Межличностные отношения в быту

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 17:34, реферат

Описание работы

Межличностные отношения – субъективно переживаемая связь между людьми; существуют разнообразные виды межличностных отношений – деловые и личностные, приятельские, товарищеские, супружеские и др.
Быт – сфера внепроизводственной социальной жизни, включающая как удовлетворение социальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, так и в освоении человеком духовных благ, культуры, человеческое общение, отдых, развлечения. В широком смысле быт – уклад повседневной жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………….3 стр.
Общение основа межличностных отношений ……………….4 стр.
Общение как взаимодействие …………………………………..7 стр.
Общение как восприятие людьми друг друга …………………9 стр.
Интимные межличностные отношения…………………….... 13 стр.
Социально-ролевое общение ………………………...………...17 стр.
Литература……………………………………………………….21 стр.

Работа содержит 1 файл

готовый реферат.docx

— 43.02 Кб (Скачать)

          Санкт-Петербургский государственный аграрный университет.    

                                                                                                                                                                   

 

                      Кафедра философии  и культурологии. 

 

 

 

                             Реферат  

                            по психологии

 

                         на тему: «Межличностные отношения в быту»

 

 

                                                

                              

                 Выполнила:  студентка 1-го курса

                                                                            экономического  факультета                                                                                                              

                                                                  дневного обучения гр.8123

                                                                            Бибикова О.А. 

                                                                            Проверил: Тучак Л.П.            

                                                                             

 

 

 

                                                        г. Пушкин 2009 г.

 

                                                                                                                                                              Содержание.

Введение………………………………………………………….3 стр.

Общение  основа межличностных отношений ……………….4 стр.

Общение как взаимодействие …………………………………..7 стр.

Общение как восприятие людьми друг друга …………………9 стр.

 Интимные межличностные отношения…………………….... 13 стр.

Социально-ролевое общение ………………………...………...17 стр.

Литература……………………………………………………….21 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Межличностные отношения  – субъективно переживаемая связь  между людьми; существуют разнообразные  виды межличностных отношений –  деловые и личностные, приятельские, товарищеские, супружеские и др.

Быт – сфера внепроизводственной  социальной жизни,  включающая как  удовлетворение социальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении  и поддержании здоровья, так и  в освоении человеком духовных благ, культуры, человеческое общение, отдых, развлечения. В широком смысле быт  – уклад повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общение - основа межличностных отношений. 

Что заставляет людей тянуться друг к другу? Почему человек так  настойчиво, неутомимо ищет общества себе подобных? Почему у него так  остро, так властно рвется из души желание рассказывать другим о себе, о своих мыслях, своих стремлениях, о своем переживании, как необычных  впечатлений, так и самых обыденных, заурядных, но почему-то ему интересных? Почему у нас так заметно выражена тенденция заглянуть в душевный мир окружающих, разгадать тайну  собственного я? Почему нам так нужны  друзья, товарищи, собеседники, вообще все те, с кем мы могли вступить в контакт? Или иначе: почему нам  так нужно общение с другими  людьми? Что это - привычка, усвоенная  нами в обычных для нас условиях общественного бытия, выросшая из подражания в процессе нашего развития, или  же это что-то большее, неотделимое  от нас, столь же прочно связанное  с нами, как, например, потребность  дышать, питаться, спать? Что такое  общение?  
Общение есть потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания. Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов назвали деятельностью и его можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа (организм с организмом), обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением. Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.  
Содержание общения  
- информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т. д.), ориентированные на то, чтобы  
определенным образом настроить живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пищи. У человека содержание общения значительно шире,  
чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, приобретенный опыт, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.  
Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы. У человека количество целей общения увеличивается. В них,  
помимо перечисленных выше, включается передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей  
интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.  
Полезно иметь в виду восемь функций (целей) общения:  
1) контактная, цель, которой установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;  
2) информационный обмен сообщениями, т. е. прием - передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д.;  
3) побудительная стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;  
4) координационная - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;  
5) понимание - не только адекватное восприятие смысла сообщения, но понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т. д.);  
6) эмотивное возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;  
7) установление отношений - осознание и форсирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;  
8) оказание влияния - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т. д.  
Охарактеризуем структуру общения путем выделения в нем трех сторон. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и  
действиями. Персептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Конечно, каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их осуществлено лишь в целях анализа. Все обозначенные здесь стороны общения выделяются в малых группах-коллективах, т. е. в условиях непосредственного контакта между людьми.

