Методы социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 11:18, контрольная работа

Описание работы

Наблюдение
Главная проблема – это фикция каких-то определенных черт поведения и расшифровка их в контексте, понятном для прочтения специалисту, не принимавшему участия в наблюдении. При наблюдении необходимо определить: что будет наблюдаться, как модели поведения будут фиксироваться, что важно при расшифровке протокола наблюдений.
Изучение документов
• официальные документы (отчеты, публикации и др.);
• личные документы (письма, дневник и т.д.).
Контент-анализ документов – используется в рамках исследований массовых коммуникаций, основан на выделении специальных единиц исследования (например, слова, принятые в качестве ключевых), подсчет частоты их употребления.
Опрос
• анкетирование (самозаполнение);
• формализованное, свободное интервью

Работа содержит 1 файл

зачет.docx

— 56.44 Кб (Скачать)

этапов.

      1-й этап. Определение задач, теоретической  основы и объекта исследо-

вания, разработка категориального аппарата, выбор соответствующих каче-

ственных и количественных единиц контент-анализа.

      Данный этап контент-анализа непосредственно связан с составлением про-

граммы исследования. Он носит характер качественного  анализа, который подго-

тавливает перевод смыслового содержания текста в цифровое выражение для его

последующего количественного  анализа. В этих целях на основе задач  и теорети-

ческого контекста осуществляется выбор объекта исследования, и определяются

конкретные единицы  анализа.

      Выбор объекта исследования. При контент-анализе документов, специ-

ально составленных для целей исследования (например, текстов ответов на от-

крытые вопросы  анкеты, тексты интервью и т. д.), анализируются  обычно все

данные документы. Если же речь идет о документах, независимых  от исследова-

теля (например, тексты газет, журналов и т. д.), то возникает  необходимость в вы-

борке. В принципе построение выборки осуществляется здесь так же, как и в дру-

гих социально-психологических исследованиях. При контент-анализе текстов

массовой коммуникации вначале, как правило, выбирается орган  массовой ком-

муникации, затем номера за определенные периоды времени и типы сообщений

(например, рубрики,  типы публикаций и т. п.).

      Единицы контент-анализа можно разделить на две большие группы: каче-

ственные и количественные. Здесь качественные единицы контент-анализа отве-

чают на вопрос, что надо считать в тексте. Количественные единицы отвечают на

вопрос, как надо считать. Смысловые единицы анализа  выделяются на основе со-

держания гипотез  исследования, подсказываются методологическими предпо-

сылками программы. К качественным (смысловым) единицам можно отнести ка-

тегории и их индикаторы в тексте.

      Категории контент-анализа. Ими служат ключевые понятия, составляю-

щие концептуальную схему исследования. В качестве категорий могут выступать,

например, различные  виды деятельности, социально-демографические  или другой

группы, социально-психологические  характеристики коммуникатора, персонажа

(«героя») сообщения,  аудитории и т. д. Категории  контент-анализа могут отно-

ситься как к содержанию, так и к форме текста. 

                                       41 
 

      Категории могут подразделяться  на более мелкие единицы –  подкатегории.

Так, например, категория  «индивидуальные характеристики»  может подразде-

ляться на такие подкатегории, как внешние и внутренние характеристики и т. д.

      Индикаторы категории. Это те  элементы текста, те единицы содержания,

которые служат качественными признаками соответствующих категорий и подка-

тегорий. В зависимости от специфики исследования индикаторы категорий могут

выражаться в  виде отдельных слов, словосочетаний, суждений, тем и т. д.

      Количественными единицами контент-анализа являются единицы контек-

ста и единицы  счета.

      Единицы контекста используются  для обозначения того сегмента  текста, в

пределах которого определяется частота упоминания соответствующих категорий

и подкатегорий. Единицей контекста может служить предложение, статья, ответ

на вопрос анкеты, интервью и т. д.

      Единицы счета выражают количественную  меру соотношения различных

элементов текста. Они необходимы для осуществления  статистических процедур.

