Методы воздействия на личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:32, реферат

Описание работы

Управленческое воздействие играет важную роль в управлении человеком и обществом. Управленческое воздействие осуществляется в социальной системе и предполагает воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние. Проблемы овладения научно обоснованными и эффективными приемами воздействия на людей в целях управления их деятельностью и поведением - в числе самых существенных в социологии и психологии управления.

Содержание

Введение.
Методы воздействия на личность.
Универсальность методов исскуства управления личностью.
Методы самовоспитания.
Метод Сократа.
Метод трех раундов.
Метод Штирлица.
Метод «лягушка в сметане».
Метод «S».
Список литературы

Работа содержит 1 файл

методы воздействия на личность.docx

— 141.24 Кб (Скачать)

Проблемы взаимодействия, взаимовлияния и самовоспитания давно волнуют человечество и  нашли отражение в многочисленных теориях и практических рекомендациях. Самое распространенное направление этих поисков получило в психологии название бихевиоризм (от англ. behavior — поведение), предложенное в 1913 г. профессором Чикагского университета Дж. Уотсоном (1878— 1958). Философские основы этой теории — прагматизм и позитивизм, а экспериментально-практическая база — в исследованиях поведения животных", впервые выполненных Э. Торндайком (1874— 1931).

Известны также  теории модификации поведения, подкрепления, оперантного обусловливания, психологии поведения. Общим для всех этих теорий является связь (корреляция) между стимулом и формированием условных реакций на стимул. Теория линейного программирования обучения, как и основы ситуативного менеджмента, разработана профессором Гарвардского университета Берресом Фредериком Скиннером, их анализу и критике были посвящены работы А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и др. Теоретической базой различных теорий поведения всегда служило известное учение И. П. Павлова об условных и безусловных рефлексах, хотя именно Павлов счел необходимым ответить на изыскания психологов статьей с примечательным названием "Ответ физиолога психологам".

Можно весьма условно  изобразить духовную сущность личности в виде ядра (истинная интеллектуальная и психическая основа человека), окруженного многими внешними оболочками (рис. 2).

Рис. 2. Графическое изображение ядра и оболочек личности

Ядро человеческой души — его сущность, его "эго". Внешние оболочки — периферия  личности, в которой от духовной сущности остается мало, а больше приобретенного, наносного, скопированного.

Каждый человек  старается надежно спрятать от вторжения  посторонних свою глубинную духовную сущность и защитить свое "Я" многочисленными  внешними оболочками, количество которых  и их проницаемость -у различных  людей весьма различны (можно столь  же условно эти оболочки называть масками). Эти оболочки (маски) лишь отдаленно отражают сущность человеческого ядра, в них больше приобретенного в результате общения с другими людьми или временного, "взятого напрокат" для выполнения определенных ролевых функций. Конформисты легко идут на деформацию внешних оболочек, так как именно так легче приспособиться к меняющимся алгоритмам поведения в обществе. Индивидуалисты или легко ранимые люди особенно тщательно оберегают себя от попыток установить с ними близкие духовные контакты и соприкасаются с обществом лишь на уровне внешних оболочек, на определенной дистанции. Ф. М. Достоевский в повести "Двойник" одним из первых отметил особый тип человеческой психики, когда практически никому и никогда не удается пробиться через внешние оболочки к сердцевине замкнутого эгоцентричного "Я" — такая личность обречена на духовное одиночество, на своеобразный солипсизм, отрицающий объективный мир вне своего сознания. Внутренние диалоги ("когда хочется поговорить с умным человеком"), а точнее, монологи не могут, конечно, полноценно заменить бесконечную многогранность непосредственного человеческого общения.

Некоторые люди ведут себя продуманно открыто, легко  и непринужденно вступают в контакты со всеми членами общества, одинаково  приветливо и вежливо общаясь  с уборщицей и министром, с  крестьянином и ученым, но отгораживая  от мира ядро своей души особо мощной оболочкой. Эта манера общения характерна для глубоко воспитанных людей и часто ассоциируется с аристократичностью.

