Мировой опыт подготовки специалистов на основе компетентностного подхода

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:16, реферат

Описание работы

Социально-экономические изменения в Республики Беларусь привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования, которая напрямую связана с экономическими процессами через подготовку производительных сил. Это положение объясняется, комплексом социально-экономических причин связанных с современным взглядом на задачи образования: обострение опасности потери уникальности каждого человека, его способности выбрать свою судьбу, наличие диалектической связи независимо

Работа содержит 1 файл

реф по психологиие.docx

— 38.43 Кб (Скачать)

Важный вопрос – о месте  компетентностного подхода. Заменяет ли он традиционный, академический (знаниецентристский) подход к образованию и оценке его результатов. С нашей точки зрения (и она согласуется с приведенными выше определениями профессиональной компетентности), компетентностный подход не отрицает академического, а углубляет, расширяет и дополняет его. Компетентностный подход более соответствует условиям рыночного хозяйствования, (что для академического подхода – главное и практически единственное), трактуемыми как владение профессиональными технологиями, еще и развитие у обучающихся таких универсальных способностей и готовностей (ключевых компетенций), которые востребованы современным рынком труда.

Компетентностный подход, будучи ориентированным, прежде всего, на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса – содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Главное здесь – это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Проблемы и  перспективы реализации компетентностного подхода

Образование предоставляет человеку не столько путь расширения общих ранее полученных знаний (углубление, совершенствование) в рамках действующей образовательной системы, сколько право на участие в поиске смысла свой жизни.

Правительственная Стратегия модернизации образования многих стран предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, техникуме и последующем в ВУЗе, но под воздействием социального общества. 

В связи с этим, реализация компетентностного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается человек. В этой логике,  образование специалистов не просто элемент, структурная часть существующей системы образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения индивида. Причем, источник может быть даже более значимый, чем образование в целом. Известно, что на каждом историческом этапе развития цивилизации обществом принимаются свои системы ценностей, меняются цели образования.

Основная задача правительственной  Стратегии модернизации образования во многих странах состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях. Эти требования заключаются в достижении специалиста конечной цели (получение работы), системы универсальных ключевых компетентностей, позволяющих реализовать себя в условиях информационного общества.

Соответственно меняется идеология системы образования, которая должна ориентироваться  на высшую ценность – человека, реализующего свой творческий потенциал во взаимодействии с миром, природой, обществом. В этой связи необходимо реализовать субъектный подход в обучении, в рамках которого каждый человек наделяется безусловным правом активно выбирать и самостоятельно конструировать жизнь. При этом существенным образом изменятся роль педагога. Педагог должен перейти к проектированию индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития каждого специалиста, развитию его компетентностей.

Достижение поставленной цели будет возможно, если будет  учитываться тот факт, что компетентности обучающегося формируются не только в ВУЗах: абсолютно новый вектор развития специалиста обеспечивает система дополнительного образования.

Изучение образовательной  практики позволило выявить противоречия, которые необходимо учитывать педагогу при работе со специалистами .

  1. Первая группа противоречий – это противоречия между социальными процессами и условиями среды, с одной стороны и различной степенью готовности педагога и учащихся к принятию изменений социальной среды.
  2. Вторая группа противоречий связана с характером взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Сущностные характеристики компетентностно-ориентированного образования:

  1. Усиление личностной направленности образования, что проявляется в обеспечении активности учащихся в образовательном процессе, увеличении возможностей выбора.
  2. Развивающая направленность и построение возрастосообразного образования. Цель развивающего образования – личностное развитие, реальное продвижение. Знания, умения и навыки выступают не целью, а средством в процессе развития индивида.
  3. Требование научить решать социально и личностно значимые проблемы и жизненно важные задачи на каждом этапе жизни, которое реализуется путем: 1) освоения новых видов деятельности, в рамках которых обучаемые могут самостоятельно решать проблемы; 2) освоения новых способов решения проблем в различных видах деятельности.
  4. Ориентация на саморазвитие личности, которое базируется на постулатах: 1) осознании самоценности каждой личности, ее уникальности; 2) неисчерпаемости возможностей развития каждой личности, в том числе ее творческого саморазвития; 3) приоритеты внутренней свободы – свободы для творческого саморазвития по отношению к свободе внешней.

