Межличностные отношения в трудовом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить специфику межличностных отношений в коллективе.
На основе этого была сформулирована следующая гипотеза: психологическая атмосфера в коллективе, а также его структурный аспект, связаны с преобладающим типом межличностных отношений.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы проблемы изучения межличностных отношений;
2. организовать эмпирическое исследование межличностных отношений в трудовом коллективе;
3. выявить связь между социометрическим статусом испытуемых, психологической атмосферой в коллективе и преобладающим типом межличностных отношений.

Работа содержит 1 файл

межличностные отношения в трудовом коллективе (с практикой).docx

— 109.25 Кб (Скачать)

 

Введение

 

С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его  противоречащими, социальными и  социально-психологическими тенденциями  и последствиями неразрывно связаны  многие острые проблемы социально-психологического климата коллектива. Гуманизация как глобальное общественное явление, присущее концу ХХ – началу ХХI века, повлияла и на трудовые отношения, в частности, на их социально-психологическую сторону. Человек в организации перестал рассматриваться лишь с точки зрения трудового ресурса. Современная политика в сфере труда рассматривает сотрудника как личность с ее разносторонним, в том числе психологическим, потенциалом. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции.

Однако, климат это не только проблема сегодняшних социально-психологических  сложностей социального и научно-технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных  задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей. Тем не менее, несмотря на свою актуальность, эта проблема остается изученной недостаточно, хотя в смежных областях проведены некоторые исследования. Данная проблема изучается как отечественными, так и зарубежными авторами. В частности, среди отечественных авторов, разрабатывающих проблему межличностных отношений, можно назвать Б.Д. Парыгина, Н.Н. Обозова, Р.Л. Кричевского, Е.М. Дубовскую. Среди зарубежных авторов интересны работы Я.Л. Морено, Л. Фестингера, Ф. Фидлера и др.

К одному из важнейших факторов организационных изменений относятся  межличностные отношения сотрудников  в организации. В пользу научной  актуальности проблемы особенностей межличностных  отношений в трудовом коллективе говорит то, что данное проблемное поле остается на сегодняшний момент мало изученным современными авторами.

Практическая актуальность изучаемого нами вопроса заключается  в том, что проблемы в межличностных  отношениях в трудовом коллективе снижают  показатели результатов труда.

Таким образом, объектом нашего исследования явились межличностные отношения.

Предметом исследования – межличностные отношения сотрудников в трудовом коллективе МДОУ №137.

 Цель исследования – изучить специфику межличностных отношений в коллективе.

На основе этого была сформулирована следующая гипотеза: психологическая атмосфера в коллективе, а также его структурный аспект, связаны с преобладающим типом межличностных отношений.

В соответствии с целью  и гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть теоретические  основы проблемы изучения межличностных  отношений;

2. организовать эмпирическое  исследование межличностных отношений  в трудовом коллективе;

3. выявить связь между  социометрическим статусом испытуемых, психологической атмосферой в  коллективе и преобладающим типом  межличностных отношений.

В ходе проведения эмпирического  исследования планируется использовать следующие методы исследования:

1. Теоретический: изучение  и анализ научной литературы  в сфере социальной и организационной  психологии, социологии, психологии  менеджмента и управления персоналом  по исследуемой проблеме.

2. Эмпирический: социометрия;  тестирование.

3. Статистический: количественный  и качественный анализ данных  эмпирического исследования.

При проведении эмпирического  исследования мы использовали такие  методики, как: методика социометрического измерения Дж. Морено, методики оценки психологической атмосферы в коллективе Ф. Фидлера, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Выборку испытуемых составили 35 сотрудников коллектива МДОУ №137 Д/C «Ивушка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

1.1 Определение и основные понятия межличностных отношений

Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.[23, с.117]

Пожизненная зависимость  людей друг от друга помещает проблему человеческих взаимоотношений в  самую сердцевину существования  человека. Люди имеют сильнейшую потребность  в присоединенности: входить с  другими людьми в продолжительные  тесные взаимоотношения, гарантирующие  позитивные переживания и результаты.

