Межличностные стили разрешения конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:55, доклад

Описание работы

Межличностные конфликты - открытые столкновения взаимодействующих субъектов на основании возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
Межличностный конфликт обнаруживается во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения прямо, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 21.35 Кб (Скачать)

Вопрос 3 Межличностные стили разрешения конфликтов

Межличностные конфликты - открытые столкновения взаимодействующих  субъектов на основании возникших  противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых  в какой-то конкретной ситуации.

Межличностный конфликт обнаруживается во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения прямо, лицом к  лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить  как между сослуживцами, так и  между самыми близкими людьми.

В межличностном конфликте каждая сторона желает отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, в результате чего люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Подобное поведение  вызывает у субъектов конфликта  острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные  поступки.

А. Шипилов выделяют три периода  протекания межличностного конфликта:

предконфликт: возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации и попытки ее решения неконфликтными способами;

конфликт: сбалансированное противодействие  и завершение конфликта;

послеконфликтная ситуация: частичная или полная нормализация отношений.

Доктор  психологии Д. Дэна, один из пионеров в  области разрешения конфликтов, в выделяет всего три уровня развития конфликта:

стычки: мелкие неприятности, которые не представляют угрозы для отношений;

столкновения: перерастание стычек в столкновения - расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать  с другим;

кризис: перерастание столкновений в кризис - окончательное решение о разрыве  отношений, которые носят нездоровый характер.

В любом случае для возникновения  межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных  или мнимых). Противоречия, возникшие  из-за несовпадения во взглядах, оценках  людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если на представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей  и стремлений по овладению одним  объектом.

В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.

К субъектам межличностного конфликта  относят тех участников, которые  отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей  цели. Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов.

Отличительными  особенностями межличностных конфликтов являются:

противоборство  людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов;

проявляется весь спектр известных причин: общих  и частных, объективных и субъективных

межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия есть своеобрзное поле для проверки характеров, проявления способностей, интеллекта, темпераментов, воли и других индивидуально-психологических особенностей;

отличаются  эмоциональностью и охватом практически  всех сторон отношений между конфликтующими субъектами;

затрагивают интересы окружения.

К конструктивным функциям межличностных  конфликтов относят:

познавательную: появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий;

функцию развития: конфликт является источником совершенствования процесса взаимодействия;

инструментальную: конфликт есть инструмент разрешения противоречий;

перестроечную: конфликт способствует развитию взаимопонимания участников.

Деструктивные функции межличностных конфликтов связаны с:

разрушением существующей совместной деятельности;

ухудшением  или развалом отношений;

негативным  самочувствием участников;

низкой  эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

Выделяют  следующие стили поведения в  межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.

1. Противоборство - характерно настойчивое,  бескомпромиссное отстаивание своих  интересов, для чего используются  все доступные средства.

2. Уклонение - связано с попыткой  уйти от конфликта, не придавать  ему большой ценности, возможно  из-за недостатка условий для  его разрешения.

3. Приспособление - предполагает готовность  субъекта поступится своими интересами с целью сохранения взаимоотношений.

4. Компромисс - требует уступок с  обеих сторон до той степени,  когда путем взаимных уступок  находится приемлемое решение  для противостоящих сторон.

5. Сотрудничество - предполагает совместное  выступление сторон для решения  проблемы. При таком поведении  считаются правомерными различные  взгляды на проблему. Эта позиция  дает возможность понять причины  разногласий и найти выход  из кризиса, приемлемый для  противостоящих сторон без ущемления  интересов каждой из них.

6. Ассертивное поведение (от англ. assert -- утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность -- это внимательное отношение как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее.

Все названные стили поведения могут  быть как спонтанными, так и сознательно  используемыми для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных  конфликтов.

1.2 Типология межличностных конфликтов

Психолог  А. Кармин в качестве критерия классификации  межличностных конфликтов выделяет их реальность или истинность ложность:

подлинный конфликт: существующий и адекватно  воспринимающийся;

случайный или условный конфликт: зависит от меняющихся обстоятельств, что не всегда адекватно осознается сторонами;

смещенный конфликт: скрывает за собой неявный, но являющийся глубоким конфликт;

неверно приписанный конфликт между сторонами ошибочно понимающими и неверно истолковывающими проблемы;

латентный конфликт неосознаваемый конфликт, который  пока существует в скрытом виде;

ложный  конфликт: существует в силу ошибок восприятия или интерпретации, не имеющий  объективных оснований.

Существует  типология межличностных конфликтов по причинам их появления. По данному  критерию все конфликты можно  разделить на две большие группы:

глубинные конфликты, которые включают в свою орбиту важные для личности ценности, интересы, цели, связанные с образом  «Я». Они могут длительно существовать, не обнаруживая себя явно. Возникают  они закономерно, так как обусловлены  психическим складом личности, историей ее развития и общения. Причины их появления внутренние, определяемые глубинными потребностями и ценностями личности.

