Межличностное восприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:49, доклад

Описание работы

Впечатления, которые мы формируем о других людях, служат в качестве важной основы межличностных взаимодействий. Восприятие человека — сложная и явно отличающаяся от восприятия пространства тема. В данном случае внимание человека-наблюдателя обращено к внутренним психологическим процессам человека-стимула. Эти процессы практически не поддаются сенсорным механизмам; информация о них добывается путем умозаключений или атрибуций, осуществляемых наблюдателем. В этом смысле, «восприятие человека» являетсяся не совсем удачным названием, и данный процесс, по-видимому, было бы лучше называть «умозаключениями о человеке». Большая часть темы Межличностное восприятие в настоящее время охватывается теорией атрибуции1.

Работа содержит 1 файл

межлич воспр.doc

— 41.50 Кб (Скачать)

Впечатления, которые  мы формируем о других людях, служат в качестве важной основы межличностных  взаимодействий. Восприятие человека — сложная и явно отличающаяся от восприятия пространства тема. В  данном случае внимание человека-наблюдателя  обращено к внутренним психологическим процессам человека-стимула. Эти процессы практически не поддаются сенсорным механизмам; информация о них добывается путем умозаключений или атрибуций, осуществляемых наблюдателем. В этом смысле, «восприятие человека» являетсяся не совсем удачным названием, и данный процесс, по-видимому, было бы лучше называть «умозаключениями о человеке». Большая часть темы Межличностное восприятие в настоящее время охватывается теорией атрибуции1.  

Фриц Хайдер указал на 3 различия между восприятием  физических объектов и людей. Во-первых, предполагается, что в отличие от физических объектов люди обладают внутренней жизнью. Каждый человек имеет мысли и переживает эмоции, предполагая, что другие не отличаются от него в этом отношении. Во-вторых, физические объекты не воспринимаются как причины своих собственных действий, тогда как люди часто рассматриваются как первопричины своих поступков. Понятие ответственности тесно переплетено с представлением о том, что, поступая тем или иным образом, человек скорее руководствуется своими собственными внутренними соображениями, нежели просто подчиняется неумолимым требованиям окружения. В-третьих, люди могут намеренно манипулировать наблюдателем и использовать его в своих целях, в то время как неодушевленные объекты — нет. Одна из целей восприятия человека — дать человеку-наблюдателю возможность спрогнозировать вероятные действия человека-стимула, с тем чтобы учесть их при планировании своих собственных действий.  

Изучение восприятия человека по сути представляет собой попытку реконструировать тот способ, которым средний человек с улицы перерабатывает информацию о других людях и о самом себе. Такой человек-наблюдатель заинтересован в ответе на вопрос о том, почему данный человек-стимул поступает или ведет себя так, как он это делает. В соответствии с Хайдером, причины поведения обычно приписываются либо окружению, либо самому действующему лицу. Когда то или иное действие может быть приписано причинам из окружения, действующее лицо не считается ответственным за положительные или отрицательные последствия своего поведения, но когда в качестве источников поведения воспринимаются индивидуальные внутренние факторы, данное действующее лицо полностью несет ответственность за такие последствия.  

Большая часть  работы, проделанной в области исследования атрибуций, была связана с правилами, которые используются наблюдателями при отнесении причин поведения за счет окружения или самого действующего лица. Хайдер считал, что межличностная функция человеческого восприятия состоит в том, чтобы дать наблюдателю возможность прогнозировать и контролировать поведение других людей.  

Тенденция наблюдателей — принимать первую подходящую причину  в качестве основания поведения. Однако, в случае наличия других правдоподобных причин, влияние любой специфической причины в порождении эффекта обесценивается. Этот принцип обесценивания может приводить к атрибуциям как средовых, так и личных причин наблюдаемого поведения. Кроме того, по мнению наблюдателя, чем больше эффектов связано с поведением данного действующего лица, тем больше вероятных причин его может существовать. Г. Келли, который предложил этот принцип обесценивания, также дополнил его принципом усиления значимости. Чем большее количество затрат рискует понести человек для того, чтобы поступить так, как он поступает, тем с большей вероятностью наблюдатель будет относить его поведение за счет внутренних личных причин. Правило большого пальца заключается в том, что чем больше поведение действующего лица отклоняется, по мнению наблюдателя, от поведения большинства друних людей в аналогичной ситуации, тем в большей степени такое поведение будет связываться с чем-либо свойственным (или приписываемым) только данному действующему лицу.  

