Методы воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:24, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие метода воспитания
2. Система методов воспитания
3. Система методов педагогического воздействия
4.Принципы воспитания

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 34.17 Кб (Скачать)

     Три  метода воспитания – это три  стороны педагогического влияния  на становление личности: 

– педагог способствует восприятию мира, 

– педагог помогает ребенку осмысливать этот мир, 

– педагог инициирует созидание мира вне и внутри личностной структуры ребенка. 

     Поэтому как только сказанное проецируется на практику воспитания, мы обнаруживаем, что методов воспитания…нет. Ведь каждый акт организуемой жизнедеятельности детей – это комплекс методов, непременно присутствующих во всей объективной палитре. И каждое воздействие педагога – это одновременное сочетание тонких операционных воздействий, сливающихся в нечто целое. Метод воспитания – лишь дитя теоретического анализа, инструмент для вскрытия сущности процесса воспитания. 

Введение “методов воспитания” обусловлено психологической  природой отношения. Отношение  - это  связь субъекта с объектом окружающей действительности, избирательно установленная  и проявляющая себя в трех формах (субстанциях): рациональной, эмоциональной  и практически-действенной. Чтобы  прослеживать становление отношений, надо видеть эти три формы, в которых  оно существует. И, чтобы воздействовать на отношение, нельзя упускать те же три  формы существования отношения. Вот почему понятия “метод воспитания”, несмотря на некоторую туманность, а вернее, пока еще недостаточную  теоретическую разработанность, крайне необходимы  и важны в научно-теоретической  картине воспитательного процесса. Они и становятся инструментом мышления для педагога-практика: его педагогическое внимание будет ориентировано разом  на все стороны складывающихся у  детей ценностных отношений. 

Продумывая работу с детьми, педагог должен всегда сохранять трехканальность своего методического замысла, так чтобы в одном групповом деле, в одном индивидуальном акте поведения ребенка соединились разум, эмоции, действие как формы выражения складывающегося и развивающегося отношения ребенка к ценностному объекту мира. Единство методов обеспечивает реализацию целостности воспитательного процесса. 

3.  Система методов педагогического воздействия 

     Если  методы воспитания обладают характеристикой  стратегического плана: прямо  выходят на планируемый педагогом  результат, то…иначе выглядит  система методов воспитательного  воздействия, методов тактического  плана. Исходным для обнаружения данной системы служит отношение ребенка к окружающей действительности в его реальном проявлении и развитии. Педагог, воздействуя на отношение, корректирует, инициирует отношение, придает формам его культурные контуры. 

     Так  как отношение имеет три формы  своего существования (субстанции), то естественным и логичным  является вывод о трех воспитательных  каналах педагогического влияния.  Рациональная сторона отношения  подвергается влиянию через слово,  апеллирующее к разуму. Практическо-действенная складывается в ходе непосредственно организуемых действий ребенка. Эмоциональное отношение подвластно влиянию через оценочное воздействие. Поэтому в педагогическом арсенале три основных метода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки. 

     Метод  убеждения выступает в виде  следующего: 

– суждение педагога (например:”Глупый неспособен быть свободным, потому что не умеет предвосхищать последствия”); 

– аргументация педагога (например:”В транспорте мальчишкам лучше не садиться, ибо всегда найдутся те, кто слабее”); 

– мнение, высказанное  педагогом, сообщение о личном отношении  и самочувствии (например:”Мне не нравится, когда люди опаздывают, это всегда сбивает ритм работы”); 

– сообщение об общепринятом в культуре (например:”Удобнее пить из стакана или чашки, не принято пить из бутылки”); 

– диалог педагога с  детьми (например:”Я так считаю, а вы что думаете?”); 

– раскрытие внутреннего  скрытого смысла происшедшего, отношенческого смысла (например:”Теперь мы не сможем основательно все выполнить, так как необходимый материал легкомысленно забыт тобою”); 

– дискуссия, спонтанно  либо специально организуемая педагогом (например:”Давайте сначала обсудим, что такое дисциплина и зачем она каждому из вас…”); 

– обмен впечатлениями  по восприятию художественного образа (например:”На этом портрете прекрасное человеческое лицо, а здесь – явная мордашка…”); 

– совет, рекомендация педагога по поводу жизненной коллизии  (например:”Я советую тебе, как умному и красивому человеку, принести извинения в адрес обиженной девочки”); 

     Метод  упражнения – это такого рода  воздействие, которое обеспечивает  реальные практические действия  ребенка, воплощающие его внутреннее  отношение, которое как бы материализует  отношение, делая его видимым  для другого. 

