Методы воздействия в социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Люди не просто взаимодействуют, общаются, выстраивают свои отношения, но и оказывают воздействия друг на друга. Последнее применяется столько времени, сколько существует человек. Однако в далеком историческом прошлом люди умели влиять друг на друга только посредством слов, интонации, жестов и мимики.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3


1. понятие, виды и этапы воздействия в социальной психологии…………….4



2. Методы воздействия в социальной психологии……………………………...8


Заключение……………………………………………………………………….15


Список использованной литературы …………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

социальная психология.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

    - конкретное в его содержании  всегда воспринимается убедительнее  абстрактного:

    - чем динамичнее убеждающее воздействие,  чем ярче и разнообразнее содержащиеся в нем факты, тем больше оно притягивает внимание;

    - лучше осмысливается то, что преподносится  небольшими смысловыми частями; 

    - лучше усваивается то, что вызывает  эмоциональный отклик у объекта  воздействия. 

    Во  – вторых, влияние убеждения зависит от многих зависит от того, как подобрана, построена и  поддона его аргументация.

    Убеждение ни в коем случае не может сводиться  к простому изложению той информации, в истинности которой стремятся  убедить людей, и к последующему приведению доводов в ее повреждение в ее подтверждение. Существует гораздо больше способов убеждать людей.

    Психологи выделяют три основные категории  аргументов для убеждения:

    - Истинные факты. Содержащиеся  в убеждающем воздействии неопровержимая информация настраивает людей на оценку его содержания как правильного.

    - Аргументы, дающие своего рода  «психологическое удовлетворение»,  поскольку они апеллируют к  позитивным ожиданиям. 

    - Аргументы к негативным ожиданиям.  То есть убеждающее воздействие  может предупреждать те или  иные отрицательные настроения или отношения людей тем самым способствовать завоеванию их доверия.

    В третьих эффективность убеждающего  воздействия во многом зависит от правильного выбора его формы.

    В четвертых эффективность убеждающего  воздействия зависит от ситуации информации. Обычно ситуацию информации с целью убеждения делят на индивидуальную и массовую.

    Индивидуальная  ситуация складывается тогда когда  воздействие удается осуществить  на какую-ту конкретную аудиторию, с  учетом  ее психологических характеристик.

    Массовая  ситуация имеет место тогда, когда  информирование с целью убеждения  осуществляется одновременно на многочисленную разнородную аудиторию.

    Но  для получения максимального  эффекта убеждающее воздействие  должно соответствовать определенным требованиям

  1. Быть  правильно сориентированным и плановым.
  2. Быть направленным на конкретным объект.
  3. Быть ориентированным преимущественно на интеллектуальную психологическую – познавательную сферу психики объекта.
  4. Быть направленным на инициирование определенного поведения. То есть конкретной целью убеждающего воздействия является формирования такого поведения людей, которое отвечает целям психологического воздействия. 4

    Следующим психологическим воздействием над людьми с различными целями это внушение.

    Внушение это метод психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом восприятии информации, которая рассчитанная на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыслей и воли, и сопровождается той или иной степенью автоматизма.

    Внушению  присуще следующие характеристики:

    1. Внушающее воздействие осуществляется  на основе конкретных целей  и задач, соответствующим планам  его организаторов и тем условиям, в которых они проводятся.

    2. Конкретность объекта внушения. Внушающее воздействие эффективно в отношении строго определенных групп и слоев населения.

    3. Некритическое восприятие информации  объектов внушения. Внушающее воздействие  предполагает очень низкий уровень  критичности и сознательности  объекта. 

    4. Определенность инициируемого поведения. Конечный целью внушения является формирование определяется определенной реакции и поступков людей.

    Эффективность внушаемого воздействия зависит:

    - от способности субъекта к  внушению, связанных с такими  его качествами как интеллект и находчивость, воля и уверенность в себе кругозор, доброжелательность к объект, собственная убежденность в том что внушается;

    - от содержания внушения определяемого:  характера внушаемой информации, ее место в информационном  потоке;

    -  от внушаемости объекта воздействия, связанной с отношением объекта к субъекту. То есть с начала происходит оценка качеств субъекта, определяющих его способность внушать на основе которой устанавливается мера доверия и недоверия к нему. Затем объект как бы для себя выясняет имеет субъект психологическое превосходство над ним.

    Также внушаемость разделяется на индивидуальную и групповую.

    Групповая внушаемость обеспечивается взаимовнушением (заражением) между членами группы. Под психическим заражением понимают процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта – помимо смыслового воздействия или дополнительного воздействия к нему. Например посредством заражения передается такое психическое состояние, как паника в результате которой организованная группа превращается в неуправляемую толпу. В процессе заражения на каждого члена группы действует не только внушающий субъект, но и другие члены группы, что заметно увеличивает общий эффект внушения.

