Межличностные отношения в быту

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 17:34, реферат

Описание работы

Межличностные отношения – субъективно переживаемая связь между людьми; существуют разнообразные виды межличностных отношений – деловые и личностные, приятельские, товарищеские, супружеские и др.
Быт – сфера внепроизводственной социальной жизни, включающая как удовлетворение социальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, так и в освоении человеком духовных благ, культуры, человеческое общение, отдых, развлечения. В широком смысле быт – уклад повседневной жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………….3 стр.
Общение основа межличностных отношений ……………….4 стр.
Общение как взаимодействие …………………………………..7 стр.
Общение как восприятие людьми друг друга …………………9 стр.
Интимные межличностные отношения…………………….... 13 стр.
Социально-ролевое общение ………………………...………...17 стр.
Литература……………………………………………………….21 стр.

Работа содержит 1 файл

готовый реферат.docx

— 43.02 Кб (Скачать)

5. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

6. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Каузальная атрибуция Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение с субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.

3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть многоразличных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

На первых порах исследований каузальной атрибуции речь шла лишь об истолковании (приписываний) причин поведения другого человека. Позже стали изучаться способы объяснения более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда человек оказывается в условиях дефицита информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания. Этот процесс зависит от двух показателей: от степени типичности поступка и от степени социальной «желательности» или «нежелательности». В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами и поэтому оно легче поддается интерпретации. Напротив, уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Точно также и во втором случае под социально «желательным» понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое. При нарушении таких норм (социально «нежелательное» поведение) диапазон возможных объяснений расширяется.

 

    Интимные межличностные отношения.

Толковый словарь русского языка трактует понятие интимный как отношение, которому присущи  глубоко личные, сокровенные и  
задушевные переживания. Поэтому любые человеческие отношения, в  
том числе и тайные отрицательные, отвечающие этому определению,  
мы называем интимными, например, вражду и одиночество, поскольку они тоже содержат глубоко личное и сокровенное, такое, что человек не всегда готов раскрыть перед другими людьми. Реальная современная жизнь такова, что в человеческих отношениях не менее часто, чем положительные, проявляются и отрицательные интимные отношения.  
Дружба . 
Определяется как положительные интимные отношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Дружеские отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другому. В отличие от любви, дружба - это, в основном, отношения между людьми одного и того же пола. Цели, которые преследует дружба, могут быть различными: деловыми или утилитарными; эмоциональными, связанными с  
удовольствием от общения с другом; рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей; нравственными, ориентированными на взаимное моральное совершенствование. Все эти цели в реальной жизни сложным образом переплетаются, сочетаются и взаимодополняют друг друга, а сама по себе дружба приобретает многоцелевую ориентацию.  
Для дружеских отношений характерно глубокое взаимопонимание людей. Психологически это означает возможность общаться друг с другом почти без слов, при помощи жестов, мимики и пантомимики, воспринимать и точно понимать друг друга на основе едва уловимых движений и модуляций голоса, понятных только друзьям и не воспринимаемых окружающими. Давние друзья могут заранее предсказывать реакции и поведение друг друга в различных жизненных ситуациях, вплоть до определения мыслей, которые друг другу придут в голову в том или ином эпизоде.  
