Методы воздействия на личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:32, реферат

Описание работы

Управленческое воздействие играет важную роль в управлении человеком и обществом. Управленческое воздействие осуществляется в социальной системе и предполагает воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние. Проблемы овладения научно обоснованными и эффективными приемами воздействия на людей в целях управления их деятельностью и поведением - в числе самых существенных в социологии и психологии управления.

Содержание

Введение.
Методы воздействия на личность.
Универсальность методов исскуства управления личностью.
Методы самовоспитания.
Метод Сократа.
Метод трех раундов.
Метод Штирлица.
Метод «лягушка в сметане».
Метод «S».
Список литературы

Работа содержит 1 файл

методы воздействия на личность.docx

— 141.24 Кб (Скачать)
 
 

                                                       Содержание.

Введение.

  1. Методы воздействия на личность.
    1. Универсальность методов исскуства управления личностью.
    2. Методы самовоспитания.
    3. Метод  Сократа.
    4. Метод трех раундов.
    5. Метод Штирлица.
    6. Метод «лягушка в сметане».
    7. Метод «S».

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Управленческое воздействие играет важную роль в управлении человеком и обществом. Управленческое воздействие осуществляется в социальной системе и предполагает воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние. Проблемы овладения научно обоснованными и эффективными приемами воздействия на людей в целях управления их деятельностью и поведением - в числе самых существенных в социологии и психологии управления. Успешное и эффективное выполнение управленческой деятельности требует умения строить взаимодействие с людьми на основе звания психологических факторов, научных приемов и способов воздействия на людей.

     По  мнению отечественного специалиста  по проблемам управления В. И. Кнорринга, искусство управления, как и всякий другой вид творчества, обязательно  имеет в своей основе талант, оригинальность и самобытность личности. Талант руководителя проявляется в его яркой индивидуальности, не стандартности, в его особом образе мышления и широком кругозоре. Но любое воздействие одного человека на другого должно осуществляться с  гуманной целью, с полным пониманием силы своего умения и ответственности  за свои действия перед обществом. Воздействие  на человека силой своего умения и  отточенного мастерства может оказаться  без нравственным, хотя в повседневной жизни мы всегда пытаемся влиять на поведение окружающих людей любыми доступными вам средствами. 

1.Методы воздействия на личность

Кто не изучил человека в самом себе, никогда  не достигнет глубокого  знания людей.

Н. Г. Чернышевский 

1.1. Универсальность методов искусства управления

Искусство —  высокая, может быть, даже высшая степень  умения, мастерства в любой сфере  человеческой деятельности: влитературе, музыке, живописи, танце, архитектуре, но искусство человеческого общения — это особо сложная и весьма ответственная сфера бытия. Слово имеет безграничную власть над человеком, над обществом.

Искусство управления, как и всякий другой вид творчества, обязательно имеет в своей  основе талант, оригинальность и самобытность личности. Талант руководителя проявляется в его яркой индивидуальности, нестандартности, в его особом образе мышления и широком кругозоре. Но любое воздействие одного человека на другого должно осуществляться с гуманной целью, с полным пониманием силы своего умения и ответственности за свои действия перед обществом, будь то боевые приемы рукопашного боя, гипноз или методы искусства управления. Воздействие на человека силой своего умения и отточенного мастерства может оказаться непоправимо безнравственным, хотя в повседневной жизни мы всегда пытаемся влиять на поведение окружающих людей любыми доступными нам средствами.

