Модель кабинета психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

Педагог-психолог должен:
• иметь кабинет в образовательном учреждении, в котором он проводит консультативную, диагностическую и коррекционную работу;
• иметь возможность проводить коррекционные и психотерапевтические занятия в зале или в тренинговой комнате, которая удовлетворяет требованиям технической эстетики, санитарно-гигиеническим и психологическим требованиям для проведения групповых занятий с дошкольниками, тренингов с родителями и воспитателями детей.

Работа содержит 1 файл

Модель кабинета педагога.doc

— 80.00 Кб (Скачать)


Модель кабинета педагога-психолога детского сада Работа психолога в детском саду - Документация психолога в детском саду

 

 

Педагог-психолог должен:

• иметь кабинет в образовательном учреждении, в котором он проводит консультативную, диагностическую и коррекционную работу;

• иметь возможность проводить коррекционные и психотерапевтические занятия в зале или в тренинговой комнате, которая удовлетворяет требованиям технической эстетики, санитарно-гигиеническим и психологическим требованиям для проведения групповых занятий с дошкольниками, тренингов с родителями и воспитателями детей.

 

Соответственно, кабинет представителя психологической службы:

• не должен находиться на большом расстоянии от групповых помещений;

• не должен быть проходным или смежным с другими кабинетами, например физкультурным залом;

• должен иметь хорошую звукоизоляцию и быть оборудованным кондиционерами для обеспечения свежести воздуха и поддержания необходимого температурного режима;

• должен способствовать реализации основных функций педагога-психолога. В соответствии с ними выделяются три основных сектора кабинета: диагностический, коррекционный, релаксационный.

Диагностический сектор кабинета

Решение задач диагностики особенностей развития детей сочетается с формированием положительного эмоционального климата, способствующего повышению у испытуемых чувства уверенности в себе и мобилизации усилий на преодоление существующих трудностей.

Поэтому диагностический сектор может быть небольшим, но должен быть достаточно уютным и комфортным.

Стены пастельных (спокойных) тонов, на окне — полупроницаемая однотонная занавеска. Мягкие стулья и кресла, небольшой стол, детский стул и стулья, стенд с литературными источниками и информационными материалами. Живая зелень должна дополнять среду, радовать глаз.

Сектор должен содержать:

• мебель для хранения игрушек, способствующих установлению контакта с детьми;

• комплекты материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп;

• детские стулья и столы, расположенные так, чтобы ничего не отвлекало обследуемых детей;

• зеркало Гезелла (если диагностический и коррекционный сектора кабинета разделены стеной);

• компьютерный набор методик для диагностики (при наличии компьютера и принтера, позволяющего сделать распечатки);

• ксерокс (если позволяет материально-техническая оснащенность детского сада).

Эффективность работы диагностического сектора зависит от тщательной подготовки материалов, характеризующих психическое состояние изучаемых детей, с учетом требований к их возрасту и видам обучающей помощи взрослого. Поэтому рекомендуется осуществлять двойную систематизацию материалов обследования:

• по возрастным группам;

• по способностям детей.

Это возможно, если коробки с диагностическими заданиями для каждой возрастной группы пометить знаками, обозначающими уровень сложности: I — низкий, II — средний, III — высокий. Возможно использование цветовых маркеров для обозначения основных целей диагностики, что позволяет, если ребенок не справляется с заданиями своей возрастной группы, оперативно заменить их на соответствующие задания, подобранные для обследования детей более младшего возраста.

Например, задания, направленные на изучение внимания, во всех возрастных группах будут отмечены желтым квадратом, на исследование восприятия — зеленым квадратом, на диагностику уровня развития мышления — красным квадратом и т. д.

После всестороннего обследования детей, дополненного данными динамического наблюдения, совместно с педагогами и специалистами психолог разрабатывает индивидуальные коррекционные программы и в соответствии с ними строит кор-рекционно-развивающую работу с детьми. Дети объединяются в подгруппы с учетом зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально— волевой сферы и наличия нарушений в поведении.

Коррекционный сектор кабинета

Сектор кабинета для коррекционной работы с детьми должен иметь спокойную, нейтральную окраску стен (желательно без лишних украшений), равномерное освещение.

Освещенность помещений зависит от окраски потолка, стен, мебели. Поэтому следует выбирать светлые, теплые тона с высоким коэффициентом отражения. Потолки и стены выше 1,5 м от пола — белые; нижняя часть стен может быть светло-бежевой, светло-салатовой, разных оттенков желтого цвета, пол — светлый; рабочие поверхности столов и стульев — светло-зеленые и цвета натуральной древесины, учебная доска — коричневая, светло-зеленая ( Требования д.м.н. Л. И. Плаксиной к модели кабинета педагога-психолога в ДОУ для детей с нарушениями зрения.)

