Межличностные отношения в группах и коллективах

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 02:09, курсовая работа

Описание работы

Изложение психологии межличностных отношений представляет определенные методические трудности, вызванные тем, что теоретико-психологические представления о человеческих сообществах находятся в определенной зависимости от идеологических, мировоззренческих и философско-социологических установок и положений, которых придерживаются исследователи. Советская психология ориентировалась на марксистско-ленинское учение об обществе и личности и выполняла, по сути, идеологический заказ на обоснование преимуществ социальных объединений людей (коллективов) при социализме.

Содержание

Введение 3 стр.
Психические свойства личности и межличностные отношения 4 стр.
Типы и формы социальных объединений 6 стр.
Малая группа - форма социальной организованности. 11 стр.
Взаимодействие в группе 14 стр.
Развитие группы. Общие качества группы 16 стр.
Межличностные отношения в группах и коллективах 17 стр.
Лидерство и руководство 27 стр.
Социальная коллективность.
Отношения между индивидом и группой.
29 стр.
Заключение 32 стр.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Межличностные отношения в группах и коллективах.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

     Ситуационная  тревожность - это внешне похожее поведение индивида в группе, которое, однако, не связано с наличием у него личностной тревожности. Она может проявляться у разных людей в самых различных ситуациях, причем в одних из них она выступает отчетливо, а в других не проявляется вовсе. Например, есть люди, которые обнаруживают специфическую тревожность, повышенное состояние беспокойства на экзаменах, а в других случаях жизни ведут себя более уверенно и смело. Встречаются подростки и юноши, у которых особое беспокойство порождает ситуация общения с лицами противоположного пола. Есть такие люди, которым с трудом даются разговоры по телефону.

     Личностная  и ситуационная тревожности связаны  таким образом, что первоначально  у человека возникает только ситуационная тревожность, а потом она может  перерасти при неблагоприятных условиях в личностную. Особенно большое значение в этом процессе имеет опыт раннего и дошкольного детства. Всякого рода наказания, необоснованные запреты, если они часто применяются к ребенку, в конце концов могут привести к возникновению у него сначала ситуационной тревожности, связанной с теми специфическими условиями, в которых его чаще всего наказывали, а затем, если таких условий слишком много и они часто повторяются,- к постепенному превращению ситуационной тревожности в личностную.

     Ситуационная  тревожность так же, как и личностная, появляется в малых группах. Она  возникает в системе неблагоприятных  взаимоотношений членов группы, порождаемых  подозрительностью, недоверием друг к  другу, отчужденностью. По мере развития группы на пути к коллективу тревожность, которую испытывают ее члены в общении друг с другом, постепенно уменьшается.

     Обратимся теперь к рассмотрению типов межличностных внутригрупповых конфликтов.

      

Рис. 1

Типы межличностных  внутригрупповых конфликтов.

      

     Первый  сверху из представленных на рисунке межличностных конфликтов назван «конфликтом безысходности» по той причине, что из него для вовлеченных индивидов нет удовлетворительного выхода, если они хотят сохранить положительные отношения. На самом деле их взаимоотношения являются противоположными и несовместимыми: один из членов пары относится к другому отрицательно, а второй - положительно, и если ни тот, ни другой не захотят изменить свое отношение, то их взаимоотношения постоянно будут находиться в состоянии несовместимости, конфликта, одинаково переживаемого вовлеченными в него людьми. Психологически острее этот конфликт может переживаться тем из членов пары, кто, испытывая положительное отношение к партнеру, с его стороны встречает к себе отрицательное отношение. Данный тип конфликта можно разрешить одним лишь способом: полным разрывом своих отношений.

     Второй  тип межличностных конфликтов представляет собой «конфликт неопределенности», поскольку при неопределенном положительном или отрицательном отношении одного из партнеров к другому он с его стороны не встречает к себе определенного отношения, ни положительного, ни отрицательного. В силу этого обстоятельства взаимоотношения людей, вовлеченных в данную психологическую ситуацию, длительное время могут сохраняться в неопределенном виде, поскольку тот, чье отношение к другому положительное, может предполагать положительное отношение к себе со стороны партнера, а тот, чье отношение отрицательное, также может рассчитывать на положительное к себе отношение и в силу этого сохранять свои отношения с другим человеком.

