Межнациональные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:23, реферат

Описание работы

В современном мире практически не существует этнически гомогенных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран, (9% всех государств мира). В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %. В 31 государстве (23,5 %) национальное большинство составляет от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5%) едва ли половине населения является этнически однородной группой.

Содержание

Введение 3
Предмет конфликта 5
Субъекты и стороны конфликта 5
Причины конфликтов 5
Типология конфликтов 6
Динамика развития конфликта 8
Ольстерский конфликт 9
Анализ конфликта 9
6. Заключение. 10
7. Литература. 11

Работа содержит 1 файл

межнац конфл.docx

— 32.86 Кб (Скачать)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 ИМЕНИ  МАКСИМА ТАНКА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Реферат на тему:

«Межнациональные конфликты» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск, 2011

Содержание: 
 
 

  1. Введение 3 
  2. Предмет конфликта  5
  3. Субъекты и стороны конфликта 5
  4. Причины конфликтов 5
  5. Типология конфликтов 6
  6. Динамика развития конфликта 8
  7. Ольстерский конфликт 9
  8. Анализ конфликта 9

6. Заключение. 10

7. Литература. 11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

  В современном мире практически не существует этнически гомогенных государств. К таковым можно условно отнести  только 12 стран, (9% всех государств мира).  В 25 государствах  (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще  в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %.  В 31 государстве (23,5 %) национальное большинство составляет  от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5%)  едва ли половине населения является этнически однородной группой. Таким образом, людям разных национальностей так или иначе  приходится сосуществовать на одной  территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

  В «большой теории» существуют различные  концепции  природы этноса и национальности. Для Л. Н. Гумилева этносы – явление  природы, «биологические единицы», «системы, возникающие вследствие некой мутации». Для В.А. Тишкова этничность наций  создается государством; это поизводная от социальных систем, фигурирующая скорее как лозунг и средство мобилизации. За рубежом к такой позиции  близки конструктивисты, для которых  нации не даны от природы; это новые  образования-сообщества, использовавшие для себя в качестве «сырья» культуру, историческое и прошлое наследие. По Ю.В. Бромлею каждая нация –  «социально-этническая общность» - имеет  свою этнокультуру и по-разному выраженное национальное самосознание, которое  стимулируется лидирующими властными  и социально-культурными группами.

  Нации, как правило, возникают на почве  самого многочисленного этноса. Во Франции это – французы, в Голландии  – голландцы, etc. Эти этносы доминируют в национальной жизни, придавая нации своеобразную этническую этническую окраску и специфический образ проявления. Существуют и нации, практически совпадающие с этносами – исландская, ирландская, португальская.

  Большинство существующих определений этноса сводится к тому, что это совокупность людей, имеющих общую культуру (зачастую добавляют еще и общность психики), обычно говорящих на одном языке  и осознающих как свою общность, так и отличие от членов других подобных общностей. Исследования этнологов  свидетельствуют, что этносы – это  объективные, не зависящие от воли самих  людей образования. Люди обычно осознают  свою этническую принадлежность тогда, когда этнос уже существует, но сам процесс рождения нового этноса ими, как правило, не осознается. Этническое самосознание – этноним  - проявляется  только на завершающем этапе этногенеза. Каждый этнос выступает социокультурным  механизмом адаптации данного локального варианта человечества к определенным, поначалу лишь природно-географическим, а потом  и социальным условиям. Обживая ту или иную природную  нишу, люди воздействуют на нее, изменяют условия существования в ней, вырабатывают традиции взаиможействия с природной средой, которые постепенно приобретают в определенной ммере  самостоятельный характер. Так ниша превращается из только природной в  природно-социальную. Кроме того, чем дольше люди живут в данной местности, тем более весомым становится социальный аспект такой ниши.

  Очевидно, что векторы развития собственно этнических и национальных процессов  должны совпадать; в противном случае возможны пагубные последствия для  соответствующих этнических и этносоциальных общностей. Такое несовпадение чревато  ассимиляцией этносов, разделением  их на несколько новых этнических групп или образованием совем  новых этносов.

  Столкновение  интересов этнических групп рано или поздно приводит к возникновению  этнических конфликтов. Этносоциологи  понимают такие конфликты как  форму гражданского, политического  или вооруженного противоборства, в  котором стороны или одна из сторон мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий.

  Этнических  конфликтов в чистом виде быть не может.  Конфликт между этническими группами происходит не из-за этнокультурных различий, не потому, что арабы и евреи, армяне и азербайджанцы, чеченцы и русские  несовместимы, а потому что в конфликтах обнажаются противоречия между общностями людей, консолидированными на этнической основе. Отсюда трактовка (А.Г. Здравосмыслов) межнациональных конфликтов как  конфликтов, «которые так или иначе  включают в себя национально-этническую мотивацию».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Предмет конфликта 

  Всякий  конфликт связан с теми или иными  внешними и внутренними обстоятельствами, круг которых всегда достаточно широк, переменчив и не может быть перечислен с исчерпывающей полнотой. Однако что-то есть в его структуре основное, что позволяет в быту или в  журналистских репортажах безошибочно  идентифицировать именно этот конфликт или отнести его к определенной категории. Упорядочивая множество  понятий, связанных с конфликтом, обычно выделяют два из них, которые  дают возможность более четко  определить существо и направленность любого конфликта: это предмет конфликта  и его объект.

