Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 00:30, контрольная работа
Исследователи отмечают умеренный консерватизм женщин как представителей общественного мнения и как политических деятелей.
По своей природе женщина - созидатель, а не разрушитель, хранительница жизни. Но отсюда зачастую делается неправильный вывод, что женщина - хранительница домашнего очага, и только. В ее юрисдикции оставляется традиционная немецкая триада - Kinder, Kьche, Kirche. Но охранительную функцию женщины надо понимать гораздо шире. Наблюдается и, в первую очередь, в индустриально развитых странах, отход от традиционной патриархальной модели взаимоотношения полов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.История международного женского движения: причины возникновения и основные этапы развития 4
2.Женское движение в странах Запада и в США 7
3.Основные направления функционирования международного женского движения в 20 в. и перспективы развития в 21 в. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Обоснованием активизации женского движения стало известное высказывание: раз женщины имеют право на половину рая, то они должны иметь и половину власти здесь, на Земле.
Во второй половине XX столетия произошла женская революция. В большинстве стран мира есть национальный механизм решения женского вопроса. Создаются женские организации и активизируется деятельность уже существовавших. Так, в Швеции действует Социал-демократический женский союз, в Германии — более 100 женских организаций и женских секций в партиях и профсоюзах. Есть объединенный немецкий женский совет. В США свыше 1000 женских организаций, в том числе более 100 общенациональных. Они объединяют более 1 млн женщин разных политических убеждений: от правого радикализма до коммунизма. Существует Американская ассоциация женщин с университетским образованием — наиболее крупная национальная организация женщин с филиалами по всей стране. Ее программа: равные права и возможности для всех женщин Америки, особенно в политике; расширение законодательной базы; улучшение медицинского обслуживания и др.
Проводятся общенациональные конференции крупных партий. Компартия Франции включила в свою программу женскую тематику. В Великобритании во всех политических партиях официально создано «женское крыло», пользующееся уставными правами внутрипартийной организации.
Всплеск женского движения в странах Запада и США относится к 60-м гг. XX века. Это был период развития феминизма как социально-политической теории, обусловленный подъемом социальной активности работающих женщин, количество которых к этому времени значительно возросло.
Изменились и социальные приоритеты женщин, их имидж. Отказавшись от роли только жен, домохозяек и помощниц мужьям, они стали стремиться к свободному самовыражению, социальному признанию в качестве действительно равноправных партнеров мужчин.
В этот период идет организационное оформление национальных и межнациональных женских движений и организаций. Активизация женского движения в странах Запада и США привела к принятию в ряде государств специального закона о равных правах и возможностях. Так, в Дании он был утвержден в 1978 г., Норвегии — 1979, Швеции — 1980, Финляндии — в 1987 г. В странах Северной Европы и Литве действует Институт Омбудсмена (Уполномоченного) по реализации тендерного равенства.
Рост гражданской активности женщин, их стремление по-своему воздействовать на политику, интерес к глобальным проблемам, особенно к проблемам выживания человечества, протест против гонки вооружений, защита окружающей среды — все это превращает женское движение в существенную силу современной демократии.
3. Основные направления
функционирования международного
женского движения в 20
в. и перспективы развития
в 21 в.
Международное женское движение, организационно оформившееся в конце XIX - начале ХХ века, было представлено тремя типами организаций: либерально-демократическими - Международным женским советом (МЖС, 1888), Международным женским суфражистским альянсом (МЖСА, 1902), социал-демократическим - Международным женским социалистическим секретариатом (МЖСС, 1907) и международным объединением с узкой социальной направленностью - Международным конгрессом по борьбе с торгом белыми рабынями (1899).
Успех суфражизма на время приостановил общее развитие женского политического движения, которое последующие почти четыре десятилетия находилось в состоянии спячки. Но, несмотря на все достижения феминизма, по-прежнему во всех сферах жизни главенствовали мужчины. Оказалось, что равноправия на бумаге недостаточно, необходимо было изменить отношение к женщине и в сознании людей. Пробуждение, или «женское возрождение» началось в 60-е годы. Его эпицентром стали США, где именно в эти годы наблюдалась активизация демократических процессов, направленных на ликвидацию различных форм дискриминации, и прежде всего расизма. Женское движение обрело новые, зачастую радикальные формы, что нашло отражение в его названии – «женское освободительное движение» (Women’s liberation).