Эта потребность, будучи обусловлена  биологически-социальными причинами, способствует выживанию человека:

    • наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивавшей групповое выживание (и на охоте, и при возведении жилищ десять рук лучше одной);
    • социальная связанность детей и воспитывающих их взрослых обоюдно повышает их жизнеспособность;
    • найдя родственную душу – человека, который поддерживает и которому можно довериться, люди чувствуют себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими;
    • потеряв родственную душу, взрослые чувствуют ревность, одиночество, отчаяние, боль, гнев, замкнутость в себе, обездоленность.

Из всего вышесказанного видно, что человек – в самом  деле общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми.[1,с. 113-115]

Соответственно, можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия:

    • привязанность,
    • дружба,
    • любовь,
    • соревнование,
    • уход,
    • времяпровождение,
    • операция,
    • игра,
    • социальное влияние,
    • подчинение,
    • конфликты,
    • ритуальное взаимодействие и др.

Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями. Например, трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей – вот те операции, которые заполняют жизнь. Поскольку человек принимает установки других людей и позволяет этой установке других определять, что он совершит в следующий момент, с учетом какой-то общей цели, поскольку он становится  органическим членом своей группы, общества, принимая мораль этого общества и становясь значимым его членом. Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии – аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую поддержку и чувство, связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что тесные положительные взаимоотношения повышают работоспособность,  улучшают здоровье, уменьшают вероятность возникновения различных заболеваний и преждевременной смерти[2, с.44-47].

Если двух и более людей  многое связывает, формируется фактор близости, если их связи улучшаются, они делают друг для друга приятное - формируется симпатия; если они  видят друг в друге достоинства, признают право за собой и другими  быть такими, какие они есть, - формируется  уважение. Такие формы взаимодействия, как дружба и любовь, удовлетворяют  потребность людей в приятии. Дружба и любовь внешне похожи на времяпровождение, однако здесь всегда присутствует четко  фиксированный партнер, по отношению  к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и  уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом.

Социальное влияние имеет  место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ  человека на некую проблему более  сближается с ответом другого  человека, чем с собственным первоначальным ответом, т.е. поведение одного человека становится подобно поведению других людей.

 

1.2 Феномены межличностных  отношений 

В межличностных отношениях проявляется ряд феноменов, являющихся следствием процесса групповой интеграции, т.е. процесса нарастания содержательной связности и ориентированности общности людей [3, с 45]. Вот некоторые из них:

Коллективистическое самоопределение. Избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии им одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредующих факторов – оценок, убеждений, групповых норм и т.д.

Коллективистическая идентификация. Форма отношений, при которой переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их совместную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий.

Конформность. Подверженность групповому давлению и изменение своего поведения под влиянием других лиц, группы. Следует различать внушаемость и конформизм.

Внушаемость – это непроизвольная податливость человека мнению группы (человек и сам не заметил, как  изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).

Конформизм – это сознательная уступчивость человека мнению большинства  группы, для избежания конфликта  с ней.

а) внутренняя конформность – действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего  принятия позиции окружающих, которая  оценивается человеком как более  обоснованная и объективная, чем  собственная;

б) внешняя конформность – демонстративное подчинение навязываемому  мнению группы с целью заслужить  одобрение или избежать порицания, а возможно и более жестких  санкций со стороны группы.

Нонконформизм. Стремление поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценной и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения

Ценностно-ориентационное единство. Степень совпадения позиций и оценок членов группы по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.

Сплоченность  групповая. Степень приверженности к группе ее членов, выражающаяся в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, в стремлении их к сохранению группового членства, в единстве ценностей и целей участников группового общения.

Социально-психологический  климат. Относительно устойчивый эмоциональный настрой, преобладающий в группе, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношение друг к другу, к работе и окружающим событиям [3, с.45-53].

 

1.3 Межличностные  отношения в группах

Человек как «личность формируется в группе, он является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений. Значимость группы для личности прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда» [26, с.62]. Группа сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений. В связи с этим группа выступает как наиболее полное отражение коренных особенностей социального строя, в рамках которого она образована и функционирует.

Группа – это ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.) [23, с.40].

Люди вступают в группы по ряду причин:

    • группа выступает как средство биологического выживания;
    • как средство социализации и формирования психики человека;
    • как способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку;
    • как средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия;
    • как средство ослабления неприятных чувств: страха, тревоги;
    • как средство информационного, материального и прочего обмена.

Информация о работе Межличностные отношения в трудовом коллективе