Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:32, реферат
Управленческое воздействие играет важную роль в управлении человеком и обществом. Управленческое воздействие осуществляется в социальной системе и предполагает воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние. Проблемы овладения научно обоснованными и эффективными приемами воздействия на людей в целях управления их деятельностью и поведением - в числе самых существенных в социологии и психологии управления.
Введение.
Методы воздействия на личность.
Универсальность методов исскуства управления личностью.
Методы самовоспитания.
Метод Сократа.
Метод трех раундов.
Метод Штирлица.
Метод «лягушка в сметане».
Метод «S».
Список литературы
Введение.
Список
литературы
Управленческое воздействие играет важную роль в управлении человеком и обществом. Управленческое воздействие осуществляется в социальной системе и предполагает воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние. Проблемы овладения научно обоснованными и эффективными приемами воздействия на людей в целях управления их деятельностью и поведением - в числе самых существенных в социологии и психологии управления. Успешное и эффективное выполнение управленческой деятельности требует умения строить взаимодействие с людьми на основе звания психологических факторов, научных приемов и способов воздействия на людей.
По
мнению отечественного специалиста
по проблемам управления В. И. Кнорринга,
искусство управления, как и всякий
другой вид творчества, обязательно
имеет в своей основе талант, оригинальность
и самобытность личности. Талант руководителя
проявляется в его яркой
1.Методы воздействия на личность
Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей.
Н.
Г. Чернышевский
1.1. Универсальность методов искусства управления
Искусство — высокая, может быть, даже высшая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности: влитературе, музыке, живописи, танце, архитектуре, но искусство человеческого общения — это особо сложная и весьма ответственная сфера бытия. Слово имеет безграничную власть над человеком, над обществом.
Искусство управления, как и всякий другой вид творчества, обязательно имеет в своей основе талант, оригинальность и самобытность личности. Талант руководителя проявляется в его яркой индивидуальности, нестандартности, в его особом образе мышления и широком кругозоре. Но любое воздействие одного человека на другого должно осуществляться с гуманной целью, с полным пониманием силы своего умения и ответственности за свои действия перед обществом, будь то боевые приемы рукопашного боя, гипноз или методы искусства управления. Воздействие на человека силой своего умения и отточенного мастерства может оказаться непоправимо безнравственным, хотя в повседневной жизни мы всегда пытаемся влиять на поведение окружающих людей любыми доступными нам средствами.
Отдавая должное актуальности, важности и силе воздействия методов искусства управления, следует объективно признать, что самый мудрый и эффективный метод, как и любая разумная рекомендация, требует еще десятка советов — как практически применять эти методы в жизни, как подчинить эмоции разуму и правильно использовать приобретенные теоретические знания. Сложны не методы искусства управления, сложна их практическая реализация. Следует сразу же оговорить, что приемы, методы воздействия на оппонента, способы убеждения носили различные названия в учебной и научной иностранной литературе. Чаще всего их называли по имени первооткрывателя или того научного заведения, фирмы, где успешно применялись эти методы, а иногда названия носят шутливый характер или даны в честь известного литературного героя, популярного киноперсонажа (формула Фуллера, законы Паркинсона и Мэрфи, эффект Карпентера, дедукция Шерлока Холмса и т.д.). Названия методов, известных из иностранных литературных источников, чаще всего не вызывают у русского специалиста каких-либо ассоциаций, и вольность в выборе названия в русском варианте вполне объяснима. В редакторском примечании к главе автора "Искусство управления" [54] отмечается, что "более "строгие" названия описываемых далее некоторых методов, известных из иностранных литературных источников, могут не вызвать у отечественного читателя ассоциаций, удачных для запоминания. В этой связи некоторая вольность в выборе "отечественных" названий методов может быть вполне оправдана".
Методы искусства управления универсальны, т.е. пригодны для применения в различных ситуациях, от публичного выступления до уровня межличностных отношений. Успешность любых вербальных, словесных контактов всегда зависит от множества сложных, взаимосвязанных психологических факторов, от того, кому, когда и как разумнее изложить свои аргументы, постоянно помня о конечной цели диалога и направляя его в нужное русло.
