Межличностные отношения в различных группах и коллективах. Сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 01:35, реферат

Описание работы

Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.
Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 35.42 Кб (Скачать)

дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого. Общественно ценное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для каждого члена группы. Важна не столько объективная цель группы, сколько ее образ, т.е. то, как она воспринимается членами группы. Цели, характеристики совместной деятельности цементируют группу в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую структуру группы.

III. Наличие в группе  организующего начала. Оно может  быть персонифицировано в каком-либо  из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в это случае функция руководства распределена между членами группы и лидерство носит ситуативно-специфический характер (в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, нежели другие, принимает на себя функции лидера).

IV. разделение и  дифференциация персональных ролей  (разделение и кооперация труда,  властное разделение, т.е. активность  членов группы не является  однородной, они вносят свой разный  вклад в совместную деятельность, играют разные роли).

V. наличие эмоциональных  отношений между членами группы, которые влияют на групповую  активность, могут приводить к  разделению группы на подгруппы,  формируют внутреннюю структуру  межличностных отношений в группе.

VI. выработка специфической  групповой культуры – нормы,  правила, стандарты жизни, поведения,  определяющие ожидания членов  группы по отношению друг к  другу и обуславливающие групповую  динамику. Эти нормы – важнейший  признак групповой целостности.  О сформировавшейся норме можно  говорить, если она детерминирует  поведение большинства членов  группы – несмотря на все  различия членов группы.

Группа имеет следующие  психологические характеристики: групповые  интересы, групповые потребности, групповые  мнения, групповые ценности, групповые  нормы, групповые цели.

Группе присущи  следующие общие закономерности: 1) группа неизбежно будет структурироваться; 2) группа развивается; 3) флуктуация, изменение  места человека в группе может  происходить неоднократно.

По психологическим  характеристикам различают группы членства и референтные группы (эталонные).

Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции: 1) социального сравнения; 2) нормативную функцию.

По характеру и  формам организации деятельности выделяют:

- неорганизованные  или случайно организованные  группы, которые характеризуются  добровольным временным объединением  людей на основе сходства интересов  или общности пространства;

- ассоциация –  группа, в которой взаимоотношения  опосредуются только личностно  значимыми целями;

- кооперация –  группа, отличающаяся реально действующей  организационной структурой; межличностные  отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого  результата в выполнении конкретной  задачи в определенном виде  деятельности;

- корпорация –  это группа, объединенная только  внутренними целями, не выходящими  за ее рамки, стремящаяся осуществить  свои групповые цели любой  ценой, в том числе и за  счет других групп;

- коллектив –  устойчивое во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Таким образом, реальные человеческие группы отличаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. По мере увеличения размера группы возрастает роль ее лидера. В группах  распределение власти тесно связано  с характером коммуникаций, обмена информацией и идеями.

Заключение

Таким образом, главная  задача, которая стоит перед социальной психологией, - раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в  ткань социальной реальности. Это  необходимо, если мы хотим понять, каков  результат воздействия социальных условий на деятельность личности. Но вся сложность заключается  в том, что этот результат не может  быть интерпретирован так, что сначала  существует какое-то «несоциальное» поведение, а затем на него накладывается  нечто «социальное». Нельзя сначала  изучить личность, а лишь потом  вписать ее в систему социальных связей. Сама личность, с одной стороны, уже «продукт» этих социальных связей, а с другой – их созидатель, активный творец. Взаимодействие личности и  системы социальных связей (как макроструктуры - общества в целом, так и микроструктуры - непосредственного окружения) не есть взаимодействие двух изолированных  самостоятельных сущностей, находящихся  одна вне другой. Исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества.

Практическая  часть

Составление социально-психологического портрета личности.

Было обследовано  трое взрослых людей – участник А, 20 лет, студент морской академии; участник В, 29 лет, бизнесмен; участник С, 37 лет, врач.

Тест «Дерево» - всем участникам был предложен бланк  с изображением дерева, на котором  расположены фигурки людей с  номерами. Тестируемым предложили сначала рассадить на дереве окружающих их людей, а затем отметить свое месторасположение на данном рисунке. Были получены следующие результаты:

- участник А предстал как личность с установкой на преодоление препятствий, а в будущем хотел бы занимать позицию 20, что соответствует завышенной самооценке и установке на лидерство;

- участник В предстал как личность с установкой на устойчивость занимаемого им положения, вместе с тем желание добиваться успехов не подразумевает самостоятельного преодоления трудностей, в будущем хочет занимать позицию 5, что соответствует личности с повышенной утомляемостью, общей слабостью, небольшому запасу сил, астеничности;

- участник С предстал как личность общительная, настроенная на дружескую поддержку, знающая к чему стремиться, так как в обоих случаях на рисунке занимает позиции 11 и 18.

Следующий тест, который  был проведен с этими же участниками, назывался «Несуществующее животное». Всем участникам был предложен лист бумаги и черно-белый карандаш с  предложением нарисовать несуществующее животное с их точки зрения. Были получены следующие результаты:

Участник А – личность с высокой самооценкой; с тенденцией к самоутверждению; вербальной агрессией, в большинстве случаев защитной; заинтересованной в получении информации; обладает основательностью и рациональностью в принятии решений; самостоятельна; энергична; имеет положительное отношение к собственным действиям;

Участник В – личность заинтересованная в получении информации; самостоятельная; имеет своеобразие установок и суждений, положительное отношение к собственным действиям; уверенная в себе; астеничная; рациональная;

Участник С –  личность с истероидно-демонстративными манерами; заинтересованная в восхищении окружающих ее внешней красотой и манерой одеваться, чему придается большое значение; болтлива; заинтересована в получении информации; обладает защитой, спонтанной агрессией, эмоциональной незрелостью, проявляет замкнутость своего внутреннего мира, а также склонна к демонстративности и фантазированию.ъ

Список литературы

Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

Кричевский Р.Л. Психология малой группы. М., 1981.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Феникс, 2002.

С. Мадди. Теории личности: сравнительный анализ, Питер, 2002.

Информация о работе Межличностные отношения в различных группах и коллективах. Сравнительный анализ