Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:13, реферат
Межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Их можно условно объединить в следующие две большие группы:
1. Конъюнктивные чувства, сближающие и объединяющие людей.
2. Дизъюнктивные чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемый, а порой даже фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и иным позитивным отношениям.
Межличностные отношения в группах и коллективах могут быть официальными и неофициальными, отношениями руководства и подчинения, деловым и личными, горизонтальными и вертикальными, рациональными и эмоциональными.
Негативные модели взаимоотношений:
1) безнадзорность – родители излишне
заняты, не уделяют внимания своим детям,
родители любят своих детей, но у них не
хватает времени, чтобы ее проявить. В
итоге дети предоставлены сами себе. Они
самостоятельно проводят время в поиске
развлечений, попадают под уличное влияние
2) гиперопека – жизнь ребенка под бдительным,
неустанным надзором, запретом, предупреждением,
указом. Он становиться нерешительным,
безинициативным, боязливым, неуверенным
в свои силах
3) «по типу золушки» - обстановка эмоционального
отвержения ребенка, безразличие, халатное
отношение к нему. Ребенок чувствует, что
родители его не любят. Ребенок особенно
сильно переживает тот факт, что кого-то
любят больше
4) жесткое воспитание – за провинность
сурово наказывают, ребенок живет в страхе.
Страх порождает жестокость
5) воспитание в условиях повышенной моральной
ответственности – ребенок растет в страхе
и тревоге.
Кроме негативных моделей поведения
можно назвать позитивные:
1) знания в области психологии, педагогики
2) знание о целях, способах и средствах
педагогической деятельности
3) навыки и умения достижения воспитанником
целей
4) любовь к детям
Значительное влияние
на личность ребенка оказывает стиль
его взаимоотношений с
Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.
Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которые взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.
Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.
В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.
Вместе с тем весьма
важны эмоциональный тон
Наилучшие взаимоотношения детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:
- родитель всегда объясняет
мотивы своих требований и
поощряет их обсуждение
- власть используется лишь в меру необходимости;
- в ребенке ценится как послушание, так и независимость;
- родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;
- он прислушивается к
мнениям ребенка, но не
Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у ребенка ощущение, что родителям нет до него дела. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я».
В основе семейного воспитания лежит
семейное право, которое закреплено
Конституцией страны, законодательными и
нормативными документами о браке, семье,
правах ребенка и защите материнства и детства.
Важное место среди документов,
гарантирующих жизнь и здоровье детей,
занимает Международная Конвенция ООН «О
правах ребенка», принятая в 1989 году и
ратифицированная Верховным Советом
Республики Беларусь в июле 1990 года.
Базируются на соответствующих статьях
Конституции Республики Беларусь и Законе
Республики Беларусь «Об образовании». Система
государственного образования обеспечивает
общеобразовательную и профессиональную
подготовку граждан, их духовное и физическое
развитие.
Конституция обязывает
заботиться о воспитании детей, приобщать их к
труду и воспитывать у них трудолюбие (статья 32).
Каждому
ребенку гарантировано
бесплатного общего среднего образования.
Правовые основы
семейного воспитания• Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, принят в
1999 году (с изменениями и дополнениями от 9 декабря 2004
г. и 20 июля 2006 г.).
• Указ Президента Республики Беларусь от 21 января 1998
года № 46 «Об утверждении основных направлений
государственной семейной политики Республики
Беларусь» (с изменениями и дополнениями 28 декабря
2007 г., ).
• Закон Республики Беларусь № 73-З «О гарантиях по
социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря
2005 г. (в ред. Законов Республики Беларусь от 11.07.2007 №253-
З, от 27.12.2007№305-З, от 05.01.2008№315-З)
Самосовершенствование личности