Система речевого воздействия на личность и коллектив основывается на многовековом опыте мировой цивилизации, от античной риторики до современного ораторского искусства. Во многих сферах человеческой деятельности мастерски отработаны приемы воздействия на оппонента: в педагогике, где мастерство учителя имеет первостепенное значение, в религии с ее высокой ораторской культурой и блестяще отточенными методами убеждения, в криминалистике и судебной практике (искусство ведения допроса), в медицине, которая врачует более успешно словом, чем скальпелем.
Что является основой
универсальности методов
Общим для любых методов воздействия является необходимость тщательной подготовки управляющего воздействия: определяется цель диалога, изучаются психологические особенности оппонента, его интеллектуальный, культурный и морально-волевой облик, продумывается тактика поведения, особенности имеющейся информации и другие важные и второстепенные факторы, могущие повлиять на планируемый контакт.
Важным условием успешного воздействия на личность (или коллектив) — создание благоприятной психологической атмосферы, спокойный, деловой и благожелательный тон общения. Методы подавления младшего старшим (подчиненного — руководителем, допрашиваемого — следователем, сына — отцом), основанные на грубости, применении насилия, угроз и шантажа, недопустимы, редко приводят к достижению цели, хотя в некоторых случаях практикуются, увы, достаточно широко.
Методологической основой успешных межличностных контактов и достижения поставленной цели является продуманный в деталях логический план ведения разговора. Опыт, например, криминалистики показывает, как важно даже опытному следователю не полагаться только на свою интуицию, а заранее подготовить подробный план допроса обвиняемого: определить те обстоятельства, по которым необходимо получить показания, систематизировать все факты, вещественные Доказательства и материалы по данному делу, продумать перечень вопросов, на которые важно получить ответы, решить, как установить с обвиняемым доверительные, невраждебные отношения, и т.п. С той же тщательностью руководитель должен готовиться к ответственному совещанию, отец — к разговору с сыном, чье поведение стало внушать опасения, и во многих других сложных производственных и жизненных ситуациях.
Итак, методы искусства
управления обладают универсальностью
и имеют общую методику для своей реализации
в самых различных сферах деятельности
и общественных отношений.
1.2. Методы самовоспитания.
Каждая личность, рожденная в этом мире, представляет собой нечто особенное, никогда не существовавшее прежде, новое, оригинальное, уникальное. Каждый обязан все время помнить, что никогда прежде на свете не жил никто, подобный ему, и каждый поэтому призван осуществить свою особенную миссию в этом мире.
Мартин Бубер
Нет ничего более
сложного и более важного, чем
трезвая, объективная самооценка. Сложно
беспристрастно анализировать собственное
поведение, последствия своих поступков,
еще более сложно трезво оценить
свое место в обществе, свои возможности,
так как психофизиологический потенциал
человека определяется врожденными, генетическими
задатками, типом высшей нервной
деятельности и эмоционально-волевой
сферой. Ведь каждому человеку кажется,
что весь мир — для него и человек не крошечная
песчинка, не капелька в океане жизни,
а ее центр, удивительный и неповторимый.
И можно сколь угодно долго говорить о
бренности человеческой жизни, об искре,
вспыхнувшей лишь на короткое мгновение,
о тщетности всего земного, но человек
воспринимает мир только благодаря своим
чувствам и разуму, мир существует для
человека и благодаря человеку. Человек
обязан достойно выполнять свою высокую
миссию, должен постоянно изучать Вселенную,
заключенную в нем, и совершенствовать
ее. Каждый человек обладает суммой определенных
свойств, своим интеллектуальным, творческим
и психофизиологическим потенциалом .
Рис. 1. Индивидуальный потенциал человека
К сожалению, высокие
потенциальные возможности
Необходимость
и желательность физического
развития и совершенствования ясна
каждому, интеллектуального —
Нравственные проблемы волнуют людей еще меньше, ведь так удобно прикрывать свои неблаговидные поступки сентенциями типа "с волками жить, по-волчьи выть", "в чужой монастырь со своим уставом не лезь", "моя хата с краю". Незаурядная личность учится всю жизнь, до глубокой старости. С годами этические, нравственные вопросы начинают оттеснять все другие, более приземленные, хотя и этические проблемы становятся особенно важными именно в личном, индивидуальном плане, так как зависимость человека от окружающего мира в старости постоянно усиливается. Тонко и удивительно мудро заметил великий Сократ, что человек не только поступает в соответствии с тем, кем он является, но и становится в соответствии с тем, как он поступает.