Чаще встречается  тип людей, предельно открытых для  контактов ("свой парень", "душа нараспашку"), готовых выслушать любого и поделиться всем, даже самым сокровенным, составляющим ядро такой личности. Когда попытки установить подобные контакты начинают граничить с хамоватой навязчивостью и камуфлироваться якобы природным простодушием, то обычно вызывают отторжение ("мой друг Рю" — это о японском аристократе, премьер-министре!). Резко, но мудро заметил о таких людях С. Есенин: "Ходить с распахнутой душой так же неприлично, как и с расстегнутой ширинкой". Такие псевдоблизкие контакты бывают чаще всего кратковременными, но не из-за отгороженности внешними оболочками, а из-за духовной скудности самого ядра (рис. 39).

Особо ценными, но весьма редкими бывают личные контакты, когда пересекаются не только оболочки, но сливаются и сами ядра человеческих душ. К такой духовной близости стремятся влюбленные (но такую духовную близость никогда не дает примитивная животная страсть, именуемая теперь сексом), родители и дети, настоящие давние друзья, единомышленники, люди, которых объединяют духовные и интеллектуальные интересы. Духовная близость не может быть односторонней, собеседники способны понять друг друга с полуслова, им понятны глубинные чувства и мысли, их доверительность и взаимопонимание  приносят  большое  удовлетворение  и  высокую  радость.

                                                                                      

Рис. 3. Схема "аристократических" (а) и

открытых (б) контактов  личности с обществом

Совсем не так  часто, как принято думать, встречается  настоящая любовь, готовность сделать  для любимого больше добра, чем самому себе. Именно о такой "девочке-друге" мечтал Джек Лондон и считал, что можно выстоять в жизненной борьбе "спина спиною к мачте против тысячи вдвоем". Редко выдерживает испытание на прочность и мужская дружба, духовное родство незаурядных личностей (кроме, пожалуй, Великой Дружбы товарища Ленина и товарища Сталина, в честь которой были сооружены тысячи бетонных скамеек с сидящими на них верными друзьями). Духовное единение демонстрируют люди одной расы, национальности, религиозной конфессии, родственники, социальные группы, объединенные по самым разным, иногда и удивительным признакам (футбольные и хоккейные болельщики, коллекционеры, панки, металлисты, фанаты эстрадных звезд и т.п.) (рис. 40).

Рис. 4. Духовная близость, взаимопонимание, любовь,

дружба (а), расовые, национальные, родственные и социально-групповые  контакты (б)

Важность осознания  своего "Я" подчеркивается работами многих ученых. Полезно напомнить известное в психологии "окно Джохари" (название это составлено из аббревиатуры имен и фамилий авторов). Сложный внутренний мир человека состоит из нескольких неравных частей, из которых только некоторые открыты для самого человека и окружающих его людей. Условно личность можно представить совокупностью четырех зон: открытой, скрытой, "слепой" и неведомой.

Рис. 5. Окно Джохари.

Открытая зона — та часть внутреннего мира человека, которая видна всем и хорошо известна самому человеку. Это та открытая миру часть информации о личности, по которой можно судить о свойствах, индивидуальных особенностях человека. Именно эта зона составляет "имидж", репутацию, по ней судят о человеке, и всегда эта зона находится под особым контролем личности. Вторая, "слепая" зона закрыта для человека, но открыта окружающим. Всегда мы удивляемся своему голосу, если слышим его в записи, — разве этот чужой голос мой? Именно поэтому с таким вниманием мы рассматриваем свои фотографии и слушаем отзывы о себе. Третья зона представляет ту часть внутреннего мира человека, которая хорошо известна ему (с ее слабостями и даже пороками), но закрыта для других людей. И четвертая зона неведома никому, это фрейдистский мир подсознательного, инстинктивного. Люди по-разному относятся к попыткам окружающих "вскрыть сейф" их внутреннего мира: кто стремится помочь этому, кто отвергает любое вмешательство в свое "Я".