  Под предметом конфликта мы понимаем объективно существующую или мыслимую (воображаемую) проблему, служащую причиной раздора между сторонами. Каждая из сторон заинтересована в разрешении этой проблемы в свою пользу. Предмет  конфликта – это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Это может быть проблема власти, обладания теми или  иными ценностями, проблема первенства или совместимости (в когнитивном  конфликте это и есть то, что  называют предметом дискуссии).

  Поиск путей разрешения конфликта, как  правило, начинается с определения  его предмета, и сделать это  часто оказывается весьма трудно. Многие конфликты имеют столь  запутанную и сложную предысторию, что специалист вынужден как археолог вскрывать один слой за другим. В  конфликтах напластование проблем  может сделать сам предмет  конфликта абсолютно диффузным, не имеющим четких границ, перетекающим. Конфликт может иметь основной предмет, рассыпающийся на частные предметы, множественные «болевые точки». К  таким примерам относятся длящиеся семейные неурядицы или межнациональные  конфликты. 

Субъекты  и стороны конфликта

 

  Наиболее  общими субъектами конфликта являются различные национальные общины, проживающие на территории, находящейся под суверенитетом одного государства. Это, однако, не совпадает с понятием юридических сторон конфликта. В юридическом смысле общий межнациональный конфликт как бы распадается на множество более конкретных конфликтов, непосредственными сторонами которых выступают разные юридические и физические лица – депутатские фракции, партии, должностные лица, хозяйственные структуры, всевозможные общественные объединения, отдельные граждане и семьи. 

Причины конфликтов 

  В мировой конфликтологии нет единого  концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов. Анализируются  социально-структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредотачивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.

  Исследователи, опирающиеся  на коллективные действия, концентрируются на ответственности  элит, борющихся с помощью мобилизации  вокруг выдвигаемых ими идей за власть, ресурсы. В более модернизированных  обществах членами элиты становились  интеллектуалы с профессиональной подготовкой, в традиционных имела  значение родовитость. Очевидно, элиты  прежде всего ответственны за создание «образа врага», представлений о  совместимости или несовместимости  ценностей этнических групп, идеологии  мира или вражды. В ситуациях напряженности  создаются представления о чертах народов, препятствующих общению –  «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также  иерархии народов, с которыми можно  или нельзя «иметь дело».

  Большим влиянием на Западе пользуется концепция  «столкновения цивилизаций»  С.Хантингтона. она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддистской  и православных культурах будто  бы не находят отклика идеи западной цивилизации – либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства, etc.

  Известна  также теория этнической границы, понимаемой как субъективно-осознаваемая и  переживаемая дистанция в контексте  межэтнических отношений. (П.П. Кушнер, М.М. Бахтин). Этническая граница определяется маркерами – культурными характеристиками, имеющими первостепенное значение для  данной этнической группы. Их значение и набор могут меняться. Этносоциологические  исследования 80х-90х гг. показали, что  маркерами могут быть не только ценности, сформированные на культурной основе но и политические представления, концентрирующие  на себе этническую солидарность. Следовательно, этнокультурный разграничитель (такой, как язык титульной национальности, знание или незнание которого влияет на мобильность и даже карьеру  людей) заменяется доступом к власти. Отсюда может начаться борьба за большинство  в представительных органах власти и все вытекающие из этого дальнейшие обострения ситуации.  

     Типология конфликтов 

  Известны  также различные подходы к  выделению отдельных типов конфликтов. Так, по классификации Г. Лапидус  существуют:

  1. Конфликты, происходящие на межгосударственном  уровне (конфликт между Россией  и Украиной по вопросу о  Крыме).

  2. Конфликты внутри государства: 

  2.1. Конфликты с вовлечением в  них аборигенных меньшинств (например  лезгин в Азербайджане и Дагестане);

  2.2. Конфликты с вовлечением в  них общин пришлого населения; 
2.3. Конфликты с вовлечением насильственно перемещенных меньшинств (крымские татары);

  2.4. Конфликты, возникающие в результате  попыток пересмотра отношений  между бывшими автономными республиками  и правительствами государств-преемников (Абхазии в Грузии, Татарстана  в России).

  Конфликты, связанные с актами общинного  насилия (Ош, Фергана) в Средней Азии, выведены исследователем в отдельную  категорию. Здесь, по мнению Г. Лапидус, большую роль сыграл экономический, а не этнический фактор.

  Один  из наиболее полных вариантов типологии  межнациональных конфликтов предложил  Я. Этингер:

  1. Территориальные конфликты, часто  тесно связанные с воссоединением  раздробленных в прошлом этносов.  Их источник - внутреннее, политическое, а нередко и вооруженное столкновение  между стоящими у власти правительством  и каким-либо национально-освободительным  движением или той или иной  ирредентистской и сепаратистской  группировкой, пользующейся политической  и военной поддержкой соседнего  государства. Классический пример - ситуация в Нагорном Карабахе и отчасти в Южной Осетии;

  2. Конфликты, порожденные стремлением  этнического меньшинства реализовать  право на самоопределение в  форме создания независимого  государственного образования. Таково  положение в Абхазии, отчасти в Приднестровье;

  3. Конфликты, связанные с восстановлением  территориальных прав депортированных  народов. Спор между осетинами  и ингушами из-за принадлежности  Пригородного района - яркое тому свидетельство;

Информация о работе Межнациональные конфликты