Отдавая должное  актуальности, важности и силе воздействия  методов искусства управления, следует  объективно признать, что самый мудрый и эффективный метод, как и  любая разумная рекомендация, требует еще десятка советов — как практически применять эти методы в жизни, как подчинить эмоции разуму и правильно использовать приобретенные теоретические знания. Сложны не методы искусства управления, сложна их практическая реализация. Следует сразу же оговорить, что приемы, методы воздействия на оппонента, способы убеждения носили различные названия в учебной и научной иностранной литературе. Чаще всего их называли по имени первооткрывателя или того научного заведения, фирмы, где успешно применялись эти методы, а иногда названия носят шутливый характер или даны в честь известного литературного героя, популярного киноперсонажа (формула Фуллера, законы Паркинсона и Мэрфи, эффект Карпентера, дедукция Шерлока Холмса и т.д.). Названия методов, известных из иностранных литературных источников, чаще всего не вызывают у русского специалиста каких-либо ассоциаций, и вольность в выборе названия в русском варианте вполне объяснима. В редакторском примечании к главе автора "Искусство управления" [54] отмечается, что "более "строгие" названия описываемых далее некоторых методов, известных из иностранных литературных источников, могут не вызвать у отечественного читателя ассоциаций, удачных для запоминания. В этой связи некоторая вольность в выборе "отечественных" названий методов может быть вполне оправдана".

Методы искусства  управления универсальны, т.е. пригодны для применения в различных ситуациях, от публичного выступления до уровня межличностных отношений. Успешность любых вербальных, словесных контактов всегда зависит от множества сложных, взаимосвязанных психологических факторов, от того, кому, когда и как разумнее изложить свои аргументы, постоянно помня о конечной цели диалога и направляя его в нужное русло.

Система речевого воздействия на личность и коллектив  основывается на многовековом опыте мировой цивилизации, от античной риторики до современного ораторского искусства. Во многих сферах человеческой деятельности мастерски отработаны приемы воздействия на оппонента: в педагогике, где мастерство учителя имеет первостепенное значение, в религии с ее высокой ораторской культурой и блестяще отточенными методами убеждения, в криминалистике и судебной практике (искусство ведения допроса), в медицине, которая врачует более успешно словом, чем скальпелем.

Что является основой  универсальности методов искусства  воздействия на личность, какие используются приемы убеждения, общие для любых сфер человеческой деятельности, в чем секреты успешного достижения эффективности управления? Каков оптимальный алгоритм поведения, сущность стратегии, необходимой для плодотворных межличностных контактов? Ответы на эти вопросы будут более убедительны, если их подкреплять примерами из какой-либо научно-практической области знаний, в которой объектом исследований является человек, его внутренний мир. В этом отношении большой интерес вызывают веками отработанные методы криминалистики — науки, изучающей поведение человека или группы лиц в экстремальной ситуации, то есть подозреваемых в совершении преступления. Объект деятельности криминалиста — личность, цель этой деятельности — доказать виновность или невиновность человека в совершении им преступления, а результат его работы чаще всего однозначен и неоспорим, хотя и не застрахован от возможных ошибок.

Общим для любых  методов воздействия является необходимость тщательной подготовки управляющего воздействия: определяется цель диалога, изучаются психологические особенности оппонента, его интеллектуальный, культурный и морально-волевой облик, продумывается тактика поведения, особенности имеющейся информации и другие важные и второстепенные факторы, могущие повлиять на планируемый контакт.

Важным условием успешного воздействия на личность (или коллектив) — создание благоприятной  психологической атмосферы, спокойный, деловой и благожелательный тон общения. Методы подавления младшего старшим (подчиненного — руководителем, допрашиваемого — следователем, сына — отцом), основанные на грубости, применении насилия, угроз и шантажа, недопустимы, редко приводят к достижению цели, хотя в некоторых случаях практикуются, увы, достаточно широко.

Методологической  основой успешных межличностных  контактов и достижения поставленной цели является продуманный в деталях логический план ведения разговора. Опыт, например, криминалистики показывает, как важно даже опытному следователю не полагаться только на свою интуицию, а заранее подготовить подробный план допроса обвиняемого: определить те обстоятельства, по которым необходимо получить показания, систематизировать все факты, вещественные Доказательства и материалы по данному делу, продумать перечень вопросов, на которые важно получить ответы, решить, как установить с обвиняемым доверительные, невраждебные отношения, и т.п. С той же тщательностью руководитель должен готовиться к ответственному совещанию, отец — к разговору с сыном, чье поведение стало внушать опасения, и во многих других сложных производственных и жизненных ситуациях.

