Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 11:18, контрольная работа
Наблюдение
Главная проблема – это фикция каких-то определенных черт поведения и расшифровка их в контексте, понятном для прочтения специалисту, не принимавшему участия в наблюдении. При наблюдении необходимо определить: что будет наблюдаться, как модели поведения будут фиксироваться, что важно при расшифровке протокола наблюдений.
Изучение документов
• официальные документы (отчеты, публикации и др.);
• личные документы (письма, дневник и т.д.).
Контент-анализ документов – используется в рамках исследований массовых коммуникаций, основан на выделении специальных единиц исследования (например, слова, принятые в качестве ключевых), подсчет частоты их употребления.
Опрос
• анкетирование (самозаполнение);
• формализованное, свободное интервью
этапов.
1-й этап. Определение задач,
вания, разработка категориального аппарата, выбор соответствующих каче-
ственных и количественных единиц контент-анализа.
Данный этап контент-анализа непосредственно связан с составлением про-
граммы исследования. Он носит характер качественного анализа, который подго-
тавливает перевод смыслового содержания текста в цифровое выражение для его
последующего количественного анализа. В этих целях на основе задач и теорети-
ческого контекста осуществляется выбор объекта исследования, и определяются
конкретные единицы анализа.
Выбор объекта исследования. При контент-анализе документов, специ-
ально составленных для целей исследования (например, текстов ответов на от-
крытые вопросы анкеты, тексты интервью и т. д.), анализируются обычно все
данные документы. Если же речь идет о документах, независимых от исследова-
теля (например, тексты газет, журналов и т. д.), то возникает необходимость в вы-
борке. В принципе построение выборки осуществляется здесь так же, как и в дру-
гих социально-психологических исследованиях. При контент-анализе текстов
массовой коммуникации вначале, как правило, выбирается орган массовой ком-
муникации, затем номера за определенные периоды времени и типы сообщений
(например, рубрики, типы публикаций и т. п.).
Единицы контент-анализа можно разделить на две большие группы: каче-
ственные и количественные. Здесь качественные единицы контент-анализа отве-
чают на вопрос, что надо считать в тексте. Количественные единицы отвечают на
вопрос, как надо считать. Смысловые единицы анализа выделяются на основе со-
держания гипотез исследования, подсказываются методологическими предпо-
сылками программы. К качественным (смысловым) единицам можно отнести ка-
тегории и их индикаторы в тексте.
Категории контент-анализа. Ими служат ключевые понятия, составляю-
щие концептуальную схему исследования. В качестве категорий могут выступать,
например, различные виды деятельности, социально-демографические или другой
группы, социально-психологические характеристики коммуникатора, персонажа
(«героя») сообщения, аудитории и т. д. Категории контент-анализа могут отно-
ситься как к содержанию,
так и к форме текста.
Категории могут
Так, например, категория
«индивидуальные
ляться на такие подкатегории, как внешние и внутренние характеристики и т. д.
Индикаторы категории. Это те элементы текста, те единицы содержания,
которые служат качественными признаками соответствующих категорий и подка-
тегорий. В зависимости от специфики исследования индикаторы категорий могут
выражаться в виде отдельных слов, словосочетаний, суждений, тем и т. д.
Количественными единицами
ста и единицы счета.
Единицы контекста
пределах которого определяется частота упоминания соответствующих категорий
и подкатегорий. Единицей
контекста может служить
на вопрос анкеты, интервью и т. д.
Единицы счета выражают
элементов текста. Они необходимы для осуществления статистических процедур.
Эти единицы имеют непосредственное отношение к определению частоты и объ-
ема упоминаний категорий контент-анализа.
Объем упоминаний категорий
ными способами: подсчетом числа строк, печатных знаков, квадратных сантимет-
ров площади, посвященных данной категории и т. д. Для радио и телевидения
обычно подсчитывается время, отведенное освещению определенного события,
или метраж израсходованной магнитной пленки.
2-й этап. Составление кодировочной инструкции. На этом этапе осуще-
ствляется соотнесение категорий и подкатегорий контент-анализа с конкретными
содержательными элементами текста, т. е. происходит отыскание в тексте инди-
каторов выбранных категорий исследования. Здесь либо составляется соответст-
вующий словарь индикаторов категорий, либо дается развернутое описание кате-
горий в терминах исследуемых текстов. Все категории и подкатегории контент-
аналитического исследования кодируются, т. е. им даются определенные цифро-
вые или буквенные обозначения, что составляет код данного исследования. Все
это входит в кодировочную инструкцию.
З-й этап. Пилотажная (пробная) кодировка текста. На данном этапе
осуществляется кодировка части исследуемого массива текстов с целью апроба-
ции методики, изложенной в кодировочной инструкции. После проведения пило-
тажного исследования в кодировочную инструкцию обычно вносятся соответст-
вующие изменения для устранения выявленных помех.
4-й этап. Кодировка всего массива
исследуемых текстов. На
пе осуществляется процесс квантификации, т. е. перевод в цифровое выражение
всей совокупности исследуемых текстов. Регистрация частоты и объема упомина-
ния и подкатегорий контент-анализа может производиться либо заранее подго-
товленных таблицах, либо в отдельных карточках или перфокартах.
5-й этап. Статистическая обработка полученных количественных дан-
ных. Эта обработка осуществляется вручную или на ЭВМ. Нередко оба эти спо-
соба используются в сочетании. Статистическая обработка цифрового получен-
ного в процессе кодировки, не отличается по своим методам от статистической
обработки данных,
полученных в других видах социально-
следований. Здесь обычно используются