Межличностные отношения и общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:13, реферат

Описание работы

Межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Их можно условно объединить в следующие две большие группы:
1. Конъюнктивные чувства, сближающие и объединяющие людей.
2. Дизъюнктивные чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемый, а порой даже фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и иным позитивным отношениям.
Межличностные отношения в группах и коллективах могут быть официальными и неофициальными, отношениями руководства и подчинения, деловым и личными, горизонтальными и вертикальными, рациональными и эмоциональными.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 35.77 Кб (Скачать)

Межличностные отношения и общение

  1. Возникновение и формирование межличностных отношений. Виды и уровни взаимоотношений.

Межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Их можно условно объединить в следующие две большие группы: 
1. Конъюнктивные чувства, сближающие и объединяющие людей. 
2. Дизъюнктивные чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемый, а порой даже фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и иным позитивным отношениям. 
Межличностные отношения в группах и коллективах могут быть официальными и неофициальными, отношениями руководства и подчинения, деловым и личными, горизонтальными и вертикальными, рациональными и эмоциональными.  
Официальными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами.  
Неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов, твердо установленных норм.  
Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, личные отношения складываются между людьми независимо от выполняемой работы. 
В рациональных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие.  
Эмоциональные отношения - это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком.  
Отношения руководства и подчинения предполагают подчинение интересов одних интересам других в силу различных ситуаций и условностей.  
Межличностные отношения зависят не только от включенных в них людей, но также и от социальной ситуации, в которой эти отношения формируются и развиваются.

 

  1. Общие его функции и структура.

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения. Сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах.

Инструментальная  функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей. Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста. Трансляционная функциявыступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д. Этими четырьмя функциями вовсе не исчерпываются значение и характеристики общения. Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение богаче, чем коммуникативный  процесс. Оно связывает людей  не только передачей информации, но и практическими действиями, элементом  взаимопонимания.

Структуру общения можно охарактеризовать путём выделения в ней трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два типа информации – побудительную и констатирующую.

Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» - взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

Перцептивная  сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия «социальных объектов». В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

В процессе общения обмен  информацией между его участниками  осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровне.

На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявление активности воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования личности.

К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека - жесты, мимика, позы, походка и т. д.

 

  1. Средства и виды общения

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодирование информации - это способ передачи её от одного к другому. Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого или восприятие производимых им звуковых сигналов). У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это - язык и другие знаковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио – и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).

Виды общения:

-непосредственное (в живую) и опоредственное (через телефон, интернет).

-вербальное (речь, внешний вид) и невербальное (мимика, жесты)

-межличностное (дружеская беседа, семейная ссора, неофициальные отношения)

-представительское (участники выступаю как представители социальных групп, обществ-деловые переговоры) и ролевое (участники играют определённые роли- пессимист, красавица, умник)

-групповое (общение групп людей,  человека и группы людей)

-общение культур (подражание  или неприязнь определённых культур)

-общение информативной (изменение  знаний людей, с помощью сообщения  им определённой информации) и  регулятивной (управление поведение  адресата через декларации, обращения)  направленности

 

Семейное воспитание

  1. Понятие социального пространства

 

 Социальное пространство – совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием в образе слов, действий, поступков, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля. Разнообразие социальных отношений содержит в себе исторический опыт, зафиксированный в традициях, материальных ценностях, включая достижения общечеловеческих ценностей. Это все создает социальную ситуацию развития человека. Для каждого человеческого социума ситуация имеет свой индивидуальный вариант. В социуме, предназначенном для жизненного пространства, человек утверждает свое «Я». Функционируя как социальное существо и в этом обретая свою социальную сущность. Социум оказывает формирование и развивает влияние на человека, через слагаемые социального пространства. Слагаемыми социального пространства можно назвать семью, детский суд, школу и т.д. 
Малыш – семейное пространство 
Дошкольник – детский сад 
Школьник – школа, секции 
Ранняя юность – жизненная позиция, человек видит себя, выявляет свои положительные и отрицательные качества, либидо. 
Социальное пространство разворачивает широкий спектр социальных отношений через присутствие ребенка в различных социальных группах (улица, транспорт, образовательные учреждения, радио, телевидение, кино, книги). Социальное пространство ребенка расширяется за счет путешествий.