Работа у доски важна для профилактики нарушений адаптации ребенка к условиям школьной жизни. Привыкая к оценке своей работы у доски, у всех на виду, в условиях сада, дети с проблемами в общении и обучении приобретают уверенность, смелость, а при целенаправленной работе психолога у них формируется мотивация на преодоление своих страхов и желание учиться в школе.

Доска может быть покрашена в темно-зеленый цвет и не должна иметь бликов. Чтобы снять блеск, ее протирают сразу после покраски и просыхания нашатырным спиртом (столовая ложка на стакан воды). Мел должен быть мягким и хорошего качества; хорошо использовать желтый мел; для улучшения зрительного восприятия и предупреждения быстрого утомления следует помнить о контрастности между фоном, на котором идет демонстрация, и самим демонстрационным материалом.

Угол рассматривания для детей, сидящих на крайних местах, должен быть не менее 35°. Дети с остротой зрения менее 1,0 должны сидеть за столами ближе к той стене, у которой освещенность выше. Очень важна равномерная освещенность для детей с нарушением зрения: общая освещенность сектора должна быть 1000 люкс, освещенность на рабочем столе — 400-500 люкс.

Это подчеркивает назначение сектора — организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. Поэтому здесь все должно быть целенаправленным и максимально удобным. При демонстрации предметов и объектов надо убрать из поля зрения детей все лишнее: отвлекающее детей игрушки, картины и другие предметы.

В секторе может находиться:

• мебель для хранения игрушек, наглядных пособий, специальной литературы;

• видеотека для консультирования воспитателей, педагогов и родителей;

• рабочий стол педагога-психолога (одно- или двухтумбовый);

• пакет нормативных документов, регламентирующих работу кабинета педагога-психолога;

• материалы и пособия для коррекционной работы с детьми раннего, младшего и старшего возраста;

• детские столы и стулья, которые должны быть удобны для работы как стоя, так и сидя; лучше — с матовой поверхностью, чтобы она не давала отблесков и не отвлекала внимания детей.

 

Остановимся подробнее на требованиях, касающихся детской мебели.

             

Рост детей (см)

 

Наименование             

до 80             

80-90             

90-100             

100-115             

115-130             

130

и более

 

Столы (ГОСТ 1930 11-73)

 

Длина крышки стола: 4-местного 2-местного трапециевидного             

700 900 450             

700 900 450             

700 900 450             

700 900 450             

1100             

1100

 

Ширина крышки стола: трапециевидного 4-местного 2-местного             

450 700             

450 700             

450 700             

450 700 450             

450             

450

 

Высота стола             

340             

380             

430             

480             

540             

600

 

Высота переднего края сиденья над полом             

170             

200             

240             

280             

320             

360

 

Ширина сиденья             

220             

240             

260             

280             

300             

320

 

Глубина сиденья             

160             

180             

200             

230             

260             

290

 

 

 

К коррекционному сектору кабинета может примыкать игровое помещение, или так называемая «игровая комната». Иногда она полностью заменяет собой коррекционный сектор. В ее оборудование входят легкая белая доска с набором цветных фломастеров (на стене), мольберт или фланелеграф, а также полки для:

• игрушек из реальной жизни;

• игрушек для отреагирования агрессии (солдатики, крокодил, кукла Бобо, резиновые ножи, фигурки диких животных);

Специфической особенностью посещения детьми такой комнаты является установка на психотерапевтические взаимоотношения педагога-психолога и ребенка, которая формулируется при первом же посещении игровой комнаты: «Это наша игровая комната. Это такое место, где ты по-разному можешь играть с игрушками так, как тебе нравится». Действительно, в игровой комнате ребенку разрешается заниматься тем, чем ему хочется, и так, как ему нравится, соблюдая минимальный ряд ограничений (не портить оборудование, не наносить себе или/и психологу физического вреда и др.).

 

Основными задачами разворачивающейся здесь игровой терапии является демонстрация взрослым, на уровне вербального и невербального поведения, ответов на ожидания ребенка:

Вопросы — ожидания ребенка             

Ответы — установки психолога

 

Я в безопасности?

Справлюсь ли я?

Примут ли меня?             

Я здесь.

Я слышу тебя.

Я понимаю.

Мне не все равно.

