Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:16, реферат
Социально-экономические изменения в Республики Беларусь привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования, которая напрямую связана с экономическими процессами через подготовку производительных сил. Это положение объясняется, комплексом социально-экономических причин связанных с современным взглядом на задачи образования: обострение опасности потери уникальности каждого человека, его способности выбрать свою судьбу, наличие диалектической связи независимо
Мировой опыт подготовки специалистов на основе компетентностного подхода.
Введение
Социально-экономические
Та система образования, которая
существует сегодня, сложилась в
эпоху нового времени и основана
на передаче знания о чем-то, то есть
это знание всегда содержательно. Новая
европейская культура —
Все эти характеристики культуры переносятся в систему образования. Отрасли знания и отрасли дела порождают урок, специализацию. Последовательность движения знания, развития действия порождает классы — деление специалистов разных звеньев по уровню знаний. Монологичность порождает то, что в учебных заведениях звучит только один голос — голос преподавателя. Он представитель знания. Если это утилитаристская культура, то учебные заведения всегда готовят специалистов для дальнейшего использования полученных знаний и навыков в различных сферах жизнедеятельности человека.
Все параметры культуры изменились,
поэтому система образования
не может в этой культуре эффективно
передать ее содержание. Контуры информационной
цивилизации формируют
Основу новой структуры
Компетенция не может быть определена через определенную сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Компетенция одновременно тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности. Специфика педагогических целей по развитию общих компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, с точки зрения эффекта его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта.
Данная работа посвящена одной из актуальных проблем образования на современном этапе. В ней рассмотрены проблемы компетентностного подхода в образовании, определены его ключевые моменты.
Глава 1
Компетентностный подход в образовании
В современной отечественной
педагогике известно довольно большое
число различных подходов, лежащих
в основе подготовки специалистов.
В их числе есть как уже известные
и устоявшиеся (традиционный-
Компетентностно-
Состав ключевых, компетенций предлагаемый разными авторами отличается, иногда весьма заметно. Так, А. М. Новиков к базисным квалификациям относит: владение «сквозными» умениями – работа на компьютерах; пользование базами и банками данных; знание и понимание экологии, экономики и бизнеса; финансовые знания; коммерческая смекалка; умение трансфера технологий (переноса технологий из одних областей в другие); навыки маркетинга и сбыта; правовые знания; знание патентно-лицензионной сферы; умение защиты интеллектуальной собственности; знание нормативных условий функционирования предприятий различных форм собственности; умение презентации технологий и продукции; знание иностранных языков; санитарно-медицинские знания; знание принципов «обеспечения безопасности жизнедеятельности»; знание принципов существования в условиях конкуренции и возможной безработицы; психологическая готовность к смене профессии и сферы деятельности и т.д. [6].
В.И. Байденко и Б. Оскарссон используют понятие «базовые навыки» как «личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах в многообразных ситуациях работы и социальной жизни. Для индивида в условиях развитой рыночной экономики существует прямое соответствие между уровнями [1]. В перечень базовых навыков в соответствии с определением авторы включают: коммуникативные навыки и способности; творчество; способность к креативному мышлению; приспособляемость; способность работать в команде; способность работать самостоятельно; самосознание и самооценка [1].
Как видим, можно отметить, что выделяются, по крайней мере два подхода к пониманию ключевых компетенций. Одни (В.И. Байденко, Б. Оскарссон, А. Шелтон, Э.Ф. Зеер) ключевые компетенции рассматривают как качества личности, которые важны для осуществления деятельности в большой группе разнопрофильных профессий. Другие (А.М. Новиков) говорят о них как «сквозных» знаниях и умениях, необходимых в любой профессиональной деятельности, в различных видах работы. Другими словами, первые делают акцент на личностных свойствах, а вторые – на знаниях и умениях, обладающих свойством широкого переноса. При всем разнообразии набора компетенций (которое надо воспринимать спокойно) важно, чтобы они отвечали двум важным критериям: обобщенность (обеспечивающая возможность переноса компетенции на разные сферы и виды деятельности) и функциональность, отражающая момент включенности в ту или иную деятельность.
Компетентностный подход имеет педагогические предпосылки, как в практике, так и в теории. Если говорить о практике образования, то педагоги уже давно обратили внимание на явное расхождение между качеством подготовки выпускника, даваемым учебным заведением (школа, техникум, вуз), и требованиями, предъявляемыми к специалисту производством, работодателями.
В. Ландшеер в своей статье «Концепция «минимальной компетентности» приводит слова Спейди, который пишет: знания, умения и понятия – важные компоненты успеха во всех жизненных ролях, но они его не обеспечивают. Успех зависит также в не меньшей мере от установок, ценностей, чувств, надежд, мотивации, самостоятельности, сотрудничества, усердия и интуиции людей» [4]. Ли Якокка, крупнейший менеджер подчеркивает, что успех в финансовом отношении лишь на 15 % обуславливается знаниями своей профессии, а на 85 % – умением общаться с коллегами, склонять людей к своей точке зрения, рекламировать себя и свои идеи и т.п. [5].
Все эти примеры говорят о наличии пробела в подготовке специалистов, состоящего в том, что формируя систему предметных знаний и умений, учебные заведения уделяют явно недостаточное внимание развитию многих личностных и социальных компетенций, определяющих (при одном и том же уровне образования) конкурентоспособность выпускника.
В педагогической теории также
имелись предпосылки для
В качестве цели при реализации компетентностного подхода в образовании выступает формирование компетентного специалиста. Компетенции в современной педагогике профессионального образования необходимо рассматривать как новый, обусловленный рыночными отношениями, тип целеполагания в образовательных системах. В чем его новизна, чем отличается этот тип целеполагания от традиционного, академического подхода к формированию целей? Главное отличие состоит в том, что «компетентностная модель освобождается от диктата объекта (предмета) труда, но не игнорирует его, тем самым ставит во главу угла междисциплинарные, интегрированные требования к результату образовательного процесса» [1]. Компетентностный подход означает, что цели образования привязываются более сильно с ситуациями применимости в мире труда. Поэтому компетенции «охватывают способность, готовность познания и отношения (образы поведения), которые необходимы для выполнения деятельности. Традиционно при этом различают предметную, методологическую и социальную компетентность».
Что касается профессиональной
компетентности, то анализ показывает
наличие здесь различных точек
зрения. Согласно первой точке зрения
«профессиональная
Нередко компетентность рассматривают
как синоним качества подготовки.
Рассмотрим их соотношение. На наш взгляд,
соотношение между качеством
подготовки специалиста и компетентностью
специалиста такое же, как между
общим и частным. Качество подготовки
специалиста – понятие
Что же касается компетентности,
то это понятие связано с
Понятие «компетентность», если говорить о структуре подготовки специалиста (включающей цели, содержание, средства, результат), употребляется применительно к цели и результату, а качество – ко всем компонентам структуры. Компетентность – характеристика качества цели.
Информация о работе Мировой опыт подготовки специалистов на основе компетентностного подхода