Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:24, контрольная работа
1. Понятие метода воспитания
2. Система методов воспитания
3. Система методов педагогического воздействия
4.Принципы воспитания
Три
метода воспитания – это три
стороны педагогического
– педагог способствует
восприятию мира,
– педагог помогает
ребенку осмысливать этот мир,
– педагог инициирует
созидание мира вне и внутри личностной
структуры ребенка.
Поэтому
как только сказанное проецируется на
практику воспитания, мы обнаруживаем,
что методов воспитания…нет. Ведь каждый
акт организуемой жизнедеятельности детей
– это комплекс методов, непременно присутствующих
во всей объективной палитре. И каждое
воздействие педагога – это одновременное
сочетание тонких операционных воздействий,
сливающихся в нечто целое. Метод воспитания
– лишь дитя теоретического анализа, инструмент
для вскрытия сущности процесса воспитания.
Введение “методов
воспитания” обусловлено
Продумывая работу
с детьми, педагог должен всегда
сохранять трехканальность своего
методического замысла, так чтобы в одном
групповом деле, в одном индивидуальном
акте поведения ребенка соединились разум,
эмоции, действие как формы выражения
складывающегося и развивающегося отношения
ребенка к ценностному объекту мира. Единство
методов обеспечивает реализацию целостности
воспитательного процесса.
3. Система методов
педагогического воздействия
Если
методы воспитания обладают
Так
как отношение имеет три формы
своего существования (
Метод
убеждения выступает в виде
следующего:
– суждение педагога
(например:”Глупый неспособен быть свободным,
потому что не умеет предвосхищать последствия”);
– аргументация педагога
(например:”В транспорте мальчишкам лучше
не садиться, ибо всегда найдутся те, кто
слабее”);
– мнение, высказанное
педагогом, сообщение о личном отношении
и самочувствии (например:”Мне не нравится,
когда люди опаздывают, это всегда сбивает
ритм работы”);
– сообщение об общепринятом
в культуре (например:”Удобнее пить
из стакана или чашки, не принято пить
из бутылки”);
– диалог педагога с
детьми (например:”Я так считаю, а вы что
думаете?”);
– раскрытие внутреннего
скрытого смысла происшедшего, отношенческого
смысла (например:”Теперь мы не сможем
основательно все выполнить, так как необходимый
материал легкомысленно забыт тобою”);
– дискуссия, спонтанно
либо специально организуемая педагогом
(например:”Давайте сначала обсудим, что
такое дисциплина и зачем она каждому
из вас…”);
– обмен впечатлениями
по восприятию художественного образа
(например:”На этом портрете прекрасное
человеческое лицо, а здесь – явная мордашка…”);
– совет, рекомендация
педагога по поводу жизненной коллизии
(например:”Я советую тебе, как умному
и красивому человеку, принести извинения
в адрес обиженной девочки”);
Метод
упражнения – это такого рода
воздействие, которое
В поступке
соединяются внутреннее и
– примером педагога(например,
учитель-мужчина встает при входе в классную
комнату женщины);
– просьбой что-либо
сделать, направленной в адрес ребенка
(например:”Пожалуйста, отнеси диапроектор
малышам”);
– просьбой что-либо
переделать, изменив характер действия
(например:”Я вас прошу вернуться и проверить,
остался ли класс таким же чистым, каким
он был до нашего прихода”);
– показом-инструкцией,
вплетенной в контекст совместной деятельности
(например:”Протяните, юноши, руку девушке
– вот так, ладошкой вверх, чтобы она могла
опереться”);
– специальным тренингом,
отрабатывающим поведенческие навыки
(например, урок этикета);
– игрой с этико-психологическими
правилами (например, ”честно играть”
в прятки или слышать другого
в “эстафете смыслов”);
– традиционным оформлением
некоторых правил поведения (например,
урок считается завершенным только
при обмене учителя и детей
благодарностью за общение и работу:
”Спасибо” – “Спасибо”);
– приказ к действию
в особых случаях, от экстремальных
ситуаций до ситуаций, наносящих оскорбление
в чей-либо адрес (например, прекратить
драку, отдать взятую без разрешения
чужую вещь, не прикасаться к смертоносному
предмету);
Метод
педагогической оценки имеет
две разновидности: открытой
Назовем
виды открытой оценки, выстраивая
их последовательность по
– одобрением – предельно
лаконичной формой вербального, мимического,
пластического характера (например,
улыбка, кивок головы или слово
”хорошо”);
– похвалой – развернутой
формой одобрения, раскрывающей основание
оценки (например: ”Замечательно! Теперь
всем будет комфортно”);
– материальным предметом,
который благодаря
– благодарностью –
персональным или коллективным признанием
значимости сделанного ребенком;
– присвоением звания
– признанием его существенных качеств
и выражением уверенности в достоинстве
личности навсегда.