Наблюдатель может  видеть поведение действующего лица только один раз или может располагать неограниченными возможностями наблюдения за ним. Большинство атрибутивных правил можно классифицировать как основанные либо на единичном наблюдении, либо на множестве наблюдений. К первому случаю относятся следующие.  

Внеролевое поведение. Внеролевое поведение можно истолковать как производное от принципа усиления значимости. Человек, нарушающий границы роли, тем самым отказывается от обычных вознаграждений и, по-видимому, готов к принятию последующих негативных реакций со стороны других. Поступая таким образом, следовательно, он должен руководствоваться какими-то внутренними личными соображениями.  

Необщие эффекты. Наблюдатель может мысленно реконструировать процесс принятия решения другим человеком для того, чтобы понять причину его выбора. Можно предположить, что выбранной альтернативе было оказано предпочтение, потому что она максимизирует некую ценность для данного человека, по крайней мере, в сравнении с другими альтернативами, т. е. основой для принятия решения служит определенный эффект, который является необщим для возможных вариантов решения, и этот эффект позволяет нам что-то узнать о человеке, принимающем решение.  

Гедонистическая релевантность. Если поступки другого  человека оказывают определенное положительное  или отрицательное воздействие на наблюдателя, последний будет больше склонен объяснять такое поведение личными причинами.  

Персонализм. Когда  наблюдатель ощущает на себе положительные  или отрицательные эффекты поведения  действующего лица, у него может  возникнуть мысль о том, не предназначались ли эти эффекты специально для наблюдателя. Если наблюдатель сочтет, что данное поведение было направлено на или против него (лично), этот наблюдатель более уверенно проводит личную атрибуцию.  

Г. Келли также  снабдил свою модель набором правил, которыми руководствуются наивные наблюдатели при выборе атрибуций в результате множества наблюдений за действующим лицом. Если наблюдатель не располагает готовой каузальной схемой, на основе которой конкретные поступки анализируются, снабжаются причинами и оцениваются по степени личной ответственности, он будет использовать рациональный процесс переработки имеющихся данных, подобный тому, который используется научными работниками. Согласно Келли, следующие принципы позволяют наблюдателю относить причины поведения на счет действующего лица, окружающей среды или того и другого вместе.  

Постоянство. Постоянство  реакции предполагает устойчивую средовую причину, тогда как непостоянные реакции говорят о флуктуирующих  личных факторах.  

Дифференцированность. Вообще говоря, чем более дифференцирована реакция по отношению к различным объектам, тем выше склонность наблюдателя относить ее на счет факторов среды, и чем менее дифференцирована эта реакция, тем выше вероятность того, что будет осуществляться личная атрибуция.  

Согласованность. Если большинство людей peaгируют на ситуацию одинаковым образом, это будет  способствовать средовой атрибуции. Но если данный человек реагирует отличным от большинства людей способом, более  вероятной будет личная атрибуция.  

Существует тенденция  к различию между атрибуциями  со стороны действующих лиц и  наблюдателей. Действующие лица склонны  рассматривать собственные действия как вынужденные, совершаемые под  сильным давлением внешних обстоятельств. В противоположность этому, как писал Хайдер, поведение действующего лица имеет тенденцию заполнять поле восприятия наблюдателя. Такая фокусировка на действующем лице с оттеснением роли среды на второй план заставляет наблюдателей чаще прибегать к личным атрибуциям по сравнению с действующими лицами, что получило название фундаментальной ошибки атрибуции. Также, разумеется, действующие лица располагают большей информацией о себе и более широким контекстом для осуществления атрибуций, чем наблюдатели.  

Э. Джоунз и К. Дэвис утверждают, что стоит только наблюдателю осуществить атрибуцию личных причин, как будет сделан корреспондирующий вывод из картины наблюдаемого поведения и сделано предположение о мотиве, лежащем в основе этого поведения. Наблюдатель отмечает эффекты, происходящие в окружающей среде, и прослеживает их возможную связь с поведением действующего лица. Если поведение относится на счет действия средовых факторов, процесс обработки информации на этом прекращается. Однако, если проводится личная атрибуция, наблюдатель предполагает, что действующее лицо намеревалось произвести наблюдаемые эффекты. Намерение подразумевает, что действующее лицо заранее осведомлено о возможных эффектах и обладает способностью их вызывать. Намерение относится не к наблюдаемому поведению, а к его эффектам (результатам и последствиям). Если действующему лицу приписывается намерение, осуществляется поиск мотива для этого намерения.  