Общение как взаимодействие.  
         Интерактивная сторона общения.

Интерактивная сторона общения - это термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые  связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Коммуникативный  процесс рождается на основе некоторой  совместной деятельности, и обмен  знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое  взаимопонимание реализуется в  новых совместных попытках развить  далее деятельность, организовать ее. Для ее участников чрезвычайно важно  не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать их. Коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, по поводу ее.  
Типы взаимодействий.  
Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кроме кооперации и конкуренции говорят также о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т. д.  
За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных  
видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются позитивными с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе расшатывающие совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.Кооперация, или кооперативное взаимодействие: обозначает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. Важным показателем тесноты кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.  
Что касается другого типа взаимодействия конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован в наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов (субъектов взаимодействия). В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов. Конфликты обычно возникают непредвиденно, стихийно,  
ситуативно. Чаще всего пищу им дают отрицательные оценки, носящие критический характер. Поэтому такие оценки лучше не делать, а если и делать, то очень осторожно. Американский психолог Дейл Карнеги считает, что критика является той опасной искрой, которая может вызвать взрыв в пороховом погребе гордости. Далее он советует: Вместо того, чтобы осуждать людей, давайте попытаемся понять их. Попытаемся представить себе, почему они поступают так, а не иначе. В условиях конфликтной ситуации, связанной с критикой действий собеседника, главное - не потерять внутреннего самообладания, сразу же прекратить критику, постараться объективно разобраться в причинах, вызывавших недовольство и любым  
способом смягчить напряженную ситуацию. Хорошим средством предупреждения конфликтов служит умение слушать собеседника. От  
того, насколько собеседнику представлена возможность высказаться,  
во многом зависит его расположение и доверительность. Между тем, по данным психологических исследований лишь 10% людей умеют выслушать другого в случае возникших разногласий. При анализе различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия, поскольку она может быть весьма различной. Кооперативную форму взаимодействия можно  
констатировать не только в условиях производства, но и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков – совместного ограбления, кражи и т. д.Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности - не та форма, которую необходимо стимулировать:напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно.

       Общение как восприятие людьми друг друга.

Понятие перцепции.

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком-партнером по общению также как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем » другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полно становится и представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и построение стратегии своего поведения.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Каждое из этих понятий требует специального обсуждения.

Идентификация Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия должна быть противопоставлена пониманию в строгом смысле этого слова: эмпатия есть аффективное «понимание». Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «проду-мывается», сколько «прочувствуется».

Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, то это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить по-иному. И в том, и в другом случаях на лицо будет «принятие в расчет» поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело — понять партнера по общению, встав на его позицию, другое дело — принять в расчет его точку зрения, но действовать по-своему.

Рефлексия

С точки зрения характеристики общения оба рассмотренных варианта требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, «другой», т. е. партнер по общению, понимать меня. От этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами, процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них  таковы:

1. Неумение различать ситуации общения по таким признакам, как:

а) цели и задачи общения людей в данной ситуации;

б) их намерения и мотивы;

в) формы поведения, подходящие для достижения поставленных целей;

г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними.

2. Наличие заранее заданных установок, оценок убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека. Такие установки обычно проявляются в суждениях типа «Что тут смотреть и оценивать? Я и так знаю-.».

3. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт. Например: «Все мальчишки грубы», «Все девчонки неискренни».

4. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

Информация о работе Межличностные отношения в быту