Методы запоминания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:25, реферат

Описание работы

Очень часто можно слышать, как люди говорят: "Ему повезло, у него феноменальная память!". Это свидетельствует о том, что люди осознают важное значение памяти, как для повседневной жизни, так и для профессиональной деятельности. Для большинства профессий память - очень ценный инструмент. Те, у кого память выше среднего уровня, имеют преимущество. Наряду с существованием "чрезвычайно хорошей памяти", случаи действительно плохой памяти встречаются очень редко. Памятью обладают все.

Содержание

1 Память – как ценный инструмент. 3
2 Произвольная, непроизвольная память. 4
3. Методы запоминания. 6
3.1. Повторение - сильный фактор запоминания. 6
3.2 Метод кумулятивного повторения. 7
3.3. Ассоциативная память. 9
3.4 Мнемотехника. 11
3.5 Подсознание и самовнушение. 13
Заключение 16
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Память – как  ценный инструмент.

    Очень часто можно слышать, как люди говорят: "Ему повезло, у него феноменальная  память!". Это свидетельствует  о том, что люди осознают важное значение памяти, как для повседневной жизни, так и для профессиональной деятельности. Для большинства профессий память - очень ценный инструмент. Те, у кого память выше среднего уровня, имеют преимущество. Наряду с существованием "чрезвычайно хорошей памяти", случаи действительно плохой памяти встречаются очень редко. Памятью обладают все.

    Действительно, все мы обладаем памятью. И если некоторые  добровольно признаются в том, что  имеют плохую память, это всего  лишь означает, что они не умеют  ею пользоваться. Мы все запоминаем достаточное количество идей, фактов, данных. Без этого жизнь была бы невозможна. Почему же тогда мы запоминаем одних людей и не можем удержать в памяти имена других, запросто запоминаем одни встречи и вынуждены записывать другие, выполняем одни задания, а о других совершенно забываем, запоминаем некоторые сведения и быстро забываем другие? Ответ очень прост: когда мы хорошо запоминаем что-то, это значит, что мы применили эффективные приемы запоминания, сознательно или бессознательно. Если же мы не смогли удержать что-то в памяти, значит, процесс запоминания прошел неправильно. 
 
 
 
 

2. Произвольная, непроизвольная  память.

      В ходе своей жизни и деятельности человек многое запоминает, многое непроизвольно у него запечатлевается. Однако потребности действия не позволяют ограничиться таким непроизвольным запоминанием. По мере усложнения человеческой деятельности и условий, в которых она совершается, приходится, не полагаясь на случайную удачу непроизвольного запоминания, ставить перед собой специальную цель или задачу запоминания. Из непроизвольного процесса, совершающегося первоначально в составе какой-либо практической деятельности как ее предпосылка или компонент, запоминание становится сознательным, преднамеренным актом. Запоминание превращается затем — по мере того как с ростом культуры и накоплением знаний объем материала, которым в своей деятельности должен располагать человек, все возрастает — в особую специально организованную деятельность заучивания.

     Таким образом, запоминается, как  и осознается, прежде всего, то, что составляет цель нашего действия. Поэтому, если данный материал включен в целевое содержание данного действия, он может непроизвольно запомниться лучше, чем, если при произвольном запоминании - цель сдвинута на самое запоминание. Но то, что не включено в целевое содержание действия, в ходе которого совершается непроизвольное запоминание, запоминается хуже, чем при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. Все зависит в первую очередь от того, как организовано и на что направлено действие субъекта, в ходе которого совершается запоминание. Поэтому и непреднамеренное, непроизвольное запоминание может не быть делом только случая. Его можно косвенно, опосредованно регулировать. В педагогическом плане встает, таким образом, важнейшая задача - организовать учебную деятельность так, чтобы существенный материал запоминался учащимися и тогда, когда он занят по существу им, а не его запоминанием. Это много сложнее, но и много плодотворнее, чем постоянно требовать от учащихся произвольного запоминания, при котором самое запоминание становится основной целью их действий.

    Безусловно, память как всякая функция мозга  может быть развита и поддается  тренировке. Если бы мы знали процесс  запоминания, мы могли бы методично применять его к данным, которые хотим запомнить.

