Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:41, курсовая работа
Цель исследования – изучить специфику межличностных отношений в коллективе.
На основе этого была сформулирована следующая гипотеза: психологическая атмосфера в коллективе, а также его структурный аспект, связаны с преобладающим типом межличностных отношений.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы проблемы изучения межличностных отношений;
2. организовать эмпирическое исследование межличностных отношений в трудовом коллективе;
3. выявить связь между социометрическим статусом испытуемых, психологической атмосферой в коллективе и преобладающим типом межличностных отношений.
Введение
С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально-психологического климата коллектива. Гуманизация как глобальное общественное явление, присущее концу ХХ – началу ХХI века, повлияла и на трудовые отношения, в частности, на их социально-психологическую сторону. Человек в организации перестал рассматриваться лишь с точки зрения трудового ресурса. Современная политика в сфере труда рассматривает сотрудника как личность с ее разносторонним, в том числе психологическим, потенциалом. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции.
Однако, климат это не только
проблема сегодняшних социально-
К одному из важнейших факторов
организационных изменений
Практическая актуальность изучаемого нами вопроса заключается в том, что проблемы в межличностных отношениях в трудовом коллективе снижают показатели результатов труда.
Таким образом, объектом нашего исследования явились межличностные отношения.
Предметом исследования – межличностные отношения сотрудников в трудовом коллективе МДОУ №137.
Цель исследования – изучить специфику межличностных отношений в коллективе.
На основе этого была сформулирована следующая гипотеза: психологическая атмосфера в коллективе, а также его структурный аспект, связаны с преобладающим типом межличностных отношений.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические
основы проблемы изучения
2. организовать эмпирическое
исследование межличностных
3. выявить связь между
социометрическим статусом
В ходе проведения эмпирического исследования планируется использовать следующие методы исследования:
1. Теоретический: изучение
и анализ научной литературы
в сфере социальной и
2. Эмпирический: социометрия; тестирование.
3. Статистический: количественный и качественный анализ данных эмпирического исследования.
При проведении эмпирического исследования мы использовали такие методики, как: методика социометрического измерения Дж. Морено, методики оценки психологической атмосферы в коллективе Ф. Фидлера, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Выборку испытуемых составили 35 сотрудников коллектива МДОУ №137 Д/C «Ивушка».
1.ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Определение и основные понятия межличностных отношений
Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.[23, с.117]
Пожизненная зависимость людей друг от друга помещает проблему человеческих взаимоотношений в самую сердцевину существования человека. Люди имеют сильнейшую потребность в присоединенности: входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.
Эта потребность, будучи обусловлена
биологически-социальными
Из всего вышесказанного видно, что человек – в самом деле общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми.[1,с. 113-115]
Соответственно, можно выделить
разнообразные формы
Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями. Например, трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей – вот те операции, которые заполняют жизнь. Поскольку человек принимает установки других людей и позволяет этой установке других определять, что он совершит в следующий момент, с учетом какой-то общей цели, поскольку он становится органическим членом своей группы, общества, принимая мораль этого общества и становясь значимым его членом. Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии – аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую поддержку и чувство, связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что тесные положительные взаимоотношения повышают работоспособность, улучшают здоровье, уменьшают вероятность возникновения различных заболеваний и преждевременной смерти[2, с.44-47].
Если двух и более людей
многое связывает, формируется фактор
близости, если их связи улучшаются,
они делают друг для друга приятное
- формируется симпатия; если они
видят друг в друге достоинства,
признают право за собой и другими
быть такими, какие они есть, - формируется
уважение. Такие формы взаимодействия,
как дружба и любовь, удовлетворяют
потребность людей в приятии.
Дружба и любовь внешне похожи на времяпровождение,
однако здесь всегда присутствует четко
фиксированный партнер, по отношению
к которому испытывается симпатия.
Дружба включает фактор симпатии и
уважения, любовь отличается от дружбы
усиленным сексуальным
Социальное влияние имеет
место в том случае, если в результате
взаимодействия повторный ответ
человека на некую проблему более
сближается с ответом другого
человека, чем с собственным
1.2 Феномены межличностных отношений
В межличностных отношениях проявляется ряд феноменов, являющихся следствием процесса групповой интеграции, т.е. процесса нарастания содержательной связности и ориентированности общности людей [3, с 45]. Вот некоторые из них:
Коллективистическое самоопределение. Избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии им одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредующих факторов – оценок, убеждений, групповых норм и т.д.
Коллективистическая идентификация. Форма отношений, при которой переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их совместную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий.
Конформность. Подверженность групповому давлению и изменение своего поведения под влиянием других лиц, группы. Следует различать внушаемость и конформизм.
Внушаемость – это непроизвольная податливость человека мнению группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).
Конформизм – это сознательная уступчивость человека мнению большинства группы, для избежания конфликта с ней.
а) внутренняя конформность
– действительное преобразование индивидуальных
установок в результате внутреннего
принятия позиции окружающих, которая
оценивается человеком как
б) внешняя конформность – демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно и более жестких санкций со стороны группы.
Нонконформизм. Стремление поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценной и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения
Ценностно-ориентационное единство. Степень совпадения позиций и оценок членов группы по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.
Сплоченность групповая. Степень приверженности к группе ее членов, выражающаяся в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, в стремлении их к сохранению группового членства, в единстве ценностей и целей участников группового общения.
Социально-психологический климат. Относительно устойчивый эмоциональный настрой, преобладающий в группе, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношение друг к другу, к работе и окружающим событиям [3, с.45-53].
1.3 Межличностные отношения в группах
Человек как «личность формируется в группе, он является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений. Значимость группы для личности прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда» [26, с.62]. Группа сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений. В связи с этим группа выступает как наиболее полное отражение коренных особенностей социального строя, в рамках которого она образована и функционирует.
Группа – это ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.) [23, с.40].
Люди вступают в группы по ряду причин:
Информация о работе Межличностные отношения в трудовом коллективе