Сущностные признаки компетентности:

  1. постоянно изменяются (с изменением мира, с изменением требований к «успешному взрослому»);
  2. ориентированы на будущее (проявляются в возможностях организовать свое образование, опираясь на собственные способности, с учетом требований будущего);
  3. имеют деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях (ситуациях);
  4. появляются в умении осуществлять выбор исходя из знания себя в конкретной ситуации;
  5. проявляются в мотивации на непрерывную самообразовательную деятельность.

В постиндустриальном обществе главным  условием благополучия каждого человека является наличие умения работать с  большим массивом информации. В информационном обществе учащиеся и педагоги находятся в разных условиях.

Универсальной компетентностью, на которой базируются достижения ключевых компетентностей, во всех сферах самоопределения человека является – информационной. Она является основой интеграции всех компетентностей, обеспечивает профессиональную мобильность человека и опирается на универсальное умение работать с разными источниками информации.

В состав информационной компетентности входят обобщенные, универсальные умения, обладающие свойством широкого переноса. Это те умения, которые учащиеся могут использовать при решении широкого круга задач не только в рамках одного предмета, но по другим предметам, а также в разнообразной практической деятельности.

Направления обновления образования с позиций компетентностного подхода:

  1. изменение технологий, методов и форм обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей специалистов в зависимости от их личных склонностей и интересов;
  2. изменение позиции преподавателя, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации;
  3. создание открытого образовательного пространства, позволяющего каждому выстроить образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным потребностям.

Формы проявления компетентностей  достаточно многообразны, так как  связаны с различными сферами  жизни человека, с его особенностями. Выделение указанных компетентностей  носит условный характер. Все виды компетентностей необходимы и самоценны, в процессе взросления человека они  обогащаются, взаимодействуют между  собой. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определенных компетентностей для реализации на разных уровнях.

Компетентностный подход при подготовке специалистов  объективно соответствует и социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам учащихся образовательного процесса. Вместе с тем этот подход вступает в противоречие со многими сложившимися в системе образования стереотипами, существующими критериями оценки учебной деятельности специалистов, педагогической деятельности педагогов, работы  администрации. На данном этапе развития образования осуществить компетентностный подход, скорее всего можно в опытно-экспериментальной работе образовательных учреждений. Наряду с этим необходима теоретическая и методическая подготовка кадров к реализации компетентностного подхода в системе педагогического образования, в том числе в центрах повышения квалификации.

Нужны изменения и в  нормативной базе деятельности образовательных  учреждений, прежде всего, в документах об итоговой аттестации учащихся, аттестации кадров и учреждений образования. Естественно, что необходимым условием компетентностного подхода в массовой практике становится формирование нового поколения примерных учебных программ и учебных пособий. Конечно создать все перечисленные условия—дело непростое, но, не используя компетентностный подход, достигнуть нового качества образования вряд ли возможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Ориентация белорусского образования на общекультурное развитие обучающихся специалистов, как известно, исторически является одной из его приоритетных позиций. Другими словами, задача формирования общей культуры и ее упрочнения является общей для всей системы белорусского образования. Это его непреходящая ценность.

Введение понятия образовательных  компетенций в нормативную и  практическую составляющую образования  позволяет решать проблему, типичную почти всем образовательным учреждениям  на постсоветском пространстве, когда  специалисты могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности  в деятельности, требующей использования  этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная  компетенция предполагает усвоение специалистами не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение  комплексной процедурой, в которой  для каждого выделенного направления  присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.  
В комплексности образовательных компетенций заложена дополнительная возможность представления образовательных стандартов в системном виде, допускающем построение четких измерителей по проверке успешности их освоения учащимися. С точки зрения требований к уровню подготовки специалистов образовательные компетенции представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список


Информация о работе Мировой опыт подготовки специалистов на основе компетентностного подхода