Межличностные отношения в группах и коллективах

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 02:09, курсовая работа

Описание работы

Изложение психологии межличностных отношений представляет определенные методические трудности, вызванные тем, что теоретико-психологические представления о человеческих сообществах находятся в определенной зависимости от идеологических, мировоззренческих и философско-социологических установок и положений, которых придерживаются исследователи. Советская психология ориентировалась на марксистско-ленинское учение об обществе и личности и выполняла, по сути, идеологический заказ на обоснование преимуществ социальных объединений людей (коллективов) при социализме.

Содержание

Введение 3 стр.
Психические свойства личности и межличностные отношения 4 стр.
Типы и формы социальных объединений 6 стр.
Малая группа - форма социальной организованности. 11 стр.
Взаимодействие в группе 14 стр.
Развитие группы. Общие качества группы 16 стр.
Межличностные отношения в группах и коллективах 17 стр.
Лидерство и руководство 27 стр.
Социальная коллективность.
Отношения между индивидом и группой.
29 стр.
Заключение 32 стр.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Межличностные отношения в группах и коллективах.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

     Неорганизованные  интеракции - когда отношения и ценности находятся в аморфном состоянии, поэтому права, обязанности, функции, социальные позиции не определены.

     Выделяют следующие типы социального взаимодействия: организованно-антагонистическая система интеракции, основанная на принуждении; организованно-солидарная система интеракции, основанная на добровольном членстве; организованно-смешанная, солидарно-антагонистическая система. Которая частично управляется принуждением, а частично - добровольной поддержкой устоявшейся системы взаимоотношений и ценностей. Большинство организованных социально-интерактивных систем от семьи до церкви и государства принадлежит к типу организованно-смешанных. Также могут быть неорганизованно-антагонистический; неорганизованно-солидарный; неорганизованно-смешанный тип интеракций.

     В длительно существующих организованных группах выделяют три типа взаимоотношений:

  • семейный тип - интеракции тотальны, экстенсивны, интенсивны, солидарны по направлению и продолжительны, характерно внутреннее единство членов группы;
  • договорный тип - ограниченность по времени действия сторон, взаимодействующих в рамках договорного сектора, солидарность отношений эгоистична и направлена на получение взаимной выгоды, удовольствия или даже на получение «как можно большего за меньшее», при этом другая сторона рассматривается не как союзник, а как некий «инструмент», который может оказать услугу, принести прибыль;
  • принудительный тип - антагонизм отношений, различные формы принуждения: психологическое принуждение, экономическое, физическое, идеологическое, военное.

     Переход от одного типа к другому может  происходить плавно и непредсказуемо. Часто наблюдаются смешанные типы социальных взаимодействий - частично договорные, семейные, принудительные.

     Социальные  взаимодействия выступают как социокультурные: одновременно протекают три процесса: взаимодействие норм, ценностей, стандартов, содержащихся в сознании человека и группы; взаимодействие конкретных людей и групп; взаимодействие материализованных ценностей общественной жизни. 

     Развитие  группы. Общие качества группы.

    Непосредственно общие качества группы:

    Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).

    Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

    Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.

    Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

    Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составляющих ее личностей.

    Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.

     Кроме этих качеств рассматриваются  следующие:

  • направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;
  • организованность - реальная способность группы к самоуправлению;
  • эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;
  • интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;
  • волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях. 1
 

     Межличностные отношения в группах  и коллективах

       Отношения в группах по мере  их превращения в коллективы  закономерно изменяются. Сначала они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определенно относиться друг к другу), затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. Все это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности. Как согласовать сложную динамику и ситуативную изменчивость внутригрупповых отношений с относительной личностной устойчивостью?

     Это можно сделать, предположив зависимость  межличностных отношений не только от включенных в них людей, но также и от социальных ситуаций, в которых эти отношения формируются и развиваются, т.е. встав на позиции интеракционизма в интерпретации поведения (соответственно и отношений) личности. Согласно интеракционистской теории личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств.

     У каждого человека есть свои положительные  и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой  своей стороной, положительной или отрицательной, он выступит во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включен в данный момент времени. Иначе говоря, поведение человека в группе определено не только его личностью, но и особенностями группы.

     Замечена  такая закономерность: чем ближе  по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива и чем ближе она находится к корпорации, тем большие возможности она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших личностных устремлений.

     В развитом коллективе, благодаря особым нормам отношений, способствующим проявлению лучших сторон в личности и препятствующим проявлению худших, личность вынуждена поворачиваться к товарищам по группе своими лучшими сторонами. В корпорации, напротив, часто поощряются индивидуалистические наклонности, и групповая мораль, характерная для таких малых групп, вынуждает индивидов с целью самозащиты и отстаивания своих личных интересов проявлять себя в системе взаимоотношений с худшей стороны.

     Динамика взаимоотношений в микрогруппе-диаде, включающей только две личности. Такие микрогруппы довольно широко распространены в действительности. Они представлены, например, близкими друзьями, молодыми семьями; они же наиболее часто встречаются в любой малой группе, так как отношения между достаточно большим количеством людей всегда можно представить в виде конечного множества взаимоотношений, имеющихся между всевозможными парами людей, на которые можно разделить группу.

     Однако  в целом отношения в малой  группе полностью несводимы к  диадическим, поскольку для каждой пары наугад взятых людей можно выделить значимых для них других членов той же самой малой группы, отношения которых к каждому члену данной пары влияют в свою очередь на их личные взаимоотношения. Следовательно, парные взаимоотношения всегда строятся с учетом отношений с другими, окружающими данную пару людьми.