Итак, методы искусства  управления обладают универсальностью и имеют общую методику для своей реализации в самых различных сферах деятельности и общественных отношений. 

1.2. Методы самовоспитания.

Каждая  личность, рожденная  в этом мире, представляет собой нечто особенное, никогда не существовавшее прежде, новое, оригинальное, уникальное. Каждый обязан все время  помнить, что никогда  прежде на свете не жил никто, подобный ему, и каждый поэтому  призван осуществить  свою особенную миссию в этом мире.

Мартин  Бубер

Нет ничего более  сложного и более важного, чем  трезвая, объективная самооценка. Сложно беспристрастно анализировать собственное  поведение, последствия своих поступков, еще более сложно трезво оценить  свое место в обществе, свои возможности, так как психофизиологический потенциал  человека определяется врожденными, генетическими  задатками, типом высшей нервной  деятельности и эмоционально-волевой  сферой. Ведь каждому человеку кажется, что весь мир — для него и человек не крошечная песчинка, не капелька в океане жизни, а ее центр, удивительный и неповторимый. И можно сколь угодно долго говорить о бренности человеческой жизни, об искре, вспыхнувшей лишь на короткое мгновение, о тщетности всего земного, но человек воспринимает мир только благодаря своим чувствам и разуму, мир существует для человека и благодаря человеку. Человек обязан достойно выполнять свою высокую миссию, должен постоянно изучать Вселенную, заключенную в нем, и совершенствовать ее. Каждый человек обладает суммой определенных свойств, своим интеллектуальным, творческим и психофизиологическим потенциалом .   

Рис. 1. Индивидуальный потенциал человека

К сожалению, высокие  потенциальные возможности личности не всегда удается развить и реализовать. Детская одаренность может быть загублена неправильным воспитанием, способность генерировать нестандартные решения, отклонения от привычных стереотипов мышления (креативные способности) часто расцениваются обществом как оригинальничание, желание выделиться.

Необходимость и желательность физического  развития и совершенствования ясна каждому, интеллектуального — большинству, нравственного — немногим. Утреннюю зарядку делают многие (что, правда, не мешает опять-таки многим вечером "выкушать поллитру" и этим свести на нет все утренние усилия по укреплению здоровья). Некоторые пенсионеры наполняют свою жизнь неустанными заботами о собственном здоровье, внимательно следят за новыми достижениями медицины и фармакологии, но заставить себя погулять с собачкой и подышать свежим воздухом способен не каждый. Над своим умственным развитием человек трудится с рождения до того времени, когда осознает, что он все познал и жизнь уже не может удивить его ничем. И тогда он превращается в обычное млекопитающее, так как человека от животного отличает не только система культурных, этических и религиозных норм, но и способность удивляться. Такой человекоподобный биологический робот, андроид, продолжает тянуть лямку жизни без радости, без интереса к чему-либо, разнообразя свои будни надоевшими всем поучениями и наставлениями. Социологи с тревогой отмечают, что подобное умственное старение, духовный консерватизм охватывает все более молодые слои населения. Все чаще встречаются молодые, но уже "утомленные жизнью" (особенно среди добившихся некоторого материального благополучия) люди, овладевшие нехитрыми жизненными догмами и модным лексиконом, которые довольствуются не истинными интеллектуальными и духовными ценностями, а их подделками, суррогатом.

Нравственные  проблемы волнуют людей еще меньше, ведь так удобно прикрывать свои неблаговидные  поступки сентенциями типа "с волками жить, по-волчьи выть", "в чужой монастырь со своим уставом не лезь", "моя хата с краю". Незаурядная личность учится всю жизнь, до глубокой старости. С годами этические, нравственные вопросы начинают оттеснять все другие, более приземленные, хотя и этические проблемы становятся особенно важными именно в личном, индивидуальном плане, так как зависимость человека от окружающего мира в старости постоянно усиливается. Тонко и удивительно мудро заметил великий Сократ, что человек не только поступает в соответствии с тем, кем он является, но и становится в соответствии с тем, как он поступает.

Информация о работе Методы воздействия на личность