Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 00:30, контрольная работа
Исследователи отмечают умеренный консерватизм женщин как представителей общественного мнения и как политических деятелей.
По своей природе женщина - созидатель, а не разрушитель, хранительница жизни. Но отсюда зачастую делается неправильный вывод, что женщина - хранительница домашнего очага, и только. В ее юрисдикции оставляется традиционная немецкая триада - Kinder, Kьche, Kirche. Но охранительную функцию женщины надо понимать гораздо шире. Наблюдается и, в первую очередь, в индустриально развитых странах, отход от традиционной патриархальной модели взаимоотношения полов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.История международного женского движения: причины возникновения и основные этапы развития 4
2.Женское движение в странах Запада и в США 7
3.Основные направления функционирования международного женского движения в 20 в. и перспективы развития в 21 в. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Международное женское движение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
Во второй половине ХХ века сама жизнь заставила активизировать поиски новых подходов к совершенствованию устройства человеческого общества. В значительной степени возросла роль сознательного регулирования социальных процессов, благодаря не только повышению уровня организованности социума, но и благодаря развитию таких наук, как социальная философия, социология, социальная психология и т. д. Человечество оказалось перед дилеммой - либо спастись от самоистребления, усовершенствовав всю систему общественных отношений, научившись жить в мире с самим собой и с природой, его породившей, либо деградировать и исчезнуть как разумное сообщество.
В такой обстановке не мог остаться в стороне женский вопрос - о месте женщины в современном обществе, о перспективах ее широкого вовлечения в основные стратегии общественного развития. Многие ведущие футурологи современного мира (Нэсбитт, Шафф, Тоффлер, Феррароти) говорят о возможности и необходимости повышения роли женщин во всех сферах общественной жизни для самосохранения человечества.
Исследователи отмечают умеренный консерватизм женщин как представителей общественного мнения и как политических деятелей.
По своей природе женщина - созидатель, а не разрушитель, хранительница жизни. Но отсюда зачастую делается неправильный вывод, что женщина - хранительница домашнего очага, и только. В ее юрисдикции оставляется традиционная немецкая триада - Kinder, Kьche, Kirche. Но охранительную функцию женщины надо понимать гораздо шире. Наблюдается и, в первую очередь, в индустриально развитых странах, отход от традиционной патриархальной модели взаимоотношения полов.
Движение женщин за свои права возникает относительно поздно.
“Впервые идеи феминизма были изложены О. де Гуж в "Декларации прав женщины и гражданки" (1792) и в книге Т. фон Гиппеля "Об улучшении гражданских прав женщин" (1792). Представители феминизма требовали обеспечения равенства полов посредством социально-экономической и юридической реформ. В развитии идей феминизма немаловажную роль сыграл суфражизм начала 20 в. - движение за предоставление женщинам избирательных прав, которые открыли бы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство. Получение женщинами США и Европы избирательных прав, а также рост их занятости привели к спаду феминистского движения, которое вновь начинает активизироваться после окончания второй мировой войны”1.
На волне освободительных идей Великой французской революции женщина заявила о себе: "я существую", и второго, наступившего вместе с промышленной революцией XIX века, когда женщина с полным основанием утверждала: "Я работаю, значит, я существую". Это утверждение стало в XIX веке опорой для феминизма, который развивался, осваивая новые идеологические и политические формы, идеи, лозунги. Но какие бы формы он не принимал, его отправной посылкой оставались две фразы. Одна совсем короткая: "Мужчина и женщина - вот социальный индивид", произнесенная Анри де Сен-Симоном. Другая более развернутая: "Расширение прав женщины есть общий принцип всякого социального прогресса", - сформулированная Шарлем Фурье.
Великие утописты двумя фразами в сущности создали основу для переворота в общественных представлениях о существе гендерных отношений. Они вышли за пределы суждения о "природном назначении" женщины, нисколько на него не посягая и не оспаривая. Тем самым появилась возможность говорить о том, что помимо репродуктивных, природных функций, у женщин могут быть еще и другие - социальные, гражданские функции, и что все эти функции способны не отрицать, а дополнять друг друга. Отныне речь шла уже не столько о "естественном", сколько о социальном праве женщины, праве на свободу, равенство, братство. Этот теоретический фундамент упрочил все феминистские идейные конструкции.
К
началу XX века их было довольно много:
активно действовали
Особую роль в этом процессе сыграли марксисты. Прежде всего, им удалось преодолеть антифеминистскую реакцию, поначалу преобладавшую в рабочем движении. Самым типичным, самым крупным представителем этой реакции был П.Ж. Прудон. Он категорически отрицал идеи женского равноправия, право женщины на участие в гражданской жизни. В 1848 году от имени общественной морали и самой справедливости он протестовал против выдвижения кандидатуры известной французской феминистки Жанны Деруан на выборах в парламент - Национальное собрание.
И все-таки у марксистских феминистических идей был существенный изъян. Его заметят позднее, столетие спустя. Подводя итоги развитию идей женского равноправия, французский социолог Э. Морен напишет, что попытка рассмотреть проблему угнетения женщины с помощью категорий классового анализа является упрощением. Эта проблема сложилась в доклассовую, а может быть и доисторическую, эпоху и имеет не столько социологический, сколько антропосоциологический характер2.
Особо стоит отметить книгу Симоны де Бовуар «Второй пол»3, которая оказала сильнейшее влияние на всю историю развития женского движения. В центре ее внимания - не "женские массы" и их "коллективная борьба", а женская личность и ее "ситуация" в истории, заданная физиологией и анатомией, психологией и социальными нормами и правилами.
