Международное женское движение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 00:30, контрольная работа

Описание работы

Исследователи отмечают умеренный консерватизм женщин как представителей общественного мнения и как политических деятелей.

По своей природе женщина - созидатель, а не разрушитель, хранительница жизни. Но отсюда зачастую делается неправильный вывод, что женщина - хранительница домашнего очага, и только. В ее юрисдикции оставляется традиционная немецкая триада - Kinder, Kьche, Kirche. Но охранительную функцию женщины надо понимать гораздо шире. Наблюдается и, в первую очередь, в индустриально развитых странах, отход от традиционной патриархальной модели взаимоотношения полов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.История международного женского движения: причины возникновения и основные этапы развития 4
2.Женское движение в странах Запада и в США 7
3.Основные направления функционирования международного женского движения в 20 в. и перспективы развития в 21 в. 12


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Международное женское движение.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

     Обоснованием  активизации женского движения стало  известное высказывание: раз женщины имеют право на половину рая, то они должны иметь и половину власти здесь, на Земле.

     Во  второй половине XX столетия произошла женская революция. В большинстве стран мира есть национальный механизм решения женского вопроса. Создаются женские организации и активизируется деятельность уже существовавших. Так, в Швеции действует Социал-демократический женский союз, в Германии — более 100 женских организаций и женских секций в партиях и профсоюзах. Есть объединенный немецкий женский совет. В США свыше 1000 женских организаций, в том числе более 100 общенациональных. Они объединяют более 1 млн женщин разных политических убеждений: от правого радикализма до коммунизма. Существует Американская ассоциация женщин с университетским образованием — наиболее крупная национальная организация женщин с филиалами по всей стране. Ее программа: равные права и возможности для всех женщин Америки, особенно в политике; расширение законодательной базы; улучшение медицинского обслуживания и др.

     Проводятся  общенациональные конференции крупных  партий. Компартия Франции включила в свою программу женскую тематику. В Великобритании во всех политических партиях официально создано «женское крыло», пользующееся уставными правами внутрипартийной организации.

     Всплеск женского движения в странах Запада и США относится к 60-м гг. XX века. Это был период развития феминизма как социально-политической теории, обусловленный подъемом социальной активности работающих женщин, количество которых к этому времени значительно возросло.

     Изменились  и социальные приоритеты женщин, их имидж. Отказавшись от роли только жен, домохозяек и помощниц мужьям, они стали стремиться к свободному самовыражению, социальному признанию в качестве действительно равноправных партнеров мужчин.

     В этот период идет организационное оформление национальных и межнациональных женских движений и организаций. Активизация женского движения в странах Запада и США привела к принятию в ряде государств специального закона о равных правах и возможностях. Так, в Дании он был утвержден в 1978 г., Норвегии — 1979, Швеции — 1980, Финляндии — в 1987 г. В странах Северной Европы и Литве действует Институт Омбудсмена (Уполномоченного) по реализации тендерного равенства.

     Рост  гражданской активности женщин, их стремление по-своему воздействовать на политику, интерес к глобальным проблемам, особенно к проблемам выживания человечества, протест против гонки вооружений, защита окружающей среды — все это превращает женское движение в существенную силу современной демократии.

 

      3. Основные направления функционирования международного женского движения в 20 в. и перспективы развития в 21 в. 

   Международное женское движение, организационно оформившееся в конце XIX - начале ХХ века, было представлено тремя типами организаций: либерально-демократическими - Международным женским советом (МЖС, 1888), Международным женским суфражистским альянсом (МЖСА, 1902), социал-демократическим - Международным женским социалистическим секретариатом (МЖСС, 1907) и международным объединением с узкой социальной направленностью - Международным конгрессом по борьбе с торгом белыми рабынями (1899).

    Успех суфражизма на время приостановил общее  развитие женского политического движения, которое последующие почти четыре десятилетия находилось в состоянии спячки. Но, несмотря на все достижения феминизма, по-прежнему во всех сферах жизни главенствовали мужчины. Оказалось, что равноправия на бумаге недостаточно, необходимо было изменить отношение к женщине и в сознании людей. Пробуждение, или «женское возрождение» началось в 60-е годы. Его эпицентром стали США, где именно в эти годы наблюдалась активизация демократических процессов, направленных на ликвидацию различных форм дискриминации, и прежде всего расизма. Женское движение обрело новые, зачастую радикальные формы, что нашло отражение в его названии – «женское освободительное движение» (Women’s liberation).

    Новая волна борьбы за эмансипацию была обусловлена структурными изменениями в социуме и, прежде всего, - значительным увеличением доли женского труда в общественном производстве. Так, к 1960г. в США женщины составляли более одной трети трудовых ресурсов страны, при этом 54% трудящихся женщин были замужними, а 33% имели детей, что свидетельствует об экономических факторах, побуждавших женщин включаться в общественную производственную практику.

