Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:41, курсовая работа
Цель исследования – изучить специфику межличностных отношений в коллективе.
На основе этого была сформулирована следующая гипотеза: психологическая атмосфера в коллективе, а также его структурный аспект, связаны с преобладающим типом межличностных отношений.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы проблемы изучения межличностных отношений;
2. организовать эмпирическое исследование межличностных отношений в трудовом коллективе;
3. выявить связь между социометрическим статусом испытуемых, психологической атмосферой в коллективе и преобладающим типом межличностных отношений.
Коллектив является одним
из видов малой группы. В коллективе
собираются люди, каждый из которых
обладает индивидуальностью, имеет
присущий ему темперамент и характер,
определенный склад ума и интеллекта,
мир своих ценностей и
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
2.1 Организация и методики исследования
Цель – изучение специфики межличностных отношений.
На основе этого сформулирована следующая гипотеза: психологическая атмосфера в коллективе связана с преобладающим типом межличностных отношений.
Для достижения цели нашего экспериментального исследования мы определили следующие задачи:
1. обосновать базу исследования и методический инструментарий;
2. определить социометрический статус испытуемых;
3. изучить психологическую атмосферу в коллективе;
4. определить преобладающий тип межличностных отношений;
5. выявить связь между
социометрическим статусом, оценкой
психологической атмосферы и
преобладающим типом
Эмпирическое исследование проводилось в МДОУ № 137 с ноября по декабрь 2008 года. Выборка составила 35 человек. Из них: 30 женщины, в возрасте от 20 до 57 лет, и 5 мужчин, в возрасте от 38 до 46 лет. Более подробная характеристика выборки представлена в приложении 1. Выбранный коллектив «относительно» молодой по существованию, т.к. в данной организации постоянно сменяются кадры, и должности воспитателей и няней часто вакантны.
Теперь следует перейти к обоснованию методического инструментария и более подробно остановиться на описании методик, используемых в исследовании для изучения межличностных отношений:
1) Методика социометрического измерения – основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Внедрение этого метода в исследовании психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.
Социометрическая техника
применяется для диагностики
межличностных отношений в
Методика проводилась следующим образом. Участникам эксперимента для начала было предложено в правом верхнем углу социометрической карточки написать код, то есть фамилию, имя, отчество (инициалы). Мы сразу сделали акцент на том, что это необходимо для того, чтобы можно было обработать полученные данные. Социометрическая процедура проводилась в параметрической форме. Это значит что испытуемым предложили выбрать строго фиксированное число из всех членов группы. В настоящее время принято считать, что для групп в 32-36 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 6-7 выборов. Критерием Для этого было необходимо ответить на поставленный вопрос: «С кем из своих коллег вы хотели бы встретить Новый год?» Когда социометрические карточки заполнены и собраны, мы приступили к их первичной обработке. С помощью исходного массива данных нами была построена социоматрица (см. приложение 2).
В результате социометрического измерения были выявлены следующие особенности. Из сделанных 204 выборов – 66 взаимовыборов.
Таким образом, 32,3% респондентов хотели бы проводить свободное время (а тем более праздное время) со своими коллегами. Учитывая, что это треть от общего числа выборов, то можно сказать, что межличностные отношения в коллективе хорошие, Графически это соотношение можно представить следующим образом.
Рисунок 1. Процентное выражение по взаимовыборам
На основе суммирования числа
полученных выборов и взаимовыборов
мы определили социометрический статус
членов коллектива (лидеры, популярные,
менее популярные, отвергаемые). Каждому
социометрическому статусу
0-4 балла – отвергаемые;
5-10 баллов – менее популярные;
11-16 баллов – популярные;
17-21 баллов – лидеры.
В соответствии с количеством полученных баллов каждому испытуемому был присвоен определённый социометрический статус (см. приложение 3). Суммарные результаты отражены в следующей таблице.
