Межличностные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Что такое конфликт. Существо конфликта можно определить как отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая из участвующих в конфликте сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Конфликт обычно ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, напряжением и другими эмоционально-негативными явлениями.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 39.98 Кб (Скачать)

      2. Конфликты в системе  «ученик – ученик».  Наверное, самая распространенная система конфликтов среди детей, так как основную часть своего времени они проводят со своими сверстниками, начиная от обучения в школе и заканчивая времяпрепровождением на улице.

      Наиболее  распространены среди учащихся конфликты  лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок  за первенство в классе. В средних  классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может  обозначиться конфликт трех-четырех  подростков с целым классом или  вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям  психологов (О. Ситковская, О. Михайлова) путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость - явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок  гораздо больше взрослого подвержен  соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли себе подобных (1, с. 378).

      Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная  связь между количеством агрессивных  действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сире) (1, с. 378). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура). Поэтому ряд  исследователей считают наказание  моделью конфликтного поведения  личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс) (1, с. 378),

      На  ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным  способом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личностей основы важным становится не агрессия - способ достижения, а агрессия - самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.

      Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены  важной особенностью возраста - формированием  морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению

      К тому же в последние время обострились  так называемые экономические конфликты  между школьниками на почве материального  благополучия, выраженные зачастую в  различных формах агрессии: от вербальной до физической, что характерно для  всей группы конфликтов «ученик –  ученик».

      Полностью изжить конфликты подростков в средней  школе практически невозможно. В  зависимости от того сколь успешно  осуществляется в школе социализация личности ребенка, в первую очередь  усвоение духовных, нравственных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между школьниками. Духовность во многом определяет деятельность и поведение людей.

      3. Конфликты в системе  «ученик – учитель». Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению психолога М. Рыбаковой, между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:

  • деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;
  • поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;
  • отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей (1, с. 379-380).

      Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на уроках классных руководителей; в начальных классах, когда общение на уроке определяется характером сложившихся взаимоотношений с учениками в другой обстановке. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета', а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.

      Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учеников.

      Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

      Основные  особенности протекания данной группы межличностных конфликтов выглядит следующим образом:

  • участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель--ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
  • разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
  • различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить их разуму;
  • присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда следует помнить учителю;
  • профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;
  • всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;
  • конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить (3, с. 78-90).

      Основная  причина конфликтов в системе  «ученик – учитель» зависит от двух составляющих: профессионализма учителя, его психологических качеств  и педагогической культуры; и социально-культурного  развития ученика, которое характеризуется степенью его социализированности на каждом возрастном этапе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Сферы проявления межличностных конфликтов

     Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений. В табл. 1 представлены основные сферы межличностных конфликтов с выделением некоторых их типов и причин [30].

     Таблица 1

     № п/п      Сфера проявления      Типы  конфликтов      Причины
     1      Коллектив (организация)     Руководитель-подчиненный  Между сотрудниками одного ранга  Служебные Неслужебные      Организационно-технические: распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; различия в целях и  т.д. Психологические (социально-психологические): индивидуально-психологические особенности; социально-психологические явления (позиция, статус, роль, внутренняя установка  и др.)
     2      Семья      Супружеские конфликты Родители—дети Супруги—родственники      Ограничение свободы, активности и действий; девиантное поведение одного или нескольких членов семьи; наличие противоположных  интересов; сексуальная дисгармония; материальные проблемы; индивидуально-психологические  особенности и уровень психолого-педагогической культуры членов семьи
     3      Общество (учреждения социальной сферы; государственные  учреждения; улица; общественный транспорт  и т. п.)      Гражданин—общество  Гражданин—чиновник и т. п.      Неразвитость  технологий приема граждан в государственных  учреждениях и в сфере обслуживания; низкая правовая и психолого-педагогическая культура
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4  Управление межличностными конфликтами

     Управление  межличностными конфликтами можно  рассматривать в двух аспектах —  внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (менеджера) или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту. Содержание такой деятельности на каждом этапе управления представлено в табл. 2.

     Таблица 2.

     № п/п      Этап  управления      Основное  содержание
     1      Прогнозирование конфликта      Изучение  индивидуально-психологических особенностей сотрудников; знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта, на стадии возникновения конфликтной ситуации (ограничение отношений, подчеркнуто-официальная  форма общения, критические высказывания в адрес соперника и др.)
     2      Предупреждение  конфликта      На  основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта  предпринять меры по их нейтрализации (см. табл. 9.3); педагогические меры: беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных  отношений; административные меры: изменение  условий труда; перевод потенциальных  конфликтантов в разные подразделения, смены и т. п.
     3      Регулирование конфликта      Добиться  признания конфликтующими реальности конфликта; напомнить конфликтующим  о соблюдении корректности поведения  во взаимоотношениях; использовать все  технологии, представленные в табл. 4.2; ограничить число участников конфликта, не допустить вовлечение в конфликт других сотрудников
     4      Разрешение  конфликта      Исходя  из оценки глубины конфликта предпринять  один из способов разрешения: административный или педагогический

     В процессе управления межличностными конфликтами  важно учитывать их причины и  факторы (см. табл. 3), а также характер межличностных отношений конфликтантов  до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии [ 30].

     Таблица 3

     № п/п      Тип факторов и их основное содержание      Формы проявления
     1      Информационные  факторы— неприемлемость информации для одной из сторон      Неполные  и неточные факты; слухи, невольная  дезинформация; преждевременная информация или информация, переданная с опозданием; ненадежность источников информации; посторонние факты; неадекватные акценты
     2      Поведенческие факторы— неуместность, грубость, бестактность и т.п.      Стремление  к превосходству; проявление агрессивности; эгоизма; нарушение обещаний; непроизвольное нарушение комфортных отношений

Информация о работе Межличностные конфликты