    Феминистское  движение 60-х – начала 70-х годов  получило несколько экстравагантную  окраску, проявляясь в вызывающих, даже шокирующих традиционно настроенную общественность непривычных лозунгах, формах выражения протеста. Стремясь к пробуждению женского самосознания, освобождению общественного мнения от инерции патриархально ориентированных нравственных установок, феминистки использовали, например, приемы «площадного театра». В листовках возникшей в 1968г. американской организации под скандальным названием «Ведьма» говорилось: «Все, что репрессивно, имеет исключительно мужскую ориентацию, завистливо, отмечено пуританством и авторитарностью, должно стать мишенью вашей критики. Ваше оружие – ваше безграничное прекрасное воображение. Ваша сила исходит от вас самих как от женщин, и она многократно усиливается от совместной работы с вашими сестрами. Ваш долг – освободить ваших братьев (хотят они этого или нет) и самих себя от стереотипов половых ролей».4

    Шокирующий  характер носили не только формы феминистского  протеста, но и его содержание. Критике  подвергались те устои общества, которые  способствовали, по мнению феминисток, закреплению неравноправного положения женщин: замужество, материнство и т.п. Логика рассуждений сводилась приблизительно к следующему: «В браке, согласно закону, мужчина и женщина – одно лицо, то есть само бытие или правовое существование женщины прекращается с началом ее замужества. Ибо «одно» всегда подразумевает мужское господство».5

    Экстремизм  феминистского движения имел позитивные и негативные последствия. С одной  стороны, он содействовал пробуждению  женского самосознания, а с другой – давал повод для дискредитации, позволял оппонентам обвинять феминисток в том, что у них комплекс неполноценности, нездоровое пристрастие к власти, склонность к половой распущенности и т.д.

    Феминизм, как и всякое другое политическое движение, не мог избежать радикализма, «левизны» как своего рода болезни роста. Потребовалось время, чтобы пришли зрелость оценок, умеренность и взвешенность действий, наконец, теоретическая обоснованность. Этому в значительной степени способствовало создание сети так называемых женских исследований (women’s studies), призванных одновременно вести просветительскую работу и подводить научный фундамент под движение за освобождение женщин. Женские исследования стали неотъемлемой частью учебных программ многих университетов, появилось немало специализированных научно-исследовательских центров.

    В 70-е годы повсеместно в западных университетах возникают центры «женских» или «феминистских» исследований с особыми программами, включающими  специалистов по биологии, физиологии, антропологии, этнографии, философии, истории, филологии. В них переместился спор, разделивший феминистов на сторонников «эгалитарного» подхода и проповедников «женской субъективности». С распространением женских исследований спор этот не только не разрешился, но развел оппонентов в разные стороны.

    Свой  выход из этого тупика предложили исследователи, строившие анализ, исходя из сопоставления «мужской» и  «женской» ролей в разных ситуациях  в разные периоды. Они предложили ввести новое понятие «гендер» (от англ. – gender – род). В русском языке это понятие можно раскрыть только смысловой фразой: «социальные отношения пола», или социально закрепленное разделение ролей на мужские и женские. Они стремятся перевести анализ отношений пола с биологического уровня на социальный, чтобы, наконец, отказаться от постулата о «природном назначении пола»; показать, что понятие «пол» принадлежит к числу таких же смыслообразующих понятий, как «класс» или «раса»6.

    В 70-80-е годы международным сообществом  приняты документы, которые призывают  к ликвидации всех форм дискриминации женщины. В них женщина признается таким же полноценным субъектом истории, как и мужчина, а ее личность оценивается выше, чем ее «природное назначение», в них подчеркивается, что рождение детей, продолжение рода – это право, а не обязанность женщины.

    Начатая в 60-е годы «женская революция» шла  под лозунгом: «Если женщина имеет  право на половину рая, то она имеет  право и на половину власти на земле!» - в 80-90-е годы вынудила власть имущих потесниться и впустить, наконец, и женщин во все структуры управления обществом. Эти структуры из однополых мужских стали превращаться в «смешанные». Суфражистки, бабушки американок конца 20в., порадовались бы увеличению числа женщин – членов политических партий. В 1969г. женщины занимали только 3,5% должностей в штатах, к 1986г. эта цифра выросла до 13%. В местных органах власти их представительство составляло 4% в 1975г. и 10% в 1981г.7 Доля женщин в парламенте США составляет 11,2%, в Великобритании – 7,8%. И эти цифры продолжают расти, хотя и очень медленно. Таким образом, «женская революция» изменила представление о роли женщины в современном обществе.

 

    Заключение

    Таким образом, международное женское  движение оказало огромное влияние  на положение женщины в современном  обществе, отношение к ней со стороны  мужчин и самой к себе. Теперь женщина более независима, самостоятельна и воспринимается в большей степени как субъект, а не как объект воздействия.

    Само  слово “пол” означает половину чего-либо, неполноценное, половину целого, и чтобы стать полноценным  должны соединиться две половины. Следуя этой логике, мужчина и женщина являются половинками единого существа, единой системой, где два элемента тесно взаимосвязаны, взаимодействуют и дополняют друг друга. А с точки зрения прав человека можно сказать, что равенство мужчин и женщин – это вопрос равенства человеческого существования.   Недопустима дискриминация между мужчинами и женщинами. В связи с этим можно вспомнить, что древняя восточная мудрость рассматривает взаимоотношения полов как    "Инь" и "Янь", черное и белое, соединенные воедино в идеальный круг:

    Исторический  опыт требует относиться ко всем, как  к людям, соблюдать права человека   безотносительно пола. Такой подход к пониманию ролей мужчины  и женщины в цивилизации, вероятно и будет определяющим в их отношениях в 21 веке.

 

    Список литературы

  1. Бовуар  С. де. Второй пол. М.,Спб.,1997. 832с.
  2. Современная западная   социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990
  1. Феминизм: Восток, Запад, Россия. М.,1993. 243с.
  1. Шенар А. Куда идет феминистское движение? // Сегодня. 1996. 26 апреля. С.6.
  2. Эванс С. Рожденная для свободы: Пер с англ. М.,1993. 320с.

Информация о работе Международное женское движение