Таблица 1
Социометрический статус коллектива
Социометрический статус |
кол-во |
% доля |
Лидеры |
2 |
5,9% |
Популярные |
2 |
5,9% |
Менее популярные |
13 |
39,4% |
Отвергаемые |
18 |
48,8% |
Всего |
35 |
100% |
Более удобно наблюдать получившееся соотношение на диаграмме, которая представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Соотношение социометрических статусов членов коллектива
2) Методика «Оценки психологической атмосферы в коллективе», автором которой является Ф. Фидлер, интересна тем, что допускает анонимное обследование, так как в целях данного исследования это может быть необходимым, потому что не все участники эксперимента могут искренне отвечать на поставленные вопросы, то есть боятся осложнений в коллективе. Все это повышает надежность данной методики. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками (например, социометрией).
Процедура проведения методики такова: испытуемым предоставляется опросный бланк (см. приложение 4) и даётся следующая инструкция: «Ниже приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в любой группе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поместите знак "X", тем более выражен этот признак в Вашем коллективе».
Обработка полученных результатов производилась по следующему алгоритму: сначала мы определили, как оценивает психологическую атмосферу в своем коллективе каждый участник эксперимента, то есть индивидуально (см. приложение).оценка эта производилась при сравнении результатов испытуемых с ключом, по которому испытуемые, набравшие:
3) Методика диагностики межличностных отношений – создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 году. Выбор данной методики связан с тем, что, используя ее в эксперименте, можно выявить преобладающие типы отношений к людям и увидеть как они меняются в коллективе в процессе взаимодействия сотрудников друг с другом.
Для представления основных социальных ориентаций Т.Лири разработал условную схему в виде круга, разделённого на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование – подчинение, дружелюбие – враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным соотношениям. Сумма баллов каждой ориентации переводиться в индекс, где доминирует вертикальная и горизонтальная оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности( см. приложение ). Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа. Максимальная оценка уровня – 16 баллов.
0-4 балла – низкая 5-8баллов - умеренная |
адаптивное поведение |
9-12 баллов – высокая 13-16 баллов - экстремальная |
экстремальное, до патологии поведения |
Типы отношения к окружающим:
В результате производиться подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16) Концы октанты соединяются, образую личностный профиль.
В нашем исследовании нас интересует преобладающий тип отношения к людям, а именно один из восьми. [6, с. 171]
2.2 Описание результатов исследования
Психологическая атмосфера в коллективе оценивалась нами с помощью шкалы-опросника, предложенной Ф.Фидлером.
Для начала мы определили, как
оценивает психологическую
Далее, все испытуемые были отнесены к двум уровням оценки социально-психологического климата. Испытуемые «первого уровня» оценили психологический климат в коллективе как благоприятный (итоговый показатель находится в диапазоне от 10 до 35 баллов). Таких испытуемых в коллективе 22 человека (63 %). Другие, отнесенные ко второму уровню, - как неблагоприятный (итоговый показатель в диапазоне от 36 до 80 баллов). Таких – 13 человек (37%).
Получившееся процентное сочетание хорошо видно на рисунке.
Рисунок 1. Оценка психологической атмосферы в коллективе.
Затем для полной характеристики психологической атмосферы на основании индивидуальных профилей создали средний профиль. Достаточно наглядно это можно представить в виде рисунка.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
1 Дружелюбие |
Враждебность | ||||||||
2 Согласие |
Несогласие | ||||||||
2 Удовлетворенность |
Неудовлетворенность | ||||||||
4 Продуктивность |
Непродуктивность | ||||||||
5 Теплота |
Холодность | ||||||||
6 Сотрудничество |
Несогласованность | ||||||||
7 Взаимоподдержка |
Недоброжелательность | ||||||||
8 Увлеченность |
Равнодушие | ||||||||
9 Занимательность |
Скука | ||||||||
10 Успешность |
Безуспешность |
Информация о работе Межличностные отношения в трудовом коллективе