Эти единицы имеют  непосредственное отношение к определению  частоты и объ-

ема упоминаний категорий контент-анализа.

      Объем упоминаний категорий контент-анализа может измеряться различ-

ными способами: подсчетом числа строк, печатных знаков, квадратных сантимет-

ров площади, посвященных  данной категории и т. д. Для радио  и телевидения

обычно подсчитывается время, отведенное освещению определенного  события,

или метраж израсходованной  магнитной пленки.

      2-й этап. Составление кодировочной  инструкции. На этом этапе осуще-

ствляется соотнесение категорий и подкатегорий контент-анализа с конкретными

содержательными элементами текста, т. е. происходит отыскание  в тексте инди-

каторов выбранных категорий исследования. Здесь либо составляется соответст-

вующий словарь индикаторов категорий, либо дается развернутое описание кате-

горий в терминах исследуемых текстов. Все категории и подкатегории контент-

аналитического  исследования кодируются, т. е. им даются определенные цифро-

вые или буквенные  обозначения, что составляет код  данного исследования. Все

это входит в кодировочную инструкцию.

      З-й этап. Пилотажная (пробная) кодировка текста. На данном этапе

осуществляется  кодировка части исследуемого массива  текстов с целью апроба-

ции методики, изложенной в кодировочной инструкции. После проведения пило-

тажного исследования в кодировочную инструкцию обычно вносятся соответст-

вующие изменения для устранения выявленных помех.

      4-й этап. Кодировка всего массива  исследуемых текстов. На данном  эта-

пе осуществляется процесс квантификации, т. е. перевод в цифровое выражение

всей совокупности исследуемых текстов. Регистрация  частоты и объема упомина-

ния и подкатегорий контент-анализа может производиться либо заранее подго-

товленных таблицах, либо в отдельных карточках или перфокартах.

      5-й этап. Статистическая обработка  полученных количественных дан-

ных. Эта обработка осуществляется вручную или на ЭВМ. Нередко оба эти спо-

соба используются в сочетании. Статистическая обработка цифрового получен-

                                     42 
 

ного в процессе кодировки, не отличается по своим методам от статистической

обработки данных, полученных в других видах социально-психологических  ис-

следований. Здесь  обычно используются процентные и частотные  распределения,

разнообразные коэффициенты корреляций и т.д.

      6-й этап. Интерпретация полученных  данных на основе и теоретиче-

ского контекста исследования. На данном последнем этапе исследования, так

же как и на первом, связанном с составлением программы, особенно ярко высту-

пает качественная сторона контент-анализа, в отличие от количественного аспек-

та, преобладающего на промежуточных втором, третьем, четвертом и пятом эта-

пах. Здесь особенно большое значение имеет учет более  широкого теоретического

и социального  контекста для адекватной интерпретации  результатов и их соотне-

сения с данными, полученными с помощью других методов. Так, например, при

контент-аналитическом исследовании «героя» в газете или журнале весьма важно

иметь данные о  целях и задачах, преследуемых (редакцией) в данном вопросе, а

также об аудитории и ее восприятии соответствующих сообщений, полученных,

например, при помощи опроса, и соотнести результаты контент-анализа с данны-

ми опроса. 
 
 
 

Программа социологического исследования состоит из двух разделов: методоло-

гического и процедурного.

Методологический  раздел программы состоит из следующих элементов:

1. Формулировка  темы, проблемы, определение цели  и постановка задач исследо-

вания.

2. Определение  объекта и предмета исследования.

3. Уточнение  и интерпретация основных понятий.

4. Выдвижение  рабочих гипотез.

Второй, процедурный раздел программы включает в себя:

1. Принципиальный (стратегический) план исследования.

2. Обоснование  системы выборки единиц наблюдения.

3. Набросок  основных процедур сбора и  анализа исходных данных.

19

2. ПРОГРАММА  СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Программу дополняют  рабочим планом, в котором уточняют этапы работы, сроки

проведения  исследования, материальные затраты  и др. К программе предлагаются макеты

Информация о работе Методы социальной психологии