2. Женское движение в странах Запада и в США
Женское движение возникло в русле освободительных демократических идей эпохи Просвещения. Его первым идейным манифестом стала «Декларация прав женщины и гражданки» французской писательницы Олимпии де Гуж (1791), написанная в ответ на появление «Декларации прав человека и гражданина», которая провозглашала равенство всех граждан мужского пола перед законом. О. де Гуж потребовала включить и женщин в категорию полноправных граждан. Главной идеей была установка на свободную женскую личность, ее самореализацию. Эту же идею выразил Ш. Фурье на основе впечатлений от Великой французской революции — «расширение прав женщины есть общий принцип всякого социального прогресса».
Первые
поборницы равноправия
В годы революции женщины принимали участие во всех крупных народных выступлениях. Однако вожди французской революции отвергли идею женского равноправия, и возникшие первые женские организации — революционные клубы, деятельно участвовавшие в политической борьбе, — постепенно были закрыты.
В Англии требование гражданского равноправия женщин выдвинула Мэри Уолстон Крафт (1759-1797) в книге «В защиту прав женщины» (1792). Проанализировав бесправное положение женщин всех сословий в современной ей Англии, она (доказывает, что вся система воспитания женщины неизбежно (приводит ее к тем самым «женским слабостям и недостаткам», за которые она так часто критикуется.
В начале XIX века участницы женского движения акцентируют свои требования на вопросах открытия равного доступа к образованию. Потом эти требования дополняются требованием права на труд. Во Франции зреют идеи борьбы против [семейного рабства женщины, в США и Великобритании — за (равные с мужчинами избирательные права.
Буржуазные революции в странах Европы в середине IXIX века дали новый импульс развитию женского движения |за политическое и гражданское равноправие. Возникли женские клубы, множество женских союзов. В США в 1848 г. состоялся первый в истории съезд в защиту прав женщин.
В конце XIX — начале XX вв. женские организации имелись во многих странах Европы, Азии, Америки. В 1888 г. по инициативе американских женщин возникла первая международная женская организация — Международный совет женщин. В 1904 г. была основана международная организация суфражисток — Международный альянс за избиратель-1ые права женщин. Одновременно создавались благотворительные, религиозные, национальные женские организации, Предпринимались попытки создать отдельные женские профсоюзы, что было непосредственно связано с революционным движением рабочего класса в условиях развивающихся капиталистических отношений.
В ряде европейских стран женское движение все больше начинает приобретать классовое пролетарское направление, а идеи равноправия тесно увязываются с общими задачами борьбы против социального угнетения трудящихся. Особенно это движение активизировалось в Германии, где под руководством К. Цеткин стал издаваться журнал, регулярно созывались всегерманские женские конференции. Состоялись международные конференции женщин — социалисток в Штутгарте (1907) и Копенгагене (1910).
Усилили свою деятельность среди женщин социал-демократы, результатом чего явилось создание международного женского социалистического секретариата. Появились специализированные женские организации — Международная федерация женщин с университетским образованием (1919), Международная кооперативная женская гильдия (1921), Интернационал открытых дверей для экономического освобождения женщин-работниц (1929) и др. При Коминтерне был создан Международный женский секретариат.
Опасность фашизма привела к зарождению демократического антифашистского женского движения как составной части единого народного фронта. В 1934 г. в Париже состоялся Всемирный конгресс женщин против войны и фашизма, в 1938 г. — антивоенная женская Международная конференция в Марселе. В годы Второй мировой войны многие зарубежные женские организации активно участвовали во всех формах сопротивления фашизму.
После разгрома фашизма в женском движении развиваются новые процессы. Все большее внимание акцентируется на вопросах защиты прав женщин, благополучия детей, ширится круг общесоциальных, национальных и международных проблем, мира и безопасности народов.
Женское движение на Западе и в США в современных условиях — это активные выступления женщин за свои права, равенство при приеме на работу, получение профессии, образования, выдвижение на руководящие должности, участие в политической жизни страны.
Большую роль в развитии женского движения сыграла Организация Объединенных Наций, которая с момента своего создания (24 октября 1945 г.) выступила гарантом равенства. ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Значительный вклад внесла ЮНЕСКО (Париж) — организация ООН по вопросам просвещения, науки и культуры, созданная в 1946 г. Наряду с вопросами развития международного сотрудничества в области образования и культуры, распространения культурной и научно-технической информации ЮНЕСКО выступала с программой борьбы против дискриминации в сфере образования, за защиту национальных культур. Женское движение на современном этапе приобрело новое смысловое содержание и приоритеты. Это связано с тем, что начала складываться новая система ценностей и идеалов, развивается феминистская теория, опирающаяся на гражданские права, установки на изменение семейных отношений, формирование новой модели семьи и поведения.
Иными словами, женское движение приобрело новое качество, за счет соединения теории с практикой, комплексного подхода к решению политических, экономических, научных, духовных, социальных проблем. Составной частью является осуществление юридического равенства, которое не должно расходиться с фактическим равенством. Поставлена задача преодолеть разрыв между равенством прав и возможностей, т. е. достичь подлинного равенства женщин с мужчинами.
Главные установки современного женского движения — ненасилие и гуманистические ценности, эгалитаризм и партнерство в качестве основы отношений между мужчиной и женщиной, признание их различий и взаимодополняемости при равных социальных возможностях.