Межличностные отношения в различных группах и коллективах. Сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 01:35, реферат

Описание работы

Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.
Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 35.42 Кб (Скачать)

Межличностные отношения в различных группах  и коллективах. Сравнительный анализ

Контрольная  работа по социальной психологии

Выполнила Ткачева  Ольга Юрьевна, курс II

Институт последипломного  образования Одесского национального  университета им. И.И.Мечникова

Одесса – 2003 г.

Вступление.

Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют  друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.

Для структурирования многочисленных результатов исследований по  межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия.

В содержательном плане  рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное  восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений  и оказание психологического воздействия.

Эффективность восприятия связана с социально-психологической  наблюдательностью – свойством  личности, позволяющем ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания  особенности.

Особенности воспринимающего  зависят от пола, возраста, национальности, темперамента, состояния здоровья, установок, опыта общения, профессиональных и личностных особенностей и др. Женщины, по сравнению с мужчинами, точнее идентифицируют эмоциональные  состояния и межличностные отношения  людей. С возрастом легче дифференцируются эмоциональные состояния. Человек  воспринимает окружающий его мир  через призму своего национального  образа жизни. Успешнее определяют различные  психические состояния и межличностные  отношения те люди, которые имеют  более высокий уровень социального  интеллекта.

Объектом познания является как физический, так и  социальный облик человека. При восприятии фиксируется первоначально физический облик, к которому  относятся анатомические, физиологические, функциональные и паралингвистические  характеристики. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и слабовыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее.

Социальный облик  предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности включает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары. Проксемические особенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению. Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т.д. при восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.

Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления  о воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, в которых происходит восприятие. Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются : механизм первичности, или новизны; механизм проекции; механизм стереотипизации; механизм этноцентризма.

Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно  выбирает различные механизмы межличностного познания. Основным является механизм интерпретации (соотнесения) личностного  опыта познания людей вообще с  восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном  познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект  также использует механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. При межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий порядок функционирования механизмов  межличностного познания.

В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую  к нему по различным сенсорным  каналам информацию, свидетельствующую  об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта  восприятия выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую  функцию в процессе восприятия объекта.

К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, время и место общения. Сокращение времени при восприятии объекта  снижает возможность  воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм.

Функции и  структура общения.

Общение – специфическая  форма взаимодействия человека с  другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная  сторона общения состоит в  обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается  в организации взаимодействия между  людьми, например, нужно согласовать  действия, распределить функции или  повлиять на  настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

В процедуре общения  выделяют следующие этапы :

1. Потребность в  общении (необходимо сообщить  или узнать информацию, повлиять  на собеседника и т.п.) – побуждает  человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в  целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в  личности собеседника.

4. Планирование содержания  своего сообщения – человек  представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда  сознательно) человек выбирает  конкретные средства, фразы, которыми  будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и  оценка ответной реакции собеседника,  контроль эффективности общения  на основе установления обратной  связи.

7. Корректировка  направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Коммуникация –  процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать  и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной  коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Коммуникативная компетентность рассматривается  как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной  коммуникации в определенном круге  ситуаций межличностного взаимодействия.

Психология  взаимодействия людей.

В качестве клеточки анализа социальной психологии рассматривают  ситуацию взаимодействия двух и более  людей.

Взаимодействие –  это действие индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может  быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком  для достижения определенных целей  – решения практических задач  или реализации ценностей.

Социальная жизнь  возникает и развивается ввиду  наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят  друг от друга. Социальная связь –  это зависимость людей, реализованная  через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с  ожиданием соответствующего ответного  действия партнера. В социальной связи  можно выделить:

- субъекты связи  (два человека или тысячи людей);

- предмет связи  (по поводу чего осуществляется  связь);

- механизм регулирования  взаимоотношений.

Прекращение связи  может происходить при изменении  или утрате предмета связи, либо при  несогласии участников связи с принципами ее регулирования. Социальная связь может выступать в виде социального контакта (связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком) и в виде взаимодействия (систематические, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего). Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер.

Межличностные отношения.

Пожизненная зависимость  людей друг от друга помещает проблему человеческих взаимоотношений в  самую сердцевину существования  человека. Люди имеют сильнейшую потребность  в присоединенности: входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.

Эта потребность, будучи обусловлена биологически-социальными  причинами, способствует выживанию  человека:

- наши предки были  связаны круговой порукой, обеспечивавшей  групповое выживание (и на охоте,  и при возведении жилищ десять  рук лучше одной);

- социальная связанность  детей и воспитывающих их взрослых  обоюдно повышает их жизнеспособность;

- найдя родственную  душу – человека, который поддерживает нас и  которому мы можем довериться, мы чувствуем себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими;

- потеряв родственную  душу, взрослые чувствуют ревность, одиночество, отчаяние, боль, гнев, замкнутость  в себе, обездоленность.

Человек – в самом  деле общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми.

Можно выделить разнообразные  формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др. Различные  формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями.

Ритуальное взаимодействие – одна из распространенных форм взаимодействия, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в  группе и обществе. Ритуал выступает  как специальная форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. Ритуальное взаимодействие идет с позиции «родитель-Родитель». Ритуал обнаруживает ценности группы, люди выражают ритуалом то, что более  всего трогает их, что составляет их социальные ценностные ориентации.

Ритуальные действия важны для осуществления преемственности  между различными поколениями в  той или иной организации, для  поддержания традиций и передачи накопленного опыта через символы. Ритуальное взаимодействие – это  и своеобразный праздник, оказывающий  глубокое эмоциональное воздействие  на людей, и мощное средство поддержания  стабильности, прочности, преемственности  социальных связей, механизм сплочения  людей, повышения их солидарности. Ритуалы, обряды, обычаи способны запечатлеваться  на подсознательном уровне людей, обеспечивая  глубокое проникновение определенных ценностей в групповое и индивидуальное сознание, в родовую и личную память.

Ритуал – это  жестко фиксированная последовательность трансакций, причем трансакции производятся с Родительской позиции и обращены к Родительской позиции, позволяя людям  почувствовать себя признанными. Если потребность человека не реализуется, то начинает развиваться агрессивное  поведение. Ритуал как раз и призван  снять эту агрессию, удовлетворить  потребность в признании хотя бы на минимальном уровне.

В следующем виде взаимодействия – операциях –  трансакция осуществляется с позиций  «Взрослый-Взрослый». С операциями мы встречаемся ежедневно: это прежде всего взаимодействия на работе, учебе, а также приготовление пищи, ремонт квартиры и пр. Успешно проведя операцию, человек подтверждает свою компетентность и получает подтверждение окружающих.

Информация о работе Межличностные отношения в различных группах и коллективах. Сравнительный анализ