ситуативные конфликты имеют внешнюю, чаще всего спонтанную причину своего появления и не затрагивают важные жизненные ценности личности. Они носят эмоционально-взрывной характер и начинаются сразу с инцидента. Примерами начала таких конфликтов являются грубость продавца, выговор начальника, невозвращенная вовремя вещь, взятая без разрешения книга и т.д.

Наиболее  распространенной типологией межличностных  конфликтов является на основе сферы  их проявления:

межличностные конфликты в семье;

межличностные конфликты в педагогическом поцессе.

Семья постоянно находится в процессе развития, в результате этого возникают  непредвиденные ситуации и членам семьи  приходится реагировать на все изменения. И на их поведение в различных  ситуациях оказывают влияние  темперамент, характер и личность. Неудивительно, что в каждой семье между ее членами с неизбежностью возникают  различного рода столкновения.

Наиболее  типичными причинами межличностных  конфликтов в семье являются:

межличностная совместимость: не понимание друг друга, основывающееся на различии ценностных ориентации, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, уровня развития личностей;.

лидерство в семье: лидер может вести  семью за собой довольно удачно, может подавлять инициативы другого, формируя у него внутреннее противостояние, чреватое открытыми или скрытыми конфликтами;

превосходство: в начальном периоде семейной жизни нередки случаи, когда один из супругов стремится доказывать свое превосходство;

домашние  дела: дележ домашних дел - непреходящая неразрешимая проблема и причина  конфликтных ситуаций в семье.

семейный  бюджет: конфликтные ситуации могут  возникать, когда одному из супругов кажется что другой нерасчетливо тратит деньги или один из супругов получает больше другого.

интимно-личная адаптация семьи: морально-психическая  и физиологическая удовлетворенность  друг другом в интимных отношениях.

В педагогической практике основными  видами межличностных конфликтов являются конфликты:

«ученик -- ученик»: большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах класса;

«ученик -- учитель»: школьники стремятся к автономии, открыто отстаивают право быть самим собой, самостоятельно решают вопросы, касающиеся лично его, имеют собственные привязанности, а также собственные взгляды на происходящее вокруг него. В этом возрасте реакция на нетактичные замечания становится гораздо острее и может приводить к конфликтам в любой форме.

«педагог -- педагог»: конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не только из-за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого уровня развития личности.

Среди межличностных конфликтов между  педагогом и учащимся, по мнению М.М. Рыбаковой, выделяются следующие  конфликты:

конфликт  деятельности, возникающее между  педагогом и учащимся и проявляется  в отказе второго выполнить учебное  задание или плохом его выполнении.

конфликт  поступков: всякая ошибка педагога при  разрешении конфликта порождает  новые проблемы и конфликты, в  которые включаются другие учащиеся.

конфликт  отношений, который возникает вследствие неумелого разрешения педагогом  проблемных ситуаций и имеют длительный, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождает длительную неприязнь учащегося к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Основные  модели переговоров и стили разрешения межличностных конфликтов

Предполагается  следующий алгоритм разрешения межличностных  конфликтов:

определите  причину и суть проблемы;

поговорить  с каждым, кого затронул конфликт, обсудить мнения, плавно переходя к следующему пункту;

выясните  все желания и интересы участников;

найдите все возможные решения, пытаясь не отказываться от других предложений и выделите самые лучшие варианты.

По  мнению специалистов в области разрешения конфликтов, стратегии взаимодействия, которые избирают участники конфликтной  ситуации, становятся решающим фактором преодоления данной конфликтной  ситуации.

Стратегии поведения участников межличностной  конфликтной ситуации делятся на три основные категории.

силовые стратегии: к ним относятся стратегии  поведения участников конфликта, направленные на достижение собственных интересов  без учета интересов партнера. В психологии они описываются  как доминирование, конкуренция, соперничество.

другую группу стратегий взаимодействия в конфликте образуют такие формы поведения, которые имеют в своей основе стремление к уходу от конфликта. Они могут иметь характер игнорирования проблемы, непризнания наличия конфликта, ухода от проблемы вместо ее решения.

третья  форма ухода от конфликта - уступчивость, готовность пренебречь, поступиться  своими интересами, целями. Она может  иметь обоснованный, рациональный характер в тех случаях, когда предмет  конфликта является не слишком значимым для человека, Эта группа стратегий  расценивается как наиболее эффективный  путь к разрешению межличностных  конфликтов. Она объединяет разнообразные  переговорные стратегии, ведущие к  выработке решений, в большей  или меньшей степени удовлетворяющих  интересам обеих сторон.

При разрешении межличностных конфликтов различаются две модели переговоров:

Информация о работе Межличностные стили разрешения конфликтов