    Также существует сопротивляемость внушения которое подразделяется во-первых на намеренную и ненамеренную. Основой намеренной сопротивляемости является свойственная многим людям склонность и другие проявления общей критичности.

    Во-вторых различают индивидуальную и групповую  сопротивляемость внушению. Индивидуальная сопротивляемость представляет собой противодействие внушению со стороны одного человека.

    Под групповой сопротивляемостью понимается сопротивление внушению со стороны  группы как целого. Эта разновидность  сопротивляемости внушению зависит от качественного состава группы: степени его сплоченности, единства целей и мотивов деятельности и других факторов.  

    В-третьих  различают общую и специальную  сопротивляемость внушению. Общая обусловлена  таким качеством, как критичность людей по отношению к попыткам что то внушить им. Специальная сопротивляемость внушению имеет более узкую сферу действия, вплоть до отношении к конкретному человеку или конкретной внушаемой информации.

     Следующим психологическим воздействием над людьми с различными целями это манипулирование

    Манипулирование представляет собой способ психологического воздействия, нацеленный на изменение  направления активности других людей  и осуществляемый настолько искусно, что остается незамеченный ими. Манипулирование в то же время – это такое применение власти, при которой обладающий ею влияет на поведение других, не объясняя им, что он от них ожидает.

    Выделяют  три уровня манипулирования:

    - первый уровень – усиление  существующих  в сознании людей  нужных манипулятору идей, установок, мотивов, ценностей, норм;

    - второй уровень связан с частными, малыми изменениями взглядов, на  то или иное событие, процесс,  факт, что также оказывает воздействие  на эмоциональное и практическое  отношению к конкретному явлению; 

    - третей уровень – коренное, кардинальное изменение жизненных установок путем сообщения объекту.

    Манипулирование осуществляется с помощью следующих  приемов:

    - дозирование информации (сообщается  только часть сведений, а остальное  тщательно скрываются, в результате картина искажается в ту или иную сторону либо вообще становится не понятной);

    - смешивание истинных фактов со  всевозможными предположениями,  допущенными гипотезами, слухами (в этом случае становится не возможным отличить правду от вымысла);

    - затягивания времени (все сводится к тому, чтобы под различными предлогами оттягивать обнародование действительно важных сведений до того момента, когда будет уже поздно что – то изменить);

    - ответного удара (вымышленную  версию тех или  иных событий  через подставных лиц распространяют в органах СМИ, нейтральных по отношению к обоим конфликтующим сторонам);

    - своевременной лжи (способ заключается  в сообщении совершено лживой, но чрезвычайно важной информации  в данный момент; чем больше  содержание сообщения отвечает настроением объекта, тем эффективнее его результат; потом обман раскрывается, но за это время острота ситуации спадает либо определенный процесс принимает необратимый характер). 5

    Манипулирование сознанием людей обычно используется в корыстных целях или же это имеет место в ходе политических и избирательных компаний, когда грязные технологии применяются для победы или завоевания власти любым способом.     

    И последним психологическим воздействием над людьми с различными целями это: подражание которое заключается в осознанном или неосознанном следовании объекта манере поведения пли примеру субъекта воздействия. Подражание активно используется, например, в педагогической и управленческой деятельности. Следование образцам достойного поведения преподавателей и руководителей позволяет формировать у обучающихся или подчиненных высокие личные и деловые качества. Эффективность подражания зависит от возраста, пола, личных и деловых качеств субъекта и объекта, взаимоотношений между ними и многих других характеристик.

    Заключение

    Анализ  исторических материалов показывает, что психическое состояние людей, их подверженность психологическим  воздействиям напрямую зависит от экономических  и политических условий жизни. 

    Благоприятные условия для отрицательных психологических воздействий создаются в трудные, переломные моменты жизни общества; борьба за выживание, неуверенность в завтрашнем дне меняют психологию людей.    

    В настоящее время, когда идет активная перестройка всех сфер общества, большинство  людей находится в непривычных, непонятных для них ситуациях, испытывают негативное воздействие со стороны социального окружения, остро встает вопрос о специалистах, психологически грамотных, способных вывести общество из состояния эмоциональной нестабильности. Психологи в этом случае могут сыграть важную роль, если будут использованы их профессиональные навыки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы   
 

  1. Андреева  Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс. 2000.
  2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции, М., 2000.
  3. Основы социально-психологической теории. М., 1995.
  4. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. М., 2000.
  5. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. М., 2006 

Информация о работе Методы воздействия в социальной психологии