Дружба занимает промежуточное положение между двумя другими видами человеческих отношений: знакомством и любовью. От первого дружба отличается тем, что носит более интимный характер, и она гораздо глубже знакомства или приятельства. От любви дружба отличается, напротив, меньшей интимностью и большей рассудочностью, более строгими, нормативно и ритуально определенными правилами поведения.  
Нормы и правила, которыми руководствуются люди в дружеских отношениях - это равноправие, уважение, умение понять, готовность прийти на помощь, доверие и преданность. Нарушение одного из них ведет к разрушению дружбы, в то время как в интимных отношениях типа любви люди могут отчасти прощать друг другу подобные нарушения ради сохранения связывающих их глубоких чувств.  
В интимном межличностном общении друзья сохраняют особую деликатность, заботясь о том, чтобы не обидеть, не задеть друг друга неосторожно сказанными словами, преднамеренными действиями. Такое общение можно назвать заботливым, оно ориентировано на эмоциональную поддержку друг друга. Настоящие друзья поддерживают друг друга не только эмоционально, но и другими доступными для них способами, причем  
такая поддержка всегда является бескорыстной, идет от души. Дружба людей противоположного пола со временем может незаметно перерасти в более глубокое интимное чувство - любовь, которая прочно и надолго связывает людей между собой.  
Любовь  
Если дружба - первый акт душевного сближения людей, то любовь  
заключительный, составляющий вершину человеческой интимности.  
Любовь - это не только чувство, но и способность любить другого человека, а также возможность быть любимым. Она требует усилия и старания, конечную цель приложения которых можно выразить одним словом -самосовершенствование, т. е поднятие себя до высот достоинства любви, до способности дарить ее другим. Любовь - это также искусство, которому надо учиться и в котором необходимо постоянно совершенствоваться. Любовь - это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим или беспрекословного подчинения одного другому. В любви обе стороны равны, одна не жертвует собой ради другой, и каждый ничего не теряя, только приобретает. Люди в этом типе отношений не остаются разделенными так, как это бывает в отношениях вражды и  
одиночества. Вместе они составляют неразделимое целое, каждая сторона или часть которого служит условием и важнейшей предпосылкой для совершенствования другой. Отдавая в любви свою жизненную силу и энергию другому существу, человек делит с ним свою радость, увеличивая и  
собственную, расширяя свое понимание мира, обогащая личный кругозор, свой опыт, знания и переживания, которые вместе составляют его духовное богатство. В любви человек отдает, чтобы получать, и получает, чтобы отдавать. Настоящая любовь вызывает в человеке взрыв ответной энергии, обратно направленные движения душевной щедрости. Любовь предполагает заботу о другом человеке, заинтересованность в улучшении его жизни и развития. Где нет этого, там не может быть настоящей любви. Любовь - это милосердие и ответственность любящего за любимое существо. Это и уважение к нему, и активное проникновение в него с целью познания, но без  
нарушения права иметь тайны и оставаться личностью. Страстное признание другого в любви отличается от бездумного созерцания и безразличного мышления, используемого как бездушное средство познания мира. Это познание путем духовного сближения, идентификация с любимым человеком, переживание тождества с ним. Как разновидность интимных отношений любовь противоположна ненависти. Если любовь - это влечение, то ненависть - отвращение. Человек, глубоко и по-настоящему любящий кого-то, не может любить только его одного. Свои благодатные качества его любовь распространяет на других окружающих людей. Любящий, лично обогащенный этим чувством, избыток его дарит другим людям в виде доброты и сердечности, отзывчивости и человечности.  
Замечено, что два человека влюбляются друг в друга тогда, когда находят друг в друге воплощения идеала. Правда, иногда такое идеальное видение бывает односторонним, и в этом случае появляется так называемая неразделенная любовь. Правда также и то, что идеальные черты далеко не всегда с самого начала видны друг другу, а иногда то, что видится, на самом деле может быть иллюзией.  
Привлекательность, - пишет Э. Фромм, - означает красивую упаковку  
свойств, которые престижны и искомы на личностном рынке.  
 