     Третий  тип межличностных конфликтов характеризуется  тем, что один и тот же человек  вызывает к себе одновременно и положительное, и отрицательное отношение. Всякое движение, направленное на сближение  с ним, довольно скоро останавливается, так как сближение вызывает усиливающееся стремление уйти, разорвать с данным человеком взаимоотношения. Здесь один индивид, испытывающий амбивалентное (противоречивое) чувство к другому, одновременно и стремится к нему, и боится его. В результате он останавливается где-то на полпути к партнеру, сохраняя определенную психологическую дистанцию, уравновешивающую противоположно направленные силы стремления и избегания. Схематически подобного рода конфликтная психологическая ситуация представлена на рисунке ниже.

       

Рис. 2. Гипотетические кривые, выражающие, стремление одного человека к другому, который одновременно и привлекателен, и непривлекателен для него. X - точка, где стремления сблизиться и отдалиться уравновешиваются. В ней обычно останавливается человек, испытывая состояние внутреннего конфликта

     Последнее из аномальных отношений, которое, являясь  по преимуществу личностным, также может выступать в сфере межличностных отношений - фрустрация. В психологии фрустрация понимается как временное состояние эмоционального расстройства, связанное с переживанием неудачи в достижении поставленной цели или с тщетностью усилий, прилагаемых для ее достижения. Фрустрация часто сопровождается разочарованием, раздражением, тревогой и отчаянием; она отрицательно влияет на взаимоотношения людей, если хотя бы один из них находится в состоянии фрустрации. В групповых отношениях фрустрация нередко способствует возникновению межличностных конфликтов.

     У разных людей реакция на фрустрацию может быть различной. Эта реакция может выступать в форме апатии, агрессивности, регрессии (временного снижения уровня интеллектуальной организованности поведения). Агрессивные действия как реакция на фрустрацию нередко возникают тогда, когда внутренняя напряженность, порожденная неудовлетворенным желанием, ищет внешней разрядки и находит точку ее приложения в другом человеке, который фрустрируемым воспринимается как причина его отрицательного эмоционального состояния. Вот один из примеров действия фрустрации на поведение детей в группе, взятый из исследования, проведенного в начале 40-х годов известным социальным психологом К. Левином.

     Эксперимент, который Курт Левин проводил с детьми дошкольного возраста, длился нескольких дней. В первый день детям была предоставлена возможность играть в комнате с разными игрушками, причем все они были некомплектными. Например, стол был без стульев, телефонная трубка - без телефонного аппарата, кораблик - без воды и т. д. Несмотря на неполноту игрушек, все дети играли весьма увлеченно, заменяя реально недостающие предметы другими или воображая их.

     На  второй день проведения эксперимента ситуация изменилась. Когда дети вошли  в помещение, где они вчера  еще с увлечением играли, их взору  открылась соседняя комната, которая раньше, в первый день проведения эксперимента, была закрыта. В этой комнате теперь находились те же игрушки, с которыми дети играли вчера, но полнокомплектные, а также другие, еще более привлекательные. Однако достать их было нельзя, так как новая комната от прежней была отделена непреодолимой преградой — проволочной сеткой.

     Поведение детей в этих условиях резко изменилось. Если раньше они с увлечением играли, общались друг с другом, то теперь их группа распалась, и они как бы замкнулись в себе, перестали общаться и дружить. Одновременно они потеряли желание и способность играть. Их перестали привлекать некомплектные игрушки. Многие из участвовавших в эксперименте детей стали вести себя по отношению к этим игрушкам агрессивно: бросать, ломать и разрушать их. В присутствии взрослых они капризничали, хныкали. Один из детей, не обращая внимания на других и окружающих взрослых людей, лег на пол и, ничего не делая, демонстративно смотрел в потолок; другой, подойдя к сетке, стал дергать ее ручонками; третий бессмысленно, без интереса перебирал, перебрасывая с места на место, старые игрушки.

     Из  этого эксперимента видно, что в  результате личностной фрустрации в  группе разлаживаются и межличностные  отношения. Объектом агрессивности фрустрированного, раздраженного человека может стать все, что окажется под рукой в данный момент времени, в том числе и другой человек. Часто объектом вымещения агрессивности для фрустрированного человека становятся другие члены его малой группы, которые раздражают фрустрированного и неспособны дать ему отпор. Такое агрессивное поведение обычно называют «смещенным», так как объектом акта агрессии становится не фрустратор, а некоторый другой, случайно оказавшийся рядом объект.