 

 

Игрушки и материалы предоставляют ребенку широкие возможности в выборе средств экспрессии: игровые предметы с фиксированной функцией, игрушки и материалы для изобразительной и конструктивной деятельности ребенка, сюжетные игрушки, неоформленные игровые предметы, которые могут быть использованы как предметы-заместители для сюжетно-ролевой игры. Игрушки подбираются так, чтобы давать ребенку возможность действовать самому, — они не должны провоцировать обращение за помощью к психологу.

Игрушки должны быть расположены в строго отведенных для них местах (открытых стеллажах, полках) для того, чтобы маленький посетитель всегда мог достать интересующую игрушку, а постоянство ее места должно внушать ребенку мысль о стабильности и безопасности окружающего мира (Однако приведение комнаты в порядок не должно касаться малыша).

Психологу необходимо позаботиться о том, чтобы здесь была мягкая мебель (диван или кресла), толстый поролоновый матрац, поролоновые мячи и ракетки, подушки, покрывала, дающие возможность, если понадобится, соорудить тканевый вигвам, чтобы в нем мог спрятаться ребенок, который не сразу может преодолеть свою стеснительность и застенчивость, страх перед контактом с незнакомым человеком. Действительно, игровая комната должна гарантировать ребенку защиту. В том числе — защиту от посторонних глаз, поэтому рекомендуется подбирать помещение так, чтобы на внутренних стенах и двери не было окон, а внешнее окно, при необходимости, можно было бы закрыть жалюзи. Стены желательно окрасить в светлые тона, поскольку они способствуют созданию яркой, жизнерадостной атмосферы.

Игровая комната может быть разделена на несколько функциональных зон (Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребеловой. М.: Полиграф сервис, 1998.): зону игр и занятий, подвижной деятельности детей, уголка живой природы и рабочую зону специалиста. К игровой комнате примыкает туалетное помещение.

Остановимся на требованиях к оборудованию каждой из них:

Зона игр и занятий в кабинете психолога

1. Шкафы или стенка для хранения игрушек, строительного

материала и пр.

2. Детские столы и стулья, имеющие размеры, соответствующие государственным стандартам.

3. Полки для игрушек, пособий, книг.

4. Диванчик.

5. Набор детской игровой мебели.

6. Настенная доска.

7. Зеркало.

8. Стол-барьер для детей от 1,5 до 2,5 года.

9. Ковры или ковровые покрытия.

Зона подвижной деятельности детей

1. Горка со скатом.

2. Лесенка-стремянка.

3. Гимнастическая стенка (или детский спортивный комплекс).

4. Ковры или ковровые покрытия.

 

Уголок живой природы

Желательно, чтобы уголок живой природы располагался недалеко от окна. Окно должно быть обращено на более освещенную сторону кабинета, так как естественный свет является главным экологическим фактором, влияющим на жизнедеятельность растений, создающим здесь оптимальный микроклимат. Зеленая листва комнатных растений снижает глазное давление, способствует нормальному наполнению кровеносных сосудов, облегчает приступы мигрени, препятствует гипертонии и невралгии. Для кабинета педагога-психолога необходимо подбирать растения не слишком прихотливые, но в то же время обладающие обильной зеленой массой. В подборе растений следует учитывать еще одно важнейшее их свойство — способность выделять положительный или отрицательный заряд в воздух.

Положительный заряд имеют коланхое, герань, роза, папоротник, бегония, все луковичные, лавр. Правильное введение их в фитодизайн обеспечивает бодрость, свежесть, способствуют повышению работоспособности, нормализует функции нервной деятельности. Герань и лавр благородный способны выделять фитонциды, ослабляющие спазмы внутренних органов и способствующие уменьшению функциональных расстройств нервной системы.

Отрицательный заряд имеют кактусы, лимонный плющ, пальмы, азалии, традесканции, хлорофитум, монстеры. Они не

совместимы с растениями, имеющими положительный заряд, и сказываются на улучшении самочувствия сотрудников ДОУ тогда, когда нужно «разрядить» обстановку — помогают при перевозбуждении нервной системы, повышенной раздражительности, вспыльчивости, мигренях.

Наиболее благотворное влияние на организм человека оказывают здоровые растения. Поэтому растениям необходимо обеспечит соответствующий уход. В частности, не менее 2 раз в месяц в воду для полива следует добавлять биостимуляторы. Летом полив следует производить в вечерние, зимой — в утренние часы. Между растениями нужно ставить открытые сосуды с водой для поддержания влажности и увеличения образования фитонцидов и аэроионов.

Информация о работе Модель кабинета психолога