Межличностные отношения и общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:13, реферат

Описание работы

Межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Их можно условно объединить в следующие две большие группы:
1. Конъюнктивные чувства, сближающие и объединяющие людей.
2. Дизъюнктивные чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемый, а порой даже фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и иным позитивным отношениям.
Межличностные отношения в группах и коллективах могут быть официальными и неофициальными, отношениями руководства и подчинения, деловым и личными, горизонтальными и вертикальными, рациональными и эмоциональными.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 35.77 Кб (Скачать)
  1. Модели семейных отношений

Негативные модели взаимоотношений: 
1) безнадзорность – родители излишне заняты, не уделяют внимания своим детям, родители любят своих детей, но у них не хватает времени, чтобы ее проявить. В итоге дети предоставлены сами себе. Они самостоятельно проводят время в поиске развлечений, попадают под уличное влияние 
2) гиперопека – жизнь ребенка под бдительным, неустанным надзором, запретом, предупреждением, указом. Он становиться нерешительным, безинициативным, боязливым, неуверенным в свои силах 
3) «по типу золушки» - обстановка эмоционального отвержения ребенка, безразличие, халатное отношение к нему. Ребенок чувствует, что родители его не любят. Ребенок особенно сильно переживает тот факт, что кого-то любят больше 
4) жесткое воспитание – за провинность сурово наказывают, ребенок живет в страхе. Страх порождает жестокость 
5) воспитание в условиях повышенной моральной ответственности – ребенок растет в страхе и тревоге.

Кроме негативных моделей поведения  можно назвать позитивные: 
1) знания в области психологии, педагогики, физиологии 
2) знание о целях, способах и средствах педагогической деятельности 
3) навыки и умения достижения воспитанником целей 
4) любовь к детям

  1. Пути, средства и условия успешного воспитания в современной семье

Значительное влияние  на личность ребенка оказывает стиль  его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько  относительно автономных психологических  механизмов, посредством которых  родители влияют на своих детей.

Во-первых, подкрепление: поощряя  поведение, которые взрослые считают  правильным, и, наказывая за нарушение  установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых  постепенно становится для ребенка  привычкой и внутренней потребностью.

Во-вторых, идентификация: ребенок  подражает родителям, ориентируется  на их пример, старается стать таким  же, как они.

В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым  формируют его самосознание и  коммуникативные качества.

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий  в семье тип контроля и дисциплины.

Наилучшие взаимоотношения  детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени  способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка  направляется в этом случае последовательно  и вместе с тем гибко и рационально:

- родитель всегда объясняет  мотивы своих требований и  поощряет их обсуждение ребенком;

- власть используется  лишь в меру необходимости;

- в ребенке ценится  как послушание, так и независимость;

- родитель устанавливает  правила и твердо проводит  их в жизнь, но не считает  себя непогрешимым;

- он прислушивается к  мнениям ребенка, но не исходит  только из его желаний.

Крайние типы отношений, все  равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у ребенка ощущение, что родителям нет до него дела. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я».

  1. Правовые основы семейного воспитания 

В основе семейного воспитания лежит

семейное  право, которое закреплено

Конституцией  страны, законодательными и

нормативными  документами о браке, семье,

правах ребенка и защите материнства и детства.

Важное  место среди документов,

гарантирующих жизнь и здоровье детей,

занимает  Международная Конвенция ООН  «О

правах  ребенка», принятая в 1989 году и

ратифицированная Верховным Советом

Республики  Беларусь в июле 1990 года.

Базируются на соответствующих статьях

Конституции Республики Беларусь и Законе

Республики  Беларусь «Об образовании». Система

государственного  образования обеспечивает

общеобразовательную и профессиональную

подготовку  граждан, их духовное и физическое

развитие. Конституция обязывает родителей

заботиться  о воспитании детей, приобщать их к

труду и воспитывать у них трудолюбие (статья 32).

Каждому ребенку гарантировано получение

бесплатного общего среднего образования.

Правовые  основы

семейного воспитания• Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, принят в

1999 году (с изменениями и дополнениями  от 9 декабря 2004

г. и 20 июля 2006 г.).

• Указ Президента Республики Беларусь от 21 января 1998

года  № 46 «Об утверждении основных направлений

государственной семейной политики Республики

Беларусь» (с изменениями и дополнениями 28 декабря

2007 г., ).

• Закон Республики Беларусь № 73-З  «О гарантиях по

социальной  защите детей-сирот, детей, оставшихся без

попечения родителей, а также лиц из числа  детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря

2005 г. (в ред. Законов Республики  Беларусь от 11.07.2007 №253-

З, от 27.12.2007№305-З, от 05.01.2008№315-З)

 

Самосовершенствование личности

  1. Самосовершенствование как цель и основа жизнедеятельности человека 

Информация о работе Межличностные отношения и общение