Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 15:07, курсовая работа
Что такое конфликт. Существо конфликта можно определить как отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая из участвующих в конфликте сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Конфликт обычно ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, напряжением и другими эмоционально-негативными явлениями.
2. Конфликты в системе «ученик – ученик». Наверное, самая распространенная система конфликтов среди детей, так как основную часть своего времени они проводят со своими сверстниками, начиная от обучения в школе и заканчивая времяпрепровождением на улице.
Наиболее
распространены среди учащихся конфликты
лидерства, в которых отражается
борьба двух-трех лидеров и их группировок
за первенство в классе. В средних
классах часто конфликтуют
Генезис
агрессивного поведения школьников
связан с дефектами социализации
личности. Так, обнаружена положительная
связь между количеством
На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личностей основы важным становится не агрессия - способ достижения, а агрессия - самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.
Кроме
того, конфликты подростка в
К тому же в последние время обострились так называемые экономические конфликты между школьниками на почве материального благополучия, выраженные зачастую в различных формах агрессии: от вербальной до физической, что характерно для всей группы конфликтов «ученик – ученик».
Полностью изжить конфликты подростков в средней школе практически невозможно. В зависимости от того сколь успешно осуществляется в школе социализация личности ребенка, в первую очередь усвоение духовных, нравственных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между школьниками. Духовность во многом определяет деятельность и поведение людей.
3. Конфликты в системе «ученик – учитель». Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению психолога М. Рыбаковой, между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:
Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на уроках классных руководителей; в начальных классах, когда общение на уроке определяется характером сложившихся взаимоотношений с учениками в другой обстановке. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета', а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.
Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учеников.
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Основные особенности протекания данной группы межличностных конфликтов выглядит следующим образом:
Основная
причина конфликтов в системе
«ученик – учитель» зависит от
двух составляющих: профессионализма
учителя, его психологических качеств
и педагогической культуры; и социально-культурного
развития ученика, которое характеризуется
степенью его социализированности на
каждом возрастном этапе.
3 Сферы проявления межличностных конфликтов
Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений. В табл. 1 представлены основные сферы межличностных конфликтов с выделением некоторых их типов и причин [30].
Таблица 1
№ п/п | Сфера проявления | Типы конфликтов | Причины |
1 | Коллектив (организация) | Руководитель-подчиненный Между сотрудниками одного ранга Служебные Неслужебные | Организационно- |
2 | Семья | Супружеские
конфликты Родители—дети |
Ограничение
свободы, активности и действий; девиантное
поведение одного или нескольких
членов семьи; наличие противоположных
интересов; сексуальная дисгармония;
материальные проблемы; индивидуально-психологические
особенности и уровень |
3 | Общество (учреждения социальной сферы; государственные учреждения; улица; общественный транспорт и т. п.) | Гражданин—общество Гражданин—чиновник и т. п. | Неразвитость
технологий приема граждан в государственных
учреждениях и в сфере |
4 Управление межличностными конфликтами
Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (менеджера) или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту. Содержание такой деятельности на каждом этапе управления представлено в табл. 2.
Таблица 2.
№ п/п | Этап управления | Основное содержание |
1 | Прогнозирование конфликта | Изучение
индивидуально-психологических |
2 | Предупреждение конфликта | На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации (см. табл. 9.3); педагогические меры: беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений; административные меры: изменение условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т. п. |
3 | Регулирование конфликта | Добиться признания конфликтующими реальности конфликта; напомнить конфликтующим о соблюдении корректности поведения во взаимоотношениях; использовать все технологии, представленные в табл. 4.2; ограничить число участников конфликта, не допустить вовлечение в конфликт других сотрудников |
4 | Разрешение конфликта | Исходя из оценки глубины конфликта предпринять один из способов разрешения: административный или педагогический |
В
процессе управления межличностными конфликтами
важно учитывать их причины и
факторы (см. табл. 3), а также характер
межличностных отношений
Таблица 3
№ п/п | Тип факторов и их основное содержание | Формы проявления |
1 | Информационные факторы— неприемлемость информации для одной из сторон | Неполные и неточные факты; слухи, невольная дезинформация; преждевременная информация или информация, переданная с опозданием; ненадежность источников информации; посторонние факты; неадекватные акценты |
2 | Поведенческие факторы— неуместность, грубость, бестактность и т.п. | Стремление к превосходству; проявление агрессивности; эгоизма; нарушение обещаний; непроизвольное нарушение комфортных отношений |