Младший школьный возраст

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:53, реферат

Описание работы

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребенка к начальному обучению. Семья принимает решение о том, в какую начальную школу отдать ребенка: государственную или частную, трехлетнюю или четырехлетнюю.

Содержание

Введение
Особенности общения
2.1 Речевое и эмоциональное общение
Умственное развитие
3.1 Устная и письменная речь
3.2 Сенсорное развитие
3.3 Развитие мышления
3.4 Развитие внимания, памяти, воображения
Личность ребёнка младшего школьного возраста
4.1 Половая идентификация
4.2 Психологическое время личности
4.3 Развитие чувств
Учебная деятельность
5.1 Готовность к школе
5.2 Общая характеристика учебной деятельности
5.3 Влияние ученья на умственное развитие
5.4 Влияние ученья на развитие личности
Литература

Работа содержит 1 файл

младший шк реферат.docx

— 46.93 Кб (Скачать)

     5.3 Влияние ученья  на умственное  развитие 

     Проблема  развивающего обучения и воспитания разрабатывалась в нашей стране на протяжении многих десятилетий. Первоначально  внимание уделялось развитию навыков  учебной деятельности. Вследствие этого  было установлено, что начальное  обучение не влияет сколько-нибудь существенно  на умственное развитие детей. Л.В. Занков писал о том, что достижение хорошего качества знаний и навыков в начальных  классах не сопровождается успехами в развитии ребенка. Сформировавшаяся система обучения, порожденная конкретно  историческим развитием учебной  деятельности, потребовала перестройки  теории и практики учебной деятельности. В конце 60-х годов была осуществлена перестройка начального образования, одна из целей которой состояла в  том, чтобы повысить роль образования  в психическом развитии детей.

     При усвоении младшими школьниками теоретических  знаний возникают условия, благоприятствующие формированию у них психологических  образований, определяющих умственное развитие, - рефлексии, анализа и планирования.

     Относительная успешность дает учителю возможность  увидеть то, что приобретает каждый его ученик. Анализируя актуальную и относительную успешность ребенка, Л.С. Выготский наряду с уровнем  актуального развития ребенка выделял  понятие зоны ближайшего развития, которая знаменует собой «расстояние  между уровнем его актуального  развития, определяемым с помощью  задач, разрешаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития ребенка, определяемым с помощью задач, решаемых ребенком под руководством взрослых и в сотрудничестве с более  умными его сотоварищами... Уровень  актуального развития характеризует  успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день». Созревание функции ума ребенка совершается  не только по сложным законам развития, но и благодаря соучастию взрослого, который берет на себя миссию вести  ребенка за собой, совершать вместе с ним учебные действия, чтобы  завтра он мог исполнять их самостоятельно. Для динамики умственного развития и для школьной успешности оказываются  не столь существенными функции, созревшие на сегодняшний день, сколь  функции, находящиеся в стадии созревания: существенным является не столько то, чему ребенок уже научился, сколько то, чему он способен научиться.

     Следует еще раз обратиться к идее Л.С. Выготского о том, что в каждом возрасте развитие опирается на разные функции. В раннем возрасте ведущей  функцией является восприятие, затем - память, мышление. Реально переход от одной функции к другой не происходит по ступеням возрастного развития. Каждый ребенок имеет свои особые доминанты в развитии функций. Так, в условиях школьного обучения, направленного изначально на развитие логического мышления, появляются дети, явно неготовые развиваться в умственном отношении предложенным путем. У них может доминировать наглядно-образное мышление, они нуждаются для решения проблемных ситуаций (от учебных задач до ситуаций обыденной жизни) в образных опорах. Н.С. Лейтес описал подобный тип развития ребенка и показал, что оно имеет не только негативную сторону, но и потенциально несет в себе возможности к творчеству. Соотнося абсолютную успешность в учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста с ранней одаренностью, учитель может допустить ошибку: не каждый случай абсолютной успешности открывает нам будущего интеллектуала и будущий талант. В то же время не каждый случай задержки развития заведомо предопределяет провал в перспективах умственного развития. Исследуя раньше проявления одаренности и задержки психического развития, Н.С. Лейтес показал, что существует много вариантов развития. Развитие каждого ребенка имеет свои перспективы - это надо помнить. С ребенком следует общаться, прежде всего, как с личностью, а не как с успешным или неуспешным учеником. 

     5.4 Влияние ученья  на развитие личности 

     На  умственное развитие ребенка оказывает  принципиальное влияние деятельность ученья. При этом определяющее значение имеют усвоение и развитие речи в  системе обучения. Стихийное усвоение речи в первые годы детства должно смениться программным развитием  в условиях школьного обучения.

     К программному развитию речи относятся  следующие виды обучения и развития ребенка.

     Во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного норме. Сюда включается развитие рефлексии  на соотнесение литературного и  нелитературного языка. Ребенок  еще весьма сензитивен к поправкам  со стороны взрослого, он легко воспринимает слова учителя, который указывает на то, что данная речь соответствует литературному языку или вульгарна, просторечна, далека от требований речи. Во-вторых, овладение чтением и письмом. И чтение, и письмо - речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Успехи в овладении чтением и письмом определяют навыки построения речи, особенности выражения своих мыслей и восприятия чужой речи.

     В-третьих, соответствие речи учащихся определенному  уровню требований, ниже которого не должен находиться ребенок, так как он занимает положение ученика.

     Ученье  предъявляет свои требования к речевым  упражнениям. Это, прежде всего систематичность  занятий по усвоению и развитию речи. Все упражнения имеют обоснованную последовательность и взаимосвязь. Каждое занятие, направленное на развитие речи, предусматривает свои требования к ученику.

     Современные методы развития речи определяют основные умения учащихся. В число необходимых  умений входят:

     1) умения, связанные с осознанием темы, которую ребенок должен последовательно раскрыть; 2) умения, связанные с планированием сюжетной линии и планированием, накоплением материала для предстоящего рассказа или сочинения;

     3) умения, связанные с планированием самого рассказа или сочинения (сюжет, композиция и др.);

     4) умения, связанные с языковой подготовкой рассказа или сочинения;

     5) умения, связанные с построением и написанием самого текста, а также контроль и исправление текста. (По материалам М. Р. Львова.)

     Речевые стереотипы столь сильны, что даже в речи человека, выбравшего во взрослом возрасте своей профессией языки, освоившего не один иностранный и родной язык, нет-нет да и проскакивают просторечия, усвоенные в детстве. Однако это обстоятельство не должно быть оправданием ни для учителя, ни для ученика. Овладение культурной речью - норма умственного развития современного человека.

     Развитию  речи содействует умственное развитие - способность полно и правильно оценить ситуацию, проанализировать происходящее, а также умение определить проблему. Сюда же относится способность логически верно описать обсуждаемую ситуацию (последовательно, четко выделяя главное). Ребенок должен уметь не пропустить чего-либо значимого, не повторять одно и то же, не включать в рассказ того, что не имеет непосредственного отношения к данному рассказу. Важно также контролировать точность речи.

 

      6. Литература 

  1. Мухина  В.С. Возрастная психология. - 4-е изд., - М., 1999. - 456 с.

Информация о работе Младший школьный возраст