Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 01:35, реферат
Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.
Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия.
дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого. Общественно ценное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для каждого члена группы. Важна не столько объективная цель группы, сколько ее образ, т.е. то, как она воспринимается членами группы. Цели, характеристики совместной деятельности цементируют группу в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую структуру группы.
III. Наличие в группе
организующего начала. Оно может
быть персонифицировано в
IV. разделение и
дифференциация персональных
V. наличие эмоциональных
отношений между членами
VI. выработка специфической
групповой культуры – нормы,
правила, стандарты жизни,
Группа имеет следующие
психологические
Группе присущи
следующие общие
По психологическим
характеристикам различают
Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции: 1) социального сравнения; 2) нормативную функцию.
По характеру и формам организации деятельности выделяют:
- неорганизованные
или случайно организованные
группы, которые характеризуются
добровольным временным
- ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями;
- кооперация –
группа, отличающаяся реально
- корпорация –
это группа, объединенная только
внутренними целями, не выходящими
за ее рамки, стремящаяся
- коллектив – устойчивое во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы.
Таким образом, реальные человеческие группы отличаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. По мере увеличения размера группы возрастает роль ее лидера. В группах распределение власти тесно связано с характером коммуникаций, обмена информацией и идеями.
Заключение
Таким образом, главная
задача, которая стоит перед социальной
психологией, - раскрыть конкретный механизм
«вплетения» индивидуального в
ткань социальной реальности. Это
необходимо, если мы хотим понять, каков
результат воздействия
Практическая часть
Составление социально-психологического портрета личности.
Было обследовано трое взрослых людей – участник А, 20 лет, студент морской академии; участник В, 29 лет, бизнесмен; участник С, 37 лет, врач.
Тест «Дерево» - всем участникам был предложен бланк с изображением дерева, на котором расположены фигурки людей с номерами. Тестируемым предложили сначала рассадить на дереве окружающих их людей, а затем отметить свое месторасположение на данном рисунке. Были получены следующие результаты:
- участник А предстал как личность с установкой на преодоление препятствий, а в будущем хотел бы занимать позицию 20, что соответствует завышенной самооценке и установке на лидерство;
- участник В предстал как личность с установкой на устойчивость занимаемого им положения, вместе с тем желание добиваться успехов не подразумевает самостоятельного преодоления трудностей, в будущем хочет занимать позицию 5, что соответствует личности с повышенной утомляемостью, общей слабостью, небольшому запасу сил, астеничности;
- участник С предстал как личность общительная, настроенная на дружескую поддержку, знающая к чему стремиться, так как в обоих случаях на рисунке занимает позиции 11 и 18.
Следующий тест, который
был проведен с этими же участниками,
назывался «Несуществующее
Участник А – личность с высокой самооценкой; с тенденцией к самоутверждению; вербальной агрессией, в большинстве случаев защитной; заинтересованной в получении информации; обладает основательностью и рациональностью в принятии решений; самостоятельна; энергична; имеет положительное отношение к собственным действиям;
Участник В – личность заинтересованная в получении информации; самостоятельная; имеет своеобразие установок и суждений, положительное отношение к собственным действиям; уверенная в себе; астеничная; рациональная;
Участник С – личность с истероидно-демонстративными манерами; заинтересованная в восхищении окружающих ее внешней красотой и манерой одеваться, чему придается большое значение; болтлива; заинтересована в получении информации; обладает защитой, спонтанной агрессией, эмоциональной незрелостью, проявляет замкнутость своего внутреннего мира, а также склонна к демонстративности и фантазированию.ъ
Список литературы
Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.
Кричевский Р.Л. Психология малой группы. М., 1981.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Феникс, 2002.
С. Мадди. Теории личности: сравнительный анализ, Питер, 2002.
Информация о работе Межличностные отношения в различных группах и коллективах. Сравнительный анализ