Из всех этих теорий и бесчисленных экспериментов  следует подробнее остановиться на методах самовоспитания и стимуляции собственной деятельности, так как  методы искусства воздействия на коллектив и личность будут рассмотрены  ниже, а методы самоусовершенствования обычно интересуют человека прежде всего. "Обязанности по отношению к нам самим суть самые важнейшие и должны занять необходимо первое место, — пишет широко известный в прошлом немецкий писатель и педагог барон Адольф фон Книгге (1752—1796) [52], — посему не надобно огорчать и унижать себя в собственных глазах своих; не надобно презирать себя или излишней лестью уклоняться от своего усовершенствования". Очевидно, что развитие любой системы возможно лишь в результате глубокого анализа ее функциональных особенностей и определения целей, направлений ее совершенствования. Для личности — постоянный, объективный самоанализ, целенаправленное сравнение своего поведения с критериями совести, чести, достоинства, самооценка адекватности поступков своим целям и возможностям, создание собственной системы ценностей, определение понятий добро — зло, хорошо — плохо. Самовоспитание — целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическое запрещение самому себе дурных поступков и даже помыслов.

Пожалуй, наиболее простым, но весьма эффективным способом стимуляции деятельности личности является метод положительного подкрепления. Этот метод неосознанно применяется в повседневной жизни постоянно: мать, радуясь хорошему поступку ребенка, говорит ему "Ах, ты мой молодец", начальник, желая подчеркнуть достижение сотрудника, благодарит его, уступившему место в автобусе говорят "спасибо" и т.д. И каждый раз слова благодарности, пожатие руки, улыбка, ласка, премия, орден являются реакцией на хороший поступок, особо отмечают его, подкрепляют и этим стимулируют деятельность человека. Часто человек сам подбадривает, хвалит себя в самых неожиданных формах ("Ай да Пушкин, ай да сукин сын!", "Ах, какой же я молодец!"). Но обычно положительное подкрепление хорошего и отрицательная, осуждающая реакция на плохое совершаются неосознанно, почти рефлекторно. Иное дело, когда положительное подкрепление как метод, направленный на достижение определенной цели, применяется глубоко продуманно и становится тактикой поведения человека. Например, огорчительно, когда приятный (или нужный!) знакомый редко выбирает время для телефонного разговора с девушкой, но если при очередном звонке девушка будет продуманно заинтересованной, любезной, интересной собеседницей, то вероятность нового желанного разговора значительно возрастет — сработает механизм положительного подкрепления. Если дочь без напоминания и просьб вымыла посуду и мать за это приласкает и поблагодарит ее, то можно с большим основанием надеяться на очередной "подвиг" дочери. Метод положительного подкрепления некоторые возводят в ранг жизненной стратегии. Всегда удачи и неудачи сменяют друг друга, и очень многие весьма бурно реагируют на срывы и ошибки. Можно злиться, ругать себя и других, можно даже всплакнуть или излить свою горечь на окружающих, но полезнее понять, что "слезы горю не помогут", что осознанная ошибка уже не страшна и разумнее радоваться удаче и снисходительнее относиться к своим и чужим промахам. Лучший способ положительного подкрепления при удаче, верном решении, творческой находке — сделать то, что понравится самому себе и другим, подкрепить радость свершения своим одобрением. Мелочь, самообман? О, нет! Попробуйте сами и убедитесь, что в вашу жизнь войдет еще немного счастья. Только следует помнить, что далеко не всегда подкрепление должно быть регулярным, эпизодическое (вариабельное) подкрепление более эффективно (кстати, именно на вариабельном подкреплении основаны счастливые любовные отношения).

