Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:55, доклад
Межличностные конфликты - открытые столкновения взаимодействующих субъектов на основании возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
Межличностный конфликт обнаруживается во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения прямо, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.
Вопрос 3 Межличностные стили разрешения конфликтов
Межличностные конфликты - открытые столкновения взаимодействующих субъектов на основании возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
Межличностный конфликт обнаруживается во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения прямо, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.
В
межличностном конфликте каждая
сторона желает отстоять свое мнение,
доказать другой ее неправоту, в результате
чего люди прибегают к взаимным обвинениям,
нападкам друг на друга, словесным оскорблениям
и унижениям и т.п. Подобное поведение
вызывает у субъектов конфликта
острые негативные эмоциональные переживания,
которые обостряют
А. Шипилов выделяют три периода протекания межличностного конфликта:
предконфликт: возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации и попытки ее решения неконфликтными способами;
конфликт: сбалансированное противодействие и завершение конфликта;
послеконфликтная ситуация: частичная или полная нормализация отношений.
Доктор психологии Д. Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в выделяет всего три уровня развития конфликта:
стычки: мелкие неприятности, которые не представляют угрозы для отношений;
столкновения: перерастание стычек в столкновения - расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другим;
кризис:
перерастание столкновений в кризис
- окончательное решение о
В любом случае для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если на представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.
Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом.
В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.
К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов.
Отличительными
особенностями межличностных
противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов;
проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных
межличностные
конфликты для субъектов
отличаются эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами;
затрагивают интересы окружения.
К конструктивным функциям межличностных конфликтов относят:
познавательную: появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий;
функцию развития: конфликт является источником совершенствования процесса взаимодействия;
инструментальную: конфликт есть инструмент разрешения противоречий;
перестроечную: конфликт способствует развитию взаимопонимания участников.
Деструктивные
функции межличностных
разрушением существующей совместной деятельности;
ухудшением или развалом отношений;
негативным самочувствием участников;
низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.
Выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.
1.
Противоборство - характерно настойчивое,
бескомпромиссное отстаивание
2.
Уклонение - связано с попыткой
уйти от конфликта, не
3. Приспособление - предполагает готовность субъекта поступится своими интересами с целью сохранения взаимоотношений.
4. Компромисс - требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.
5.
Сотрудничество - предполагает совместное
выступление сторон для
6. Ассертивное поведение (от англ. assert -- утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность -- это внимательное отношение как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее.
Все
названные стили поведения
1.2
Типология межличностных
Психолог А. Кармин в качестве критерия классификации межличностных конфликтов выделяет их реальность или истинность ложность:
подлинный конфликт: существующий и адекватно воспринимающийся;
случайный или условный конфликт: зависит от меняющихся обстоятельств, что не всегда адекватно осознается сторонами;
смещенный конфликт: скрывает за собой неявный, но являющийся глубоким конфликт;
неверно приписанный конфликт между сторонами ошибочно понимающими и неверно истолковывающими проблемы;
латентный конфликт неосознаваемый конфликт, который пока существует в скрытом виде;
ложный конфликт: существует в силу ошибок восприятия или интерпретации, не имеющий объективных оснований.
Существует
типология межличностных
глубинные
конфликты, которые включают в свою
орбиту важные для личности ценности,
интересы, цели, связанные с образом
«Я». Они могут длительно
ситуативные конфликты имеют внешнюю, чаще всего спонтанную причину своего появления и не затрагивают важные жизненные ценности личности. Они носят эмоционально-взрывной характер и начинаются сразу с инцидента. Примерами начала таких конфликтов являются грубость продавца, выговор начальника, невозвращенная вовремя вещь, взятая без разрешения книга и т.д.
Наиболее распространенной типологией межличностных конфликтов является на основе сферы их проявления:
межличностные конфликты в семье;
межличностные конфликты в педагогическом поцессе.
Семья
постоянно находится в процессе
развития, в результате этого возникают
непредвиденные ситуации и членам семьи
приходится реагировать на все изменения.
И на их поведение в различных
ситуациях оказывают влияние
темперамент, характер и личность. Неудивительно,
что в каждой семье между ее
членами с неизбежностью
Наиболее
типичными причинами
межличностная совместимость: не понимание друг друга, основывающееся на различии ценностных ориентации, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, уровня развития личностей;.
лидерство в семье: лидер может вести семью за собой довольно удачно, может подавлять инициативы другого, формируя у него внутреннее противостояние, чреватое открытыми или скрытыми конфликтами;
превосходство: в начальном периоде семейной жизни нередки случаи, когда один из супругов стремится доказывать свое превосходство;
домашние дела: дележ домашних дел - непреходящая неразрешимая проблема и причина конфликтных ситуаций в семье.
семейный бюджет: конфликтные ситуации могут возникать, когда одному из супругов кажется что другой нерасчетливо тратит деньги или один из супругов получает больше другого.
интимно-личная
адаптация семьи: морально-психическая
и физиологическая
В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты:
«ученик -- ученик»: большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах класса;
«ученик -- учитель»: школьники стремятся к автономии, открыто отстаивают право быть самим собой, самостоятельно решают вопросы, касающиеся лично его, имеют собственные привязанности, а также собственные взгляды на происходящее вокруг него. В этом возрасте реакция на нетактичные замечания становится гораздо острее и может приводить к конфликтам в любой форме.
«педагог -- педагог»: конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не только из-за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого уровня развития личности.
Среди межличностных конфликтов между педагогом и учащимся, по мнению М.М. Рыбаковой, выделяются следующие конфликты:
конфликт деятельности, возникающее между педагогом и учащимся и проявляется в отказе второго выполнить учебное задание или плохом его выполнении.
конфликт поступков: всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие учащиеся.
конфликт отношений, который возникает вследствие неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют длительный, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождает длительную неприязнь учащегося к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Основные модели переговоров и стили разрешения межличностных конфликтов
Предполагается следующий алгоритм разрешения межличностных конфликтов:
определите причину и суть проблемы;
поговорить с каждым, кого затронул конфликт, обсудить мнения, плавно переходя к следующему пункту;
выясните все желания и интересы участников;
найдите все возможные решения, пытаясь не отказываться от других предложений и выделите самые лучшие варианты.
По мнению специалистов в области разрешения конфликтов, стратегии взаимодействия, которые избирают участники конфликтной ситуации, становятся решающим фактором преодоления данной конфликтной ситуации.
Стратегии поведения участников межличностной конфликтной ситуации делятся на три основные категории.
силовые стратегии: к ним относятся стратегии поведения участников конфликта, направленные на достижение собственных интересов без учета интересов партнера. В психологии они описываются как доминирование, конкуренция, соперничество.
другую группу стратегий взаимодействия в конфликте образуют такие формы поведения, которые имеют в своей основе стремление к уходу от конфликта. Они могут иметь характер игнорирования проблемы, непризнания наличия конфликта, ухода от проблемы вместо ее решения.
третья
форма ухода от конфликта - уступчивость,
готовность пренебречь, поступиться
своими интересами, целями. Она может
иметь обоснованный, рациональный характер
в тех случаях, когда предмет
конфликта является не слишком значимым
для человека, Эта группа стратегий
расценивается как наиболее эффективный
путь к разрешению межличностных
конфликтов. Она объединяет разнообразные
переговорные стратегии, ведущие к
выработке решений, в большей
или меньшей степени
При разрешении межличностных конфликтов различаются две модели переговоров:
Информация о работе Межличностные стили разрешения конфликтов