Наказание
организуется аналогично, у него
те же виды, меняется лишь оценочный
вектор. Перечислим аналогичные
виды: неодобрение, замечание,
В современной
практике воспитания
– “Я – сообщение”,
оглашение вслух собственного состояния
и переживаний, связанных жизненным
явлением (например: ”Мне всегда стыдно,
когда я слышу грубые слова красивой дамы”);
– “Ты – сообщение”,
оглашение предполагаемого
– “естественное
последствие”, как логически развернутая
неизбежность обстоятельств, в которые
поставил своим поведением себя ребенок
(например: ”Разлил? – Неси тряпку!” или
“Не сделал? Значит, надо сделать!”);
– возложение оценочных
полномочий на ребенка (например: ”Что
ты скажешь? Как расцениваешь свои действия?”);
– оттянутая во времени
оценка (например: ”Я потрясен, поговорим,
когда я приду в себя…”) и другие.
Методы
воспитательного воздействия
2.Принципы воспитания
Принцип гуманистической
ориентации воспитания требует рассмотрения
ребенка как главной ценности
в системе человеческих отношений,
главной нормой которых является
гуманность. Принцип требует уважительного
отношения к каждому человеку,
а также обеспечение свободы
совести, вероисповедания и
Условиями реализации
данного принципа являются:
•
добровольность включения ребенка
в ту или иную деятельность;
•
вера каждого ребенка в возможность
выбора средств для достижения поставленной
цели;
•
оптимистическая стратегия в
определении воспитательных задач;
•
предупреждение негативных последствий
в процессе педагогического воздействия;
•
готовность детей к социальной самозащите
своих интересов при осознании
своей социальной защищенности;
•
учет интересов учащихся, их индивидуальных
вкусов,предпочтений, пробуждение новых
интересов.
В практической педагогической
деятельности этот принцип отражается
в следующих правилах:
— опора на активную
позицию ребенка, его самостоятельность
и инициативу;
— в общении с
ребенком должно доминировать уважительное
отношение к нему;
— педагог должен
не только призывать ребенка к
добру, но и быть добрым;
— педагог должен
защищать интересы ребенка и помогать
ему в решении его актуальных
проблем;
— поэтапно решая
воспитательные задачи, педагог должен
постоянно искать варианты их решения,
которые в большей степени
принесут пользу каждому ребенку;
— защита ребенка
должна быть приоритетной задачей педагогической
деятельности;
— в классе, школе,
группе и других объединениях учащихся
педагоги должны формировать гуманистические
отношения, которые не допускают
унижения достоинства детей.
Принцип социальной
адекватности воспитания требует соответствия
содержания и средств воспитания
в социальной ситуации, в которой
организуется воспитательный процесс.
Задачи воспитания ориентированы на
реальные социально-экономические
условия и предполагают формирование
у детей прогностической
Реализация принципа
возможна только на основе учета разнообразного
влияния социальной среды.
Условиями реализации
принципа являются:
•
взаимосвязь воспитательных задач
и задач социального развития
демократического общества;
•
координация взаимодействия социальных
институтов, оказывающих влияние
на античность ребенка;
•
обеспечение комплекса