    Так же как гимнастика развивает и  укрепляет мускулы, необходимо с  помощью упражнений совершенствовать память. Но, чтобы развить мускулы, нужно не просто что-то делать, а  применять принципы, при которых  усилие при минимальных затратах энергии даст максимальный результат. Принципы формируют систему установок, сложившихся в ходе изучения данной сферы. Немалая разнообразность способов от, с первого взгляда, примитивных, до, удивительно изощренных,  как минимум, заслуживает внимание.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Методы запоминания.

3.1 Повторение - сильный фактор запоминания.

    Инстинктивно  в раннем возрасте, при необходимости сознательного запоминания, совершенно естественно работает известный принцип памяти.  Это способ, который дети используют, когда начинают чему-нибудь учиться. Повторение - это сильный фактор запоминания. Оно может позволить, вводя в действие механические рефлексы мозга, запомнить вещи, к которым не проявляется никакого интереса и с которыми нет никаких ассоциаций. Таким образом, можно - в силу повторений - запомнить поэму на языке, который является совершенно неизвестным. Эта чисто механическая память намного лучше у детей, чем у взрослых. Она уменьшается с возрастом. И наоборот, способность делать различные ассоциации с годами возрастает. Следовательно, то, что теряется с одной стороны, широко восполняется с другой. Независимо от этой механической памяти, повторение играет важную роль в фиксации воспоминаний - и это в любом возрасте.

         Существуют методики для оптимального использования данного способа. Повторение раз за разом способствует запоминанию, но эффект будет намного сильнее, если использовать повторения с правильной периодичностью. В практическом плане сказанное можно выразить следующим образом: необходимо повторять достаточно часто, чтобы предыдущее чтение имело еще довольно глубокий след, но и достаточно редко, чтобы это повторение не представляло собой бесполезные усилия.  
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Метод кумулятивного повторения.

      Таким образом, в памяти можно удержать на какое-то, относительно, непродолжительное время объект запоминания. Но если задаваться целью – удержать на максимально длительный срок – повторенье, с правильной цикличностью,  является одним из методов для достижения задуманного. Метод кумулятивного повторения - эффективный способ в процессе запоминания. Используя только один этот способ, можно запомнить много вещей, однако пользоваться этим необходимо методично и постепенно.

    Метод кумулятивного повторения может применяться для запоминания большого количества математических, физических и химических формул, для запоминания исторических дат. Способ хорош также для пополнения словарного запаса при изучении иностранного языка.

   Например, с необходимостью выучить поэму  или любой другой ёмкий материал, можно поступить следующим образом.

   Каждый  день заучивать, в зависимости от способности к усвоению материала, небольшое количество строк и  повторять то, что учили накануне. Через несколько месяцев, если правильно подбирать периодичность для повторения, можно запомнить сотни строк без особых усилий. Основную сложность будет составлять необходимость соблюдать постепенность и методичность. Если же практиковать регулярное повторение, материал полностью сохранится в памяти.

   Может показаться, что повторения отнимают много времени. На самом деле они сберегают время, т. к. повторение сводится к простому прочтению и проходит очень быстро. Метод кумулятивного повторения требует меньше времени, чем чтение материала через 3 или 6 месяцев после первого изучения.

   Не  существует оптимального ритма повторений для всех. Необходимо определять свой собственный ритм.

   Общее правило для нахождения своего ритма: делать повторение достаточно часто, с  тем чтобы ничего не забыть, но и  не слишком часто, чтобы попусту  не тратить энергию. Идеальный момент для повторения - когда вы начинаете забывать хотя бы часть материала.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3 Ассоциативная память.

    В процессе жизнедеятельности, все-таки, чаще приходится руководствоваться  другим видом информации, извлекаемым из недр памяти. Информация, хранящаяся в глубоких неиспользуемых архивах, и не всегда работа мозга способна извлечь необходимые воспоминания. Это не значит, что память утеряна. К потере воспоминаний приводит неспособность найти их в памяти или прочесть. Однако известно, что для нахождения воспоминаний работа мозга является главной. Неизвестно, где хранятся воспоминания, но, благодаря исследованиям, известно, что только мозг позволяет их классифицировать, хранить в памяти и находить. Бергсон сказал: "Мозг обусловливает действие памяти, а не скрывает ее".

       Помнить - это значит успешно справиться с тремя задачами: усвоением, сохранением и повторным извлечением информации. Не помнить - значит не справиться с одной из этих задач. Одной из проблем является –извлечение информации, и чтобы с ней успешно справиться - важно правильно хранить содержимое.