  1. Семья в социальном пространстве. (?)

Семейное воспитание – это общее  название для процессов воздействия  на детей со стороны родителей  и других членов семьи с целью  достижения желаемых результатов.  
Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные воздействия.  
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и потребность в самоуважении её членов  
Целью семейного воспитания является формирование качества личности, которые помогут человеку преодолеть трудности.  
Функции семьи (воспитательные):  
- Влияние семьи на ребёнка сильнее других воздействий, с возрастом воспитательная функция утрачивает, но сохраняется какая-то нить связующая.  
- В семье формируются те качества личности, которые нигде кроме семьи не могут появиться.  
- Семья осуществляет первичную социализацию личности.  
- Важнейшей социальной функции семьи, которая воспитательная: воспитание гражданина, патриота и будущего семьянина.  
- Семья оказывает большое влияние на выбор профессии.

  1. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности

Главный институт воспитания – семья. В современной педагогической литературе семья – социальный воспитательный коллектив, т.к. все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Жизнь семьи характеризуется личной стороной отношений и каждый этап в ее развитии связан с выполнением определенныхфункций: 
1) хозяйственно-экономическая – ведение хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых услуг, забота о нетрудоспособных ее членах 
2) репродуктивная – рождение и воспитание, подготовка их к жизни в обществе. Эта функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода 
3) воспитательная – создание условий для личностного роста, формирования и развития детей, передача им социального и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей, создание здорового нравственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных взаимоотношений, оказание психологической поддержки каждому члену семьи 
4) коммуникативная – организация внутреннего общения, взаимосвязь семьи с другими людьми, другими семьями и социальными группами 
5) рекреативная – организация досуга, развлечение детей, создание условий для занятия физкультурой и спортом, сохранение и укрепление здоровья каждого члена семьи 
6) организация первичной социализации – обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культура страны, обучение нравственным нормам, традициям народа.

Семья – это малая группа общества, члены которого связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, моральной ответственностью. Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная задача семейного воспитания – подготовка детей к жизни, усвоение детьми знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования «Я» в условиях семьи. Цели, средства семейного воспитания обусловлены общественно-экономическим строем, уровнем развития. Семейное воспитание обычно строится на основании идеологии, морали, системы взаимоотношений того социального строя, к которому относится семья. 
Семейное воспитание неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей. Слагаемыми культуры родителей являются конкретные знания по педагогике, психологии, медицине, физиологии, этике, праву.  

  1. Виды и типы семей

Признаки: 
1) по количеству детей: 
• Бездетные 
• Однодетные 
• Малодетные 
• Многодетные 
2) по числу поколений 
• Однопоколенные 
• Двухпоколенные 
• Межпоколенные 
3) по признакам полноты 
• Полные 
• Неполные 
• Внебрачные 
4) по характеру взаимоотношений 
• идеальные 
• средние 
• негативные 
5) по устойчивости семейных отношений 
• гармоничные 
• распадающиеся 
• распавшиеся 
• неполные 
6) по уровню благополучия 
• благополучные 
• неблагополучные 
7) по типу отношений в семье между взрослыми и детьми, а такде по степени их напряженности и последствию влияния на детей: 
• семьи, уважающие детей – отношения между родителями и детьми характеризуется порядочностью, открытостью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях 
• отзывчивые – отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует дистанция. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители решают что нужно детям 
• материально ориентированные – главное внимание на материальное благополучие. Дети приучены смотреть на жизнь прагматично, стараются видеть выгоду для себя. Детей заставляют хорошо учиться, но только для поступления в ВУЗ. Духовный мир родителей и детей обеднен. Дети рано взрослеют, но отношения с родителями лишаются духовной основы, могут развиваться непредсказуемо  
• враждебные семьи – детям плохо, присутствует неуважение, недоверие, слежка, телесные наказания, дети растут скрытыми, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят со сверстниками, могут уходить из семьи 
• антисоциальные семьи – временное пристанище для детей. Родители ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, угрожаю друг другу, пьянствуют, воруют, дерутся.

Информация о работе Межличностные отношения и общение