     В поступке  соединяются внутреннее и внешнее  отношение, но чтобы совершить  поступок, ребенок должен владеть  внешней формой. Метод упражнения  содействует такому оснащению  поведенческими умениями. Он реализуется  следующим образом: 

– примером педагога(например, учитель-мужчина встает при входе в классную комнату женщины); 

– просьбой что-либо сделать, направленной в адрес ребенка (например:”Пожалуйста, отнеси диапроектор малышам”); 

– просьбой что-либо переделать, изменив характер действия (например:”Я вас прошу вернуться и проверить, остался ли класс таким же чистым, каким он был до нашего прихода”); 

– показом-инструкцией, вплетенной в контекст совместной деятельности (например:”Протяните, юноши, руку девушке – вот так, ладошкой вверх, чтобы она могла опереться”); 

– специальным тренингом, отрабатывающим поведенческие навыки (например, урок этикета); 

– игрой с этико-психологическими правилами (например, ”честно играть”  в прятки или слышать другого в “эстафете смыслов”); 

– традиционным оформлением  некоторых правил поведения (например, урок считается завершенным только при обмене учителя и детей  благодарностью за общение и работу: ”Спасибо” – “Спасибо”); 

– приказ к действию в особых случаях, от экстремальных  ситуаций до ситуаций, наносящих оскорбление  в чей-либо адрес (например, прекратить драку, отдать взятую без разрешения чужую вещь, не прикасаться к смертоносному  предмету); 

     Метод  педагогической оценки имеет  две разновидности: открытой педагогической  оценки и скрытой педагогической  оценки. К открытой следует прибегать  редко, лишь в случае, когда  воспитанник полностью отдает  себе отчет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка – наиболее эффективна, так как. Рассчитанная на субъективную самостоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятельность. 

     Назовем  виды открытой оценки, выстраивая  их последовательность по усилению  меры воздействия. Положительную  станем называть по традиции  поощрением, отрицательную оценку  – наказанием. Поощрение организуется: 

– одобрением – предельно  лаконичной формой вербального, мимического, пластического характера (например, улыбка, кивок головы или слово  ”хорошо”); 

– похвалой – развернутой  формой одобрения, раскрывающей основание  оценки (например: ”Замечательно! Теперь всем будет комфортно”); 

– материальным предметом, который благодаря материализации создает протяженность оценки и  длительность положительных переживаний (например, открытка, игрушка-символ, лакомство); 

– благодарностью –  персональным или коллективным признанием значимости сделанного ребенком; 

– присвоением звания – признанием его существенных качеств  и выражением уверенности в достоинстве  личности навсегда. 

     Наказание  организуется аналогично, у него  те же виды, меняется лишь оценочный  вектор. Перечислим аналогичные  виды: неодобрение, замечание, лишение  удовольствий, выговор, исключение  из системы общения либо из  группы. 

     В современной  практике воспитания увеличивается  доля скрытой педагогической  оценки, имеющей следующее выражение: 

– “Я – сообщение”, оглашение вслух собственного состояния  и переживаний, связанных жизненным  явлением (например: ”Мне всегда стыдно, когда я слышу грубые слова красивой дамы”); 

– “Ты – сообщение”, оглашение предполагаемого состояния  ребенка в момент содеянного им (например: ”Ты, наверное, очень расстроился и потерял контроль над собой, а теперь тебе, конечно же стыдно?..”); 

– “естественное  последствие”, как логически развернутая  неизбежность обстоятельств, в которые  поставил своим поведением себя ребенок (например: ”Разлил? – Неси тряпку!” или “Не сделал? Значит, надо сделать!”); 

– возложение оценочных  полномочий на ребенка (например: ”Что ты скажешь? Как расцениваешь свои действия?”); 

– оттянутая во времени  оценка (например: ”Я потрясен, поговорим, когда я приду в себя…”) и другие. 

     Методы  воспитательного воздействия разрабатывает  такая научная дисциплина, как  педагогическая технология. Реализация  этих методов осуществляет тончайшее  психологическое прикосновение  к личности, потому нуждается  в особом педагогическом искусстве. 
 

2.Принципы воспитания

Принцип гуманистической  ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного  отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы  совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка. 

Условиями реализации данного принципа являются: 

•       добровольность включения ребенка  в ту или иную деятельность; 

•       вера каждого ребенка в возможность  выбора средств для достижения поставленной цели; 

•       оптимистическая стратегия в  определении воспитательных задач; 

•       предупреждение негативных последствий  в процессе педагогического воздействия; 

•       готовность детей к социальной самозащите своих интересов при осознании  своей социальной защищенности; 

•       учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов,предпочтений, пробуждение новых интересов. 

В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах: 

— опора на активную позицию ребенка, его самостоятельность  и инициативу; 

— в общении с  ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему; 

— педагог должен не только призывать ребенка к  добру, но и быть добрым; 

— педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем; 

— поэтапно решая  воспитательные задачи, педагог должен постоянно искать варианты их решения, которые в большей степени  принесут пользу каждому ребенку; 

— защита ребенка  должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности; 

— в классе, школе, группе и других объединениях учащихся педагоги должны формировать гуманистические  отношения, которые не допускают  унижения достоинства детей. 

Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой  организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические  условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач. 

Реализация принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды. 

Условиями реализации принципа являются: 

•       взаимосвязь воспитательных задач  и задач социального развития демократического общества; 

•       координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние  на античность ребенка; 

•       обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям; 

Информация о работе Методы воспитания