Корреспондирующий вывод предполагает общность между  характером реакции и приписываемым  ей мотивом. Согласно этой теории, отнесение наблюдателем причин поведения к личности всегда сопровождается последующим корреспондирующим выводом. Далее предполагается, что распознавание и маркирование реакций не вызывает проблем и является естественным механизмом, во многом сходным с действием проксимальных сил поля восприятия. Утверждается, что действие невозможно идентифицировать отдельно от целей, которыми предположительно руководствуется действующее лицо.  

Очевидно, наблюдатели  действительно формируют комплексные (суммарные) впечатления о других людях. Источниками информации служат данные непосредственных наблюдений и сообщения других наблюдателей. Некоторые виды информации являются более центральными в формировании таких совокупных впечатлений, а другие — более периферическими или незначительными.  

Норман Андерсон предложил математические модели того, как наблюдатели обрабатывают и  взвешивают предоставляемую им информацию (в адъективированной форме) о  действующих лицах. Например, насколько  больший вес при оценке нравящегося человека может придаваться одним чертам по сравнению с другими, или насколько больший вес может придаваться ранней информации по сравнению с поздней. Эффект первичности может являться следствием обесценивания более поздней информации или может возникать в результате невнимания к ней после того, как было сформировано раннее впечатление. Эти идеи можно представить в форме алгебраической модели взвешенного усреднения, которая получила довольно сильную поддержку в эмпирических исследованиях.  

Социальные психологи испытывают традиционный интерес к точности, с которой наблюдатели приписывают действующим лицам эмоциональные состояния и личностные черты. Наблюдатели демонстрируют довольно высокую точность в распознавании эмоций только на основе выражений лица, движений рук, отдельных фотоснимков и голосовых интонаций. Более того, существует довольно высокая степень согласованности между представителями различных культур в том, что касается этих атрибуций в отношении идентичных стимулов. Последний факт оказывает определенную поддержку дарвиновскому предположению о том, что культурные выразительные движения эволюционировали в ходе филогенеза. Определенные ключевые признаки в социальном контексте позволяют наблюдателям любой культурной принадлежности достигать большей «точности» в маркировании эмоциональных состояний.  

Каждый человек  склонен развивать имплицитную  теорию личности, в которой различные  виды черт и диспозиций рассматриваются  как взаимосвязанные или противоречащие друг другу. Например, наблюдатель, который осуществляет корреспондирующий вывод о том, что человек-стимул обладает мотивом власти, может впоследствии на основании цепочки последовательных умозаключений прийти к выводу, что данный человек обладает также набором других черт (сильный, использующий других в корыстных целях, агрессивный, холодный, грубый и т. д.).  

Наблюдатели склонны  полагать, что поведение других людей  характеризуется определенным постоянством во времени. Для достижения представления  о мире как упорядоченном и  предсказуемом, наблюдатель пытается сохранять и поддерживать устойчивые и осмысленные впечатления о других людях.  

Наблюдатели зачастую объединяют отдельные черты в  кластеры, позволяющие описывать  определенные категории людей. Такого рода картины в наших головах  называются стереотипами. Когда значительная по размеру группа людей вырабатывает сходный по содержанию категориальный кластер, говорят о социальном стереотипе. В этом смысле, стереотипы помогают организовывать восприятия людей и обеспечивают основу для прогнозирования того, как могут вести себя в той или иной ситуации чужаки. Несмотря на то, что в некоторых стереотипах может содержаться определенная доля истины, по крайней мере применительно к обобщенным характеристикам групп в целом, они представляют собой чрезвычайно грубую и несовершенную основу для понимания и взаимодействия с отдельными людьми.  

Одним из важных стереотипов, недавно изученных  социаьными психологами, является отношение  к красивым женщинам. Считается, что  красивым женщинам чаще назначаются  свидания, что они обладают социально желательными чертами характера, более высоким уровнем интеллекта и оказываются, в целом, более счастливыми в своей жизни. Красивые женщины также могут получать преимущество в интервьюировании при приеме на работу и в текущих оценках эффективности трудовой деятельности. Однако, существуют данные о том, что на более высоких уровнях менеджмента физическая привлекательность оказывается ценным активом для мужчин и, наоборот, препятствием для женщин.  

Информация о работе Межличностное восприятие