Любовь, начинающаяся с сексуального влечения или основанная только на нем, почти никогда не бывает прочной. Она обычно недолговечна, потому что в ней нет настоящего высокого чувства и всего того, о чем говорилось выше. Сексуальное влечение может стать скрепляющим любовь, но только при ее наличии.

 Социально  - психологический климат коллектива.  
                                  Что такое коллектив.  
 
Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. В отличие от других социальных общностей коллектив характеризуется следующими основными чертами:  
1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и во времени; 2) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу; 3) относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива; 4) структурированности - определенной степенью четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственностью между членами коллектива; 5) организованностью, то есть упорядоченностью, подчиненностью коллектива определенному порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельности; 6) открытостью - то есть  
готовностью к принятию новых членов.

Понятие социально-психологический  климат коллектива.  
Качественные и количественные показатели всех этих основных черт  
соединяются понятием социально-психологический климат коллектива. По мнению известного российского психолога Б. Д. Парыгина, понятие социально - психологический климат коллектива отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами. Социально-психологический климат коллектива связан с  
определенной эмоциональной окраской психологических связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей.  
Социально-психологический климат это не статичное, а весьма динамичное образование. Эта динамика проявляется как в процессе коллективообразования, так и в условиях  
функционирования коллектива. Ученые зафиксировали два  
основных этапа процесса коллективообразования. На первом этапе главную роль играет эмоциональный фактор. В этот период идет интенсивный процесс психологической ориентации, установления связей и позитивных отношений. На втором этапе все большее значение приобретают когнитивные процессы. В этот период каждая личность выступает не только как потенциальный или реальный объект эмоционального общения, но и как носитель определенных личностных качеств социальных норм и установок.  
Именно на этом этапе происходит формирование общих взглядов, ценностных ориентации, норм и символов. Другой стороной, характеризующей динамику социально - психологического климата коллектива являются так называемые климатические возмущения. К климатическим возмущениям относят естественные колебания эмоционального состояния в коллективе, периодически возникающие подъемы и спады настроения у большинства его членов, которые могут происходить как в течение одного дня, так и на протяжении более длительного периода. Они связаны с изменением условий взаимодействия  
внутри группы или изменением окружающей среды. Термин климатические возмущения несет в себе как негативную, так и позитивную окраску, поскольку эти возмущения могут мешать, а могут и благоприятствовать жизнедеятельности коллектива.  
Межличностные конфликты: причины  
возникновения и динамика развития.  
Одним из важных показателей социально-психологического климата в коллективе являются конфликтные ситуации. Конфликтность или социально-психологическая напряженность в коллективе негативно отражается на всех сторонах его жизнедеятельности. Исследования показывают, что время  
послеконфликтных эмоциональных переживаний, расстройств, разлаженности человеческих отношений, нарушение делового контакта, как правило, во много раз способно превосходить время самого конфликта.  
В основе конфликта лежат столкновения людей, их мнений, позиции, взглядов, характеров, интересов с точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает единовременно и как защитная реакция и как ответная эмоционально окрашенная реакция.  
Современная конфликтология достаточно подробно описала динамику протекания конфликтов. Большинство конфликтов назревает постепенно и вначале находятся в так называемом инкубационном, скрытом (латентном) состоянии, при котором конфликтующие стороны выражают скрыто свои претензии, как говорится за глаза.  
При этом, как правило, предпринимаются попытки удовлетворения  
этих претензий мирным путем. Если такой способ не вызывает  
позитивной реакции, игнорируется или наталкивается на отказ, конфликт переходит в открытую форму. Эта стадия развития конфликта называется конфликтным поведением. Конфликтное поведение  это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Конфликт в этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды не только стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать  
прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфере эта стадия характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубеждений к неприязни и откровенной враждебности, которая психологически закрепляется в образе врага. Таким образом, конфликтные действия резко обостряют фон протекания конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение. Конфликтное поведение - это пик в развитии конфликта, Оно не может длиться вечно и в конце концов конфликтующие стороны  
должны будут выбирать одну из двух программ поведения: 1) снизить  
уровень напряженности, но сохранять саму конфликтную ситуацию,переводя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне; 2) искать способы полного разрешения конфликта.  
Если выбрана вторая программа, то наступает стадия разрешения конфликта. Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, то есть изменение субъективного образа ситуации, который сложился у враждующих сторон. Образ врага постепенно трансформируется в образ партнера, а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на  
сотрудничество. Ориентация на сотрудничество предполагает стремление индивидов в конфликтном споре учитывать интересы соперника, искать компромисс, устраивающий обе стороны.                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

http://lib.mir-x.ru/book_read.asp?id=6438

1. Андреева Г. М. Социальная психология. —М., 1994.

2. Андреева Г. М. Место межличностного восприятия в системе апперцептивных процессов и особенности его содержания. —М.,  1981. — С. 10-15.

3. Андреева Г. М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности. — М., 1988. — С. 32.

4. Алякринский Б. С. Общение и его проблемы. — М., 1991. — С. 3,4.

5. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. -г- М., 1982. —С. 10.

6. Добрович А. Б. Общение: наука и искусства — М. 1980. — С. 164—204.

7. Леонтьев А. А. Психология общения — Тарту, 1973. — С. 7.

8. Ломов В. В. Общение как проблема общей психологии//Методологические проблемы социальной психологии.— М.,1975. — С.18—20. Э.Немов Р.С Психология.—М., 1994,—С.431—433.

9. Андреева Г. М. Межличностное восприятие в группе.—М,, 1981.

— С-101,104—106,108,110,116,

2- Бодалев А. А Восприятие и понимание человека человеком.—М., 1982.

— С. 5—10,118.

Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987.

— С. 51—60.

10. Кон.И. С. Открытие «Я».—М., 1978. — С. НО, 111.

11. Петровская Л. А Компетентность в общении.—М., 1989.—С. 75—100.

12. Психология эмоций: Тексты, Эмпатия. — С. 87.

13. Бодалев А. А. Личность и общение— М», 1983— С.85—200.

14. Гозман Л. Я Психология эмоциональных отношений.—М. 1987. — С.111—130.

15. Немов P.C. Психология. Кн.1—М. 1994. — С. 507—513.

16. Психология. Словарь. — М., 1990.

17. Фромм Э. Искусство любви.—М., 1964.— С. 19,40,76,114,115.

18. Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности //Социальные исследования. Вып. 3. — М., 1979.

19. Берн Э. Я. Концепция и воспитание. -М. 1068. —С. 53,71—77.

20. Кон И. С. Открытие Я. — М., 1978.—С. 133—166. 4.Столин В. В. Самосознание личности.—М., 1984. —С. 34—47.

21. Тилинский Я. И. Стадии социализации индивида /Человек и общество. Вып. 9. — Л., 1971. — С. 20,21.

 


Информация о работе Межличностные отношения в быту