Межличностные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Что такое конфликт. Существо конфликта можно определить как отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая из участвующих в конфликте сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Конфликт обычно ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, напряжением и другими эмоционально-негативными явлениями.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 39.98 Кб (Скачать)
    1. Понятие «межличностный конфликт»

      Что такое конфликт. Существо конфликта  можно определить как отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая из участвующих в конфликте сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Конфликт обычно ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, напряжением и другими эмоционально-негативными явлениями. Бытует мнение, что конфликт всегда нежелателен, что его надо немедленно разрешать, поскольку он разрушает человеческие взаимоотношения, а, следовательно, отрицательно сказывается на результатах совместной работы. Однако многие западные теоретики и практики менеджмента считают, что с точки зрения эффективного управления некоторые конфликты могут быть не только полезны, но и желательны. Конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, позволяет проанализировать большое количество альтернатив. Это делает процесс выработки решения более эффективным, дает возможность людям выразить свои мысли и чувства, удовлетворить свои потребности в уважении и власти. Это также помогает более эффективно выполнять планы, проекты и в результате создает условия для интенсивного развития банка и фирмы. Конфликт изначально предполагает противоборство. Разница заключается лишь в том, что является источником противоборства. Под конфликтом, например, в психологии понимают столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями. Педагогика же определяет конфликт, как напряжение в отношениях, возникшее в результате явных или скрытых противоречий, столкновения различных позиций, стремлений, мотивов людей, выливающееся в борьбу сторон (2, с. 23-24). Такое определение конфликта предлагает Л Болотина. В словаре русского языка Т.Е. Ефремовой конфликт понимается как серьезное разногласие, столкновение противоположенных сторон, мнении, сил (8, с. 389). Е. Меттус в книге Чарльза Ликсона «Конфликт. Семь шагов к миру» приводит следующее определение: «Конфликт – это столкновение, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания» (16, с.34-35). Российские конфликтологи Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк уточняют понятие конфликта. По их мнению, конфликт - это деятельность людей, и, следовательно, всегда предполагает преследование цели. Приписывание конфликтному действию категории цели позволяет выделить в качестве конфликтующих сторон только те, которые способны к целесообразному, сознательному поведению, то есть к осознанию своей позиции, планированию своих действий, сознательному использованию средств. Отсюда следует, что конфликтующие стороны обязательно должны быть деятельными субъектами. И это позволяет отделить реальных участников конфликта от таких индивидов и групп, которые выступают в качестве инструментов, орудий, средств борьбы каких-либо субъектов конфликтного взаимодействия (3, с.115).

        Таким образом, общее в определении  сторон, это как уже отмечалось  – разногласие, противоборство. Многообразие определений современности  приводит к мысли о том, что  конфликт, многозначное понятие,  характеризующее разногласие в  какой либо сфере жизнедеятельности  человека. И если речь заходит  о человеке, то следовательно,  первичны конфликты людей, построенные  по определенным позициям, или  проблемам.

      Под межличностным же конфликтом понимается процесс разрешения возникающих между людьми противоречий по вопросам личной или служебной жизни и деятельности, происходящий в форме взаимного противодействия сторон и сопровождающийся отрицательными эмоциональными состояниями.

      Конфликт - это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более  сторон при решении проблемы, имеющей  личностную значимость для каждого  из его участников. Межличностный  конфликт - это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий социального  взаимодействия (1, с.356). Наиболее яркое  и точное определение, предложенное А.Я. Анцуповым, позволяет трансформировать данное определение относительно подросткового  возраста, так как общение подростков это и есть своеобразное взаимодействие между собой и своим окружением. А. Дмитриев, В. Кудрявцев и Г. Кудрявцев  предлагают четко разграничивать предмет  и объект конфликта. Под предметом  конфликта, пишут они в книге  «Введение в общую теорию конфликтов», мы понимаем объективно существующую или мыслимую (воображаемую) проблему, служащую причиной разбора между  сторонами. Предмет конфликта - это и есть основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Объектом же конфликта может выступать любой предмет материального мира или социальной реальности (7, с. 39-45).

      Различия  в представлениях и ценностях  ведут к конфликту, потому что, вместо того чтобы объективно анализировать проблему, люди часто рассматривают только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые благоприятны лишь для их группы и личных потребностей. Эта тенденция - весьма распространенная причина конфликтов. Что касается межличностных конфликтов, то причин возникновения великое множество: от простого вербального воздействия, до мимических проявлений; притом предметом конфликта может стать материальная или моральная ценность индивида, выраженная и в идеологической ценности.