    Создание ассоциаций, это настоящий секрет хорошей памяти. Вильям Джеймс писал: "Искусство хорошей памяти - это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить..."

    Каждая  ассоциация становится своеобразным крючком, на котором подвешен факт. С помощью крючка факт поднимается на поверхность.

    Следовательно, ассоциация является одновременно средством  закрепления воспоминаний и последующего воспроизведения (вызова) их. Чем больше фактов и сведений в памяти, тем легче создать связь между новым фактом и хранимыми в памяти сведениями. Это естественный способ запоминания, его эффект увеличивается по мере накопления информации, которая будет являться связующим звеном. Чтобы запомнить что-либо, надо уметь ассоциировать это с каким-нибудь фактом, хранящимся уже в памяти.

    В качестве короткого примера можно  привести структуру, способствующую успешному решению задачи: очень полезно в начале изучения новой науки или языка начинать с простейшего пособия, с тем чтобы составить базу для ассоциаций при дальнейшем углубленном изучении предмета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.4 Мнемотехника.

    Эволюцией развития данного способа является – мнемотехника.

    История мнемотехники уходит в глубокую древность. Ее возникновение связано с первыми наивными психологическими представлениями греков. Греческая мифология знала титанку Мнемозину, мать девяти муз, и почитала ее как богиню памяти, воспоминаний.

    Мнемоника (мнемотехника) - это совокупность искусственных приемов, способствующих запоминанию. С помощью, которой доступны невероятные возможности. Всякий мнемотехнический прием сводится к искусственному связыванию, ассоциированию запоминаемого представления с теми, которые уже успели прочно закрепиться в сознании. И в этой заведомой исключительности основное отличие мнемоники от того, как протекает запоминание в обычных жизненных условиях. Например: в детстве, наверняка, многие слышали простой способ, с помощью которого очень легко запомнить все цвета радуги в правильной последовательности, благодаря скороговорке – «Каждый охотник желает знать - где сидит фазан?». Из простого для запоминания набора слов легко извлечь нужную информацию – первые буквы каждого последующего слова соответствуют первым буквам радужной расцветки. Благодаря чему несложно составить последовательный набор цветов.  Это простейший пример, указывающий, как при минимальном количестве, затрачиваемой энергии, укладывать и извлекать трудноусваемою

информацию.

      В многочисленных способах по  улучшению памяти часто прибегают к ассоциациям мысленных картин. Абсолютно необходима натренированность в создании таких картин. Это называется "представить их визуально".

      Более сложным способом служит пример, как запомнить расписание собственного дня. Кратко поясняя, - следует использовать визуализированные образы для создания ассоциаций, сохраняя последовательность.

      Например: если представить вечером, как твоя зубная щетка вибрирует и звонит, то во время умывания, ты точно вспомнишь об утреннем телефонном звонке своему другу. Если друга с вечера представил в образе летчика, то, наверняка, не забудешь по пути на работу купить авиабилеты и т.д.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

3.5 Подсознание  и самовнушение.

      Говоря о памяти, нельзя не уделить внимание, такому психологическому состоянию, как – сознание. Без сознания не может быть никакого внимания, памяти, мышления, жизнь продолжается, но это жизнь чисто физическая, даже не жизнь животного, а возможно и растения.

      В сознании задействованы все психические процессы, состояния и свойства человека, сознание — это единство всех форм познания и переживаний человека и его отношение к осознанному.

     Таким образом, наш мир является отражением наших собственных мыслей. Но прежде, чем мысль материализуется во что-то конкретное, она претерпевает определенные превращения.

          Говоря словами Вильяма Джеймса: «Память, в собственном смысле слова, есть знание о минувшем душевном состоянии после того, как оно уже перестало непосредственно сознаваться нами, или, говоря точнее, она есть знание о событии или факте, о котором мы в данную минуту не думали и который, сверх того, сознается нами теперь как явление, имевшее место в нашем прошлом».

    Сознательные  действия обусловлены подсознательной  сферой. Подсознание управляет глубинными процессами, определяющими наше поведение. Это один из составных элементов  разума, который играет существенную роль в нашей психике. Любая идея, прочно закрепленная в подсознательной сфере, влияет на все наши решения, действия, реакции.

Информация о работе Методы запоминания