     Агрессивные реакции, порожденные фрустрацией, могут оказаться направленными не только на внутригрупповые, но и на межгрупповые отношения. Они могут проявляться в межгосударственных, межнациональных отношениях, во взаимоотношениях между разными социальными группами. Такого рода акты нередко наблюдаются в периоды социальных и экономических депрессий, массового недовольства людей условиями жизни. В таких ситуациях объектами смещенной агрессии могут стать люди, принадлежащие к другим социальным группам, другой национальности и вероисповедания.

     Если, в силу сложившихся обстоятельств, агрессия оказалась вымещенной на каком-либо объекте или по истечении значительного периода времени вызванная ею внутренняя психологическая напряженность сама собой спала, то следующей типичной психологической реакцией, наступающей за агрессией, является апатия. Быстрота ее возникновения вслед за агрессией и глубина могут быть индивидуально различными, по-разному проявляться в различных социальных группах. Но чем больше группа приближается к высокоразвитому коллективу, тем быстротечнее и менее выражение это негативное состояние.

     Апатия  в свою очередь может иногда сопровождаться специфическим состоянием расстройства поведения и снижения уровня способностей, называемым регрессией. Регрессия представляет собой временное возвращение  индивида или группы на более низкий уровень психологического развития. Примером регрессии является временный спад уровня развития взаимоотношений в детской группе, который был отмечен А. Г. Кирпичником. 

     Лидерство и руководство.

     Важным  явлением групповой жизни, равно  относящимся к процессам интеграции и дифференциации, является лидерство и руководство. Лидерство - это процесс организации и управления малой группой, процесс внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями и деятельностью членов группы.

     Соответственно, «лидер - это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной, коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели».

     В социально-психологической литературе подчеркивается несколько обстоятельств, характерных для лидерства: во-первых, личность добровольно берет на себя значительную долю ответственности за дела группы; во-вторых, члены группы гласно или негласно поддерживают выдвижение лидера; в-третьих, лидер выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях достаточно значимой для жизнедеятельности группы ситуации.

     Лидер есть результат «встречи» двух процессов - группового и индивидуального; для выдвижения на роль лидера группы человек должен обладать определенной совокупностью личных качеств, способствующих организации деятельности по достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Но группа санкционирует, признает лидерские притязания одного из своих членов. В то же время важно подчеркнуть, что лидерские функции связаны с организацией и управлением значимой деятельностью. Нельзя согласиться с мнением, что лидер выдвигается лишь для регуляции межличностных психологических отношений; по самой природе лидерства лидер - есть человек, обеспечивающий эффективное взаимодействие в группе по осуществлению совместной деятельности, по регуляции процессов общих дел, акций и т.п.

     Выделяют  три типа лидеров: вожак, лидер (в  узком смысле слова) и ситуативный  лидер.

     Вожак - самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом. Так, исследователь Р. Стогдилл предложил следующий перечень качеств руководителя - вожака:

  1. физические качества - активный, энергичный, здоровый, сильный;
  2. личностные качества - приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;
  3. интеллектуальные качества - ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;
  4. способности - контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.

     Лидер гораздо менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером («делай, как я»). Как правило, его влиянием распространяется только на часть членов неформальной группы.

     Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.д.

     Лидеры  есть в любом коллективе, и заслуживают особого внимания, так как именно они активно влияют на морально-психологический климат в коллективе. Среди неформальных лидеров можно выделить деловых, эмоциональных, авторитарных, демократичных и, наконец, самое важное, позитивных и негативных лидеров.

     В отличие от лидера, руководитель - это официально назначаемое или выбираемое лицо. По функциям лидерство и руководство совпадают. Однако, руководитель, в отличие от лидера, выполняет представительские функции, т.е. представляет группу в более широкой системе социальных отношений. Вместе с тем подчеркивается желательность совпадения лидера и руководителя в одном лице. Следует добавить, что в английском языке нет различения лидера и руководителя. 

Информация о работе Межличностные отношения в группах и коллективах