Новая волна борьбы за эмансипацию была обусловлена структурными изменениями в социуме и, прежде всего, - значительным увеличением доли женского труда в общественном производстве. Так, к 1960г. в США женщины составляли более одной трети трудовых ресурсов страны, при этом 54% трудящихся женщин были замужними, а 33% имели детей, что свидетельствует об экономических факторах, побуждавших женщин включаться в общественную производственную практику.
Феминистское движение 60-х – начала 70-х годов получило несколько экстравагантную окраску, проявляясь в вызывающих, даже шокирующих традиционно настроенную общественность непривычных лозунгах, формах выражения протеста. Стремясь к пробуждению женского самосознания, освобождению общественного мнения от инерции патриархально ориентированных нравственных установок, феминистки использовали, например, приемы «площадного театра». В листовках возникшей в 1968г. американской организации под скандальным названием «Ведьма» говорилось: «Все, что репрессивно, имеет исключительно мужскую ориентацию, завистливо, отмечено пуританством и авторитарностью, должно стать мишенью вашей критики. Ваше оружие – ваше безграничное прекрасное воображение. Ваша сила исходит от вас самих как от женщин, и она многократно усиливается от совместной работы с вашими сестрами. Ваш долг – освободить ваших братьев (хотят они этого или нет) и самих себя от стереотипов половых ролей».4
Шокирующий характер носили не только формы феминистского протеста, но и его содержание. Критике подвергались те устои общества, которые способствовали, по мнению феминисток, закреплению неравноправного положения женщин: замужество, материнство и т.п. Логика рассуждений сводилась приблизительно к следующему: «В браке, согласно закону, мужчина и женщина – одно лицо, то есть само бытие или правовое существование женщины прекращается с началом ее замужества. Ибо «одно» всегда подразумевает мужское господство».5
Экстремизм
феминистского движения имел позитивные
и негативные последствия. С одной
стороны, он содействовал пробуждению
женского самосознания, а с другой
– давал повод для
Феминизм, как и всякое другое политическое движение, не мог избежать радикализма, «левизны» как своего рода болезни роста. Потребовалось время, чтобы пришли зрелость оценок, умеренность и взвешенность действий, наконец, теоретическая обоснованность. Этому в значительной степени способствовало создание сети так называемых женских исследований (women’s studies), призванных одновременно вести просветительскую работу и подводить научный фундамент под движение за освобождение женщин. Женские исследования стали неотъемлемой частью учебных программ многих университетов, появилось немало специализированных научно-исследовательских центров.
В 70-е годы повсеместно в западных университетах возникают центры «женских» или «феминистских» исследований с особыми программами, включающими специалистов по биологии, физиологии, антропологии, этнографии, философии, истории, филологии. В них переместился спор, разделивший феминистов на сторонников «эгалитарного» подхода и проповедников «женской субъективности». С распространением женских исследований спор этот не только не разрешился, но развел оппонентов в разные стороны.
Свой выход из этого тупика предложили исследователи, строившие анализ, исходя из сопоставления «мужской» и «женской» ролей в разных ситуациях в разные периоды. Они предложили ввести новое понятие «гендер» (от англ. – gender – род). В русском языке это понятие можно раскрыть только смысловой фразой: «социальные отношения пола», или социально закрепленное разделение ролей на мужские и женские. Они стремятся перевести анализ отношений пола с биологического уровня на социальный, чтобы, наконец, отказаться от постулата о «природном назначении пола»; показать, что понятие «пол» принадлежит к числу таких же смыслообразующих понятий, как «класс» или «раса»6.
В 70-80-е годы международным сообществом приняты документы, которые призывают к ликвидации всех форм дискриминации женщины. В них женщина признается таким же полноценным субъектом истории, как и мужчина, а ее личность оценивается выше, чем ее «природное назначение», в них подчеркивается, что рождение детей, продолжение рода – это право, а не обязанность женщины.
Начатая в 60-е годы «женская революция» шла под лозунгом: «Если женщина имеет право на половину рая, то она имеет право и на половину власти на земле!» - в 80-90-е годы вынудила власть имущих потесниться и впустить, наконец, и женщин во все структуры управления обществом. Эти структуры из однополых мужских стали превращаться в «смешанные». Суфражистки, бабушки американок конца 20в., порадовались бы увеличению числа женщин – членов политических партий. В 1969г. женщины занимали только 3,5% должностей в штатах, к 1986г. эта цифра выросла до 13%. В местных органах власти их представительство составляло 4% в 1975г. и 10% в 1981г.7 Доля женщин в парламенте США составляет 11,2%, в Великобритании – 7,8%. И эти цифры продолжают расти, хотя и очень медленно. Таким образом, «женская революция» изменила представление о роли женщины в современном обществе.