      Необходимо  также выяснить, какова основная структура, вытекающая из определения. Конфликт как  социально-психологический феномен  включает в себя следующие элементы:

      предмет конфликта - проблема, по поводу которой он возникает;

      конфликтную ситуацию, в которой выражаются характер и степень противоречия (это ситуация, которую хотя бы один из партнеров по общению воспринимает как угрожающую, ограничивающую его возможности, ущемляющую его личное достоинство, честь и т. п.);

      участников  конфликта, преследующих свои цели и стремящихся эти цели реализовать через конфликт;

      повод к столкновению сторон;

      инцидент  как действия сторон по взаимному противостоянию в тех или иных формах;

      средства  и способы их использования конфликтующими сторонами;

      условия, в которых возникает и протекает конфликт.

      Принято выделять два основных условия возникновения  конфликта:

      1) наличие базы, основы конфликта  в виде возникновения конфликтной  ситуации;

      2) наличие инцидента, т.е. люди  должны пойти на конфликт, столкновение, противоборство (7, с. 15).

      Таким образом, основная первичная причина  конфликта – это противоборство, борьба мнений по поводу какой-либо проблемы. Естественно, что межличностный  конфликт может выступать с конструктивной и деструктивной позиции, являясь, как уже не раз отмечалось, сигналом к саморазвитию, либо самосовершенствованию, либо к разрушению всего того, что  было создано конфликтующими до начала конфликта. При трансформировании  понятие конфликт и межличностный  конфликт на учащихся, следует делать упор на индивидуальные и возрастные особенности с использованием основных указанных характеристик конфликта. 
 

    1. Типология межличностных конфликтов

      Межличностные конфликты человека зависят от его  статуса, причем с точки зрения статуса  в его социологическом понимании. Указанная выше система межличностных  конфликтов характеризуется наиболее часто встречающимися видами взаимодействия с определенной категорией людей  различного социального статуса  и социальной роли. Можно выделить конфликты в системе: «ученик – ученик (или ребенок – ребенок)»; ученик – родитель (или ребенок – родитель)»; ученик - учитель», что непосредственным образом отражает всю многогранность взаимоотношения подростка. Стоит более подробно остановиться на характеристики типологии межличностных конфликтов.

  1. Конфликты в системе «ученик – родитель». Данная разновидность конфликтов - одна из самых распространенных в повседневной жизни. Невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями (1, с.356) Анонимные опросы школьных учителей показывают, что у каждого третьего из них сложились конфликтные отношения с собственными детьми. А ведь это наиболее подготовленная к взаимодействию с детьми категория родителей.

      Почему  же возникают конфликты между  родителями и детьми? Кроме общих  причин, продуцирующих конфликтность  взаимоотношений людей, которые  рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

       Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

      Дисгармония семьи - это негативный характер супружеских  отношений, выражающийся в конфликтном  взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет  тенденцию к нарастанию, приводя  к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного  беспокойства у детей.

      Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания: разногласия членов семьи по вопросам воспитания; противоречивость, непоследовательность, неадекватность; опека и запреты во многих сферах жизни детей;

      повышенные  требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

      Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей: кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству); кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту); кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту); кризис полового созревания (переход от младше школьного к подростковому возрасту - 12-14 лет); подростковый кризис 15-17 лет (Д. Эльконин) (3, с. 357 -358).

      Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют также, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

      Выделяют  следующие типы отношений родителей и детей:

  1. оптимальный тип отношений родителей и детей;
  2. потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;
  3. скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);
  4. скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;
  5. поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;
  6. поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;
  7. родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними, т.е. противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение (С. Годник) (1, с. 358).

      Наиболее  часто конфликты у родителей  возникают с детьми подросткового  возраста. Психологи выделяют следующие  типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского  отношения (постоянная смена критериев  оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); «конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой  ценой).

      Основная  масса детей школьного, а особенно подросткового возраста на первое место  ставит непонимание родителями проблем  ребенка, его внутренней позиции и только потом уже отмечаются социальные проявления негативного характера (аморальность семьи, физическое и моральное насилие, жесткая система наказании, гипер или гипоопека).

Информация о работе Межличностные конфликты