Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:24, контрольная работа
1. Понятие метода воспитания
2. Система методов воспитания
3. Система методов педагогического воздействия
4.Принципы воспитания
•
ориентация педагогического процесса
на реальные возможности социума;
•
учет разнообразных факторов окружающей
социальной среды (национальные, региональные,
типа поселения, особенности учебного
заведения и т.д.);
•
коррекция воспринимаемой учащимися
разнообразной информации, в том
числе от средств массовых коммуникаций.
В практической деятельности
педагога этот принцип отражается в
следующих правилах:
— воспитательный процесс
строится с учетом реалий социальных отношений,
учитывая особенности экономики, политики,
духовности общества;
- школа не должна
ограничивать воспитание
— педагог должен
корректировать негативное влияние
на ребенка окружающей среды;
— все участники
воспитательного процесса должны взаимодействовать.
Принцип индивидуализации
воспитания учащихся предполагает определение
индивидуальной траектории социального
развития каждого ученика, выделение
специальных задач, соответствующих
его особенностям, включение детей
в различные виды деятельности, раскрытие
потенциалов личности как в учебной,
так и во внеучебной работе, предоставление
возможности каждому учащемуся для самореализации
и самораскрытия.
Условиями реализации
принципа индивидуализации являются:
•
мониторинг изменений индивидуальных
качеств в ребенке;
•
определение эффективности
•
выбор специальных средств
•
учет индивидуальных качеств ребенка,
его сущностных сфер при выборе воспитательных
средств, направленных на его развитие;
•
предоставление возможности учащихся
в самостоятельном выборе способов
участия во внеучебной деятельности,
а также выборе сферы дополнительного
образования.
В практической педагогической
деятельности этот принцип реализуется
в следующих правилах:
— работа, проводимая
с группой учеников, должна ориентироваться
на развитие каждого из них;
— успех воспитательного
воздействия при работе с одним
учащимся не должен негативно влиять
на воспитание других;
— осуществляя выбор
воспитательного средства, необходимо
пользоваться только информацией об
индивидуальных качествах;
—на основе взаимодействия
с учеником педагог должен вести
поиск способов коррекции его
поведения;
—постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка определяет совокупность
воспитательных средств,
используемых педагогами.
Принцип социального
закаливания детей предполагает
включение воспитанников в
Существуют различные
мнения об отношении к ученикам в
процессе воспитания. Несомненно, что
педагоги должны заботиться о благополучии
ученика, стремиться к тому, чтобы
он был удовлетворен своим статусом,
своей деятельностью, мог себя в
большей степени реализовать
в системе социальных отношений.
При этом решение данных задач
осуществляется по-разному, в широком
диапазоне: от педагогической опеки, базирующейся
на авторитарном стиле воздействия,
до полного отстранения от регулирования
отношений воспитанника с окружающей
средой.
Постоянный комфорт
отношений приводит к тому, что
человек не может приспособиться
к отношениям более сложным, менее
для него благоприятным. При этом
некоторые благополучные
В работах Махатмы
Ганди мы встречаем термин «социальные
прививки», которые понимались им как
постепенное познание ребенком отрицательных
сторон жизни общества и выработка
своеобразного иммунитета от негативных
явлений. Они предполагают: познание
физического страдания, духовной опустошенности,
преодоление болезни, страха, непротивление
злу насилием1.
.
Условиями реализации
принципа социального закаливания
являются:
- включение детей
в решение различных проблем
социальных отношений в
— диагностирование
волевой готовности к системе
социальных отношений;
- стимулирование
самопознания детей,
— оказание помощи детям
в анализе проблем социальных
отношений и вариативном
В педагогической деятельности
этот принцип реализуется в
—проблемы отношений
детей надо решать с детьми, а
не за них;
—ребенок не всегда
должен легко добиваться успеха в
своих отношениях с людьми: трудный
путь к успеху — залог успешной
жизни в дальнейшем;
— не только радость,
но и страдания, переживания воспитывают
человека;
- волевых
усилий для преодоления
- нельзя
предусмотреть все трудности
жизни, но человеку надо быть
готовым к их преодолению.
Принцип создания воспитывающей
среды требует создания в учебном
заведении таких отношений, которые
бы формировали социальность ребенка.
Прежде всего важна роль идей о единстве
коллектива школы, педагогов и учащихся,
сплочении этого коллектива. В каждом
классе, в каждом объединении должно формироваться
организационное и психологическое единство
(интеллектуальное, волевое и эмоциональное).
Создание воспитывающей среды предполагает
взаимную ответственность участников
педагогического процесса, сопереживание,
взаимопомощь, способность вместе преодолевать
трудности. Этот принцип также означает,
что в школе и социальном окружении доминируют
творческие начала при организации учебной
и внеучебной деятельности, при этом творчество
рассматривается учащимися и педагогами
как универсальный критерий оценки личности
и отношений в коллективе.
Реализация принципа
возможна при следующих условиях:
— выделение доминирующей
цели коллектива, объединяющей педагогов
и учащихся;
—определение ведущей
деятельности, являющейся значимой для
всех членов коллектива;
—развитие детского
самоуправления, инициативы и самостоятельности
детей и взрослых, создание разнообразных
детских объединений;
—формирование позитивного
отношения к творчеству (воспитывающая
среда должна быть эвристической);
—неповторимость учебного
заведения (каждая школа должна иметь
свое лицо);
— наличие отношений
«ответственной зависимости» (А.С. Макаренко)
в среде педагогов и учащихся.
Этот принцип отражается
в ряде правил организации педагогической
деятельности:
—школа для ребенка
должна быть родной, и он должен ощущать
сопричастность к успехам и неудачам
коллектива;
—педагоги и учащиеся
— члены одного коллектива— помогают
друг другу;
—общая цель школы
— цель каждого педагога и ученика;
—необходимо реально
доверять детям, а не играть с ними
в доверие;
—каждый в коллективе
должен быть творцом отношений и
новых дел;
— равнодушный педагог
рождает равнодушных учащихся.
Перечисленные принципы,
условия и правила отражают суть
нашего подхода к организации
воспитательного процесса.
3.установите соответствие
между понятиями и
1.Образование личности-это
процесс проявления биологических и социальных
закономерностей;
2.Развитие личности-это
целенаправленное формирование потребностей
ребенка и очеловечивание его желаний;
3.Воспитание личности-