Значительно упрощает трудовой ритм жизни, делает его более четким и емким метод разумного самопринуждения. Действенность этого метода хорошо подтверждается примерами из обыденной жизни. Например, чтоб быть на работе вовремя, необходимо встать в 7 утра и именно на это время разумно поставить свой будильник. Однако многие ставят будильник на полчаса раньше, чтобы несколько минут понежиться в постели. Эти странные полчаса жизни трудно назвать сном, скорее это бодрствование на фоне тревожных опасений, что можно вновь уснуть и опоздать на работу. Не разумно ли эти полчаса отдать полноценному сну и заставить себя встать сразу, в 7 часов? Солдат в казармах будят отвратительным, ненавистным воплем "Па-а-адъем!", эта команда выполняется немедленно, и никому в голову не придет будить солдат немного раньше, чтобы дать им возможность подремать в постели. ...Женщина хочет завтра одеть на работу свежую кофточку, но ее нужно погладить, а делать это вечером не хочется. Утром, встав в обычное время, приходится в спешке включать утюг, жертвовать завтраком, сломя голову мчаться на работу — не разумнее ли заставить себя выполнить неизбежную работу в разумное, логически обоснованное время? Есть много неизбежных, хотя и неприятных дел. Можно их откладывать, переносить выполнение на различные сроки, надеясь, что вдруг эти дела как-то сами по себе будут выполнены. Наверное, каждый смеялся, замечая, как в воскресное утро, когда можно всласть поспать, ваш сын лежит в постели и мучается от неизбежной необходимости сходить в туалет! Или наблюдая, как топчется на берегу моря купальщик, страшась войти в прохладную воду. Метод разумного самопринуждения вырабатывает у человека привычку, а потом и потребность выполнять неизбежное сразу, в разумные и продуманные, оптимальные сроки (относится это и к работе над корреспонденцией, и к составлению ежемесячного отчета, и ко многим другим неизбежным, рутинным, часто обременительным делам).

Сложно без  подготовки и глубокого, всестороннего  обдумывания реализовать метод самоанализа (самонаблюдения), часто считают этот метод утомительным, а потому и малоэффективным. А ведь как важно вести постоянный контроль за своим поведением не только в обществе, но и наедине с собой! Присмотритесь внимательнее к поведению большинства окружающих вас людей, к их мимике, выражению лица, жестам, манерам, и вам станет ясной неотложная актуальность самовоспитания и самоконтроля. Этот слушает товарища, широко раскрыв рот, другой самозабвенно чистит пальцем нос — не хочется перечислять то, что делают люди, потеряв контроль за своим поведением! Особенно если они считают, что никто не смотрит на них, а ведь фактически человек всегда под непрестанным наблюдением (почитайте классические детективы!).

Метод самоанализа  позволяет провести достоверную  инвентаризацию своих физиологических данных, учет субъективных особенностей интеллектуального и морального потенциала, избежать идеализации, "эффекта ореола". Думающий, анализирующий человек имеет чувствительные внутренние весы, называемые совестью и измеряющие правомерность и этичность не только его поступков, но и даже тайных помыслов. Совершив дурной поступок, не следует скорее изгонять его из своей памяти, нет, пусть угрызения совести будут мучительны, пусть сожаление и раскаяние будут глубоко прочувствованы, только таким путем можно запретить себе делать дурное. Владеющие этим методом самовоспитания никогда не позволят себе упиваться собственным красноречием, хамить окружающим, глумиться над подчиненным, помыкать слабым и зависимым. С годами самоанализ становится неотъемлемой частью личности, и его постоянное применение не будет создавать каких-либо неудобств.

Мир постоянно  вторгается в жизнь человека, и  днем и ночью работают все пять его органов чувств: зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Всю поступающую  информацию, основной объем которой, около 90%, поступает через зрение, мозг должен обработать и оценить в кратчайшие сроки, и все чаще люди не справляются с этой лавиной чувств, важных и второстепенных сведений, с эмоциональным напряжением. Природа мудро выработала сложную систему ограничений, защиту от избыточной информации, которая помогает человеку не только отделить важное от несущественного, но и спасти психику от перенапряжений. Однако большинство людей не могут быстро освободиться от негативных впечатлений, остро и долго переживают и выискивают причины жизненных неудач. Бессонница, неврозы, стрессовые состояния могут привести к нарушениям психического здоровья и вызвать функциональные сдвиги в организме.

Информация о работе Методы воздействия на личность