     По  этой причине более представительной моделью отношений, имеющихся в  любой малой группе, является система  взаимоотношений, существующих в микрогруппе-триаде.

     Межличностные отношения членов группы-триады, как и взаимоотношения участников группы-диады, могут быть трех типов: положительные, отрицательные и неодинаковые (когда один относится к другому положительно, а тот к нему, напротив, отрицательно). Различные сочетания этих типов отношений порождают разные варианты системы взаимоотношений в группе-триаде. Первый вариант - это гармоничные взаимоотношения. Они характеризуются тем, что между тремя различными парами людей, на которые может быть разделена группа-триада, имеются или только положительные, или только отрицательные взаимоотношения. В идеальном случае, например в небольшой группе, включающей трех друзей, между составляющими группу людьми могут существовать лишь положительные взаимоотношения. Во всех других случаях между двумя парами имеются положительные или отрицательные взаимоотношения, а между членами третьей пары - противоположные им по знаку.

     Второй  вариант триадных, микрогрупповых отношений - противоречивые. Их особенность состоит в том, что эти взаимоотношения обязательно включают такие случаи, когда в какой-либо одной паре внутри группы-триады один из ее членов относится к другому положительно, а тот к нему, напротив, отрицательно. Совместимыми диадическими называются такие внутри себя противоречивые отношения, когда в группе-триаде можно выделить хотя бы одну пару людей, имеющих между собой хорошие личные взаимоотношения. Несовместимыми противоречивыми называются отношения, система которых характеризуется тем, что в ней нет ни одной пары с положительными личными взаимоотношениями. Наконец, совместимыми триадными можно назвать такие взаимоотношения, при которых, несмотря на их противоречивость, группа-триада как социально-психологическая общность продолжает сохранять свое единство за счет того, что, по крайней мере, две пары из трех возможных, выделяемых в ней, имеют между собой хорошие личные взаимоотношения. Тем самым они как бы нейтрализуют отрицательное влияние на сплоченность группы противоречивых отношений в третьей паре.

     Взаимоотношения в группах-триадах могут быть и конфликтными. Для них характерно то, что в группе невозможно выделить ни одной пары, внутри которой имелись бы положительные личные взаимоотношения. В силу этого обстоятельства данная группа как социально-психологическая общность людей вообще не может сохраняться и из-за конфликтности взаимоотношений распадается. Среди конфликтных отношений можно в свою очередь выделить два возможных варианта. Первый - это частично-конфликтные взаимоотношения, при которых между одними парами индивидов имеются конфликтные, а между остальными - неодинаковые отношения. Второй вариант - это такой, при котором конфликтные взаимоотношения существуют между всеми возможными парами, на которые может быть разделена данная группа. Этот тип взаимоотношений называется «полноконфликтным».

     Если  объединить всевозможные варианты взаимоотношений  людей, которые могут быть в группах-диадах и группах-триадах, то можно получить достаточно представительную картину  отношений, которые могут встретиться  в разных малых группах.

     Иногда  состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней носят более сложный характер. Например, в старших классах школы нередко можно встретить объединения детей, включающие по четыре и даже пять человек, соединенных друг с другом близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп на практике такие объединения школьников встречаются крайне редко, поэтому можно считать, что группы-диады и группы-триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательное изучение может дать очень много полезной информации для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или коллективе.

     Специального  внимания заслуживает анализ отрицательных  взаимоотношений в группе, так  как они ведут к задержкам в развитии личности в группе, а в некоторых, особо неблагоприятных условиях - и к деградации личности, если она вынуждена очень долго находиться в данной группе, будучи сама по себе неустойчивой. Отрицательные взаимоотношения в группе - это прежде всего такие, которые порождают у личности тревожность, межличностные конфликты и фрустрацию. Рассмотрим их подробнее.

     Синонимами  научного понятия «тревожность»  в повседневном языке являются такие  слова, как беспокойство, страх, опасение, боязнь, повышенная напряженность. Согласно теории тревожности, предложенной сторонниками концепции социального научения, существует два основных ее вида: личностная тревожность и ситуационная тревожность.

     Личностная  тревожность представляет собой базовую черту личности, которая формируется и закрепляется в раннем детстве. Она проявляется в типичной, ситуационно устойчивой, т. е. возникающей независимо от конкретной социальной обстановки, реакции человека - состоянии повышенного беспокойства - на угрожающую его личности ситуацию или кажущуюся таковой. Личностная тревожность обычно не существует как отдельная черта: она оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других свойств и особенностей человека, таких, например, как мотив избегания неудачи, стремление уходить от ответственности, боязнь вступать в соревнование с другими людьми. Мотив избегания неудачи - это стойкая тенденция человека делать все от себя зависящее не для того, чтобы в каком-то деле добиться значительного успеха, а для того, чтобы выполнить его просто не хуже большинства других. Индивид, имеющий такой мотив, не прилагает максимума усилий в деятельности, а довольствуется минимумом, достаточным для того, чтобы его не наказали, хотя способен, как правило, на большее. Следовательно, с личностной тревожностью у человека обычно связан целый комплекс других отрицательных черт, и малую группу, порождающую у личности тревожность, следует рассматривать как препятствующую развитию данной личности.

Информация о работе Межличностные отношения в группах и коллективах