целенаправленный подбор музыкальных отрывков или произведений малых форм.
В большинстве исследований указывается, что достаточно провести 8-10 сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить наглядное улучшение психического состояния пациента. Рекомендуется последовательно прослушивать 2-3 специально подобранных комплекса, состоящих из 3 произведений, вызывающих в итоге сходную реакцию.
Выбираются, в первую очередь, музыкальные композиции, в которых преобладает мелодия с выдержанным ритмом. Во время каждого сеанса первой звучит мелодия, в какой-то мере отвечающая душевному состоянию слушателя в данный момент. Например, если человека мучает меланхолия, навязчивая тревога, страх, то первой ему предлагают для прослушивания грустную мелодию, которая звучит для него как голос сострадания и сочувствия его подлинным или воображаемым невзгодам. Звучание следующего произведения призвано противостоять действию первой мелодии, как бы нейтрализуя его. В данном случае это будет светлая, воздушная мелодия, дарующая утешение и вселяющая надежду. Третье произведение, завершающее данный комплекс, выбирается с таким расчетом, чтобы его звучание обладало наибольшей силой эмоционального воздействия, чтобы оно породило у слушателя настроение, необходимое для оздоровления его психического состояния. Как правило, это динамическая музыка, вселяющая уверенность в себе, мужество, твердость духа.
Для проведения занятий аутогенной тренировкой с персоналом детского сада можно порекомендовать следующие варианты:
1. Успокаивающий вариант
№
Упражнение
Музыкальный фон
Время
1
Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха
И. С. Бах. Прелюдия № 1
2 мин
2
Расслабление мимических мышц
И. С. Бах.
Прелюдия № 8
4 мин 30 с
3
Расслабление мышц рук
И. С. Бах. Хор
3 мин 30 с
4
Расслабление мышц туловища
Ф. Шопен. Прелюдия № 4
2 мин 5 с
5
Расслабление мышц ног
Ф. Шопен. Прелюдия № 13
4 мин 35 с
6
Регуляция ритма дыхания
Ф. Шопен. Прелюдия № 15
1 мин 10 с
7
Регуляция ритма сердечных сокращений
Ф. Шопен.
Прелюдия № 15
1 мин 10 с
8
Выход из состояния расслабленности
Глюк. «Мелодия»
4 мин 5 с
9
Общая активизация
Ф. Шопен. Прелюдия № 17
3 мин 45 с
Общее время
25 мин 40 с
2. Мобилизующий вариант
№
Упражнение
Музыкальный фон
Время
1
Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха
И. С. Бах. Прелюдия № 1
2 мин
2
Расслабление мимических мышц
И. С. Бах.
Прелюдия № 8
4 мин 30 с
3
Расслабление мышц рук
И.С.Бах. Хор
3 мин 30 с
4
Расслабление мышц туловища
Ф. Шопен.
Прелюдия № 4
2 мин 5 с
№
Упражнение
"Музыкальный фон
Время
5
Расслабление мышц ног
Ф. Шопен. Прелюдия № 13
4 мин 35 с
6
Мобилизация физического и психического тонуса
Глюк. «Мелодия»
4 мин 5 с
7
Формирование состояния уверенности и репродукция предстоящей деятельности
М. Таривердиев. «Мгновение» Ж. Визе -Р. Щедрин. Тема «Тореадор»
1 мин 45 с 45с
Общее время
24 мин 15 с
После того как воспитатели и дети привыкнут к использованию музыки на занятиях психолога, ее можно включать в процессе проведения коррекционно-развивающих и воспитательских занятий в виде физкультурной минутки (мобилизирующей вариант) и в процессе осуществления режимных моментов, а также за полчаса до того, как в группе начнется «тихий час» (успокаивающий вариант).
Такова модель современного кабинета педагога-психолога ДОУ.
В заключение следует отметить, что на двери кабинета психолога обязательно должен быть вывешен график его работы с указанием конкретного времени приема родителей, а также сетка занятий с детьми разных возрастных групп. Это позволит постепенно наладить всю систему индивидуального сопровождения развития ребенка в ДОУ
Источник: Микляева Н.В., Микляева Ю.В. "Работа педагога-психолога в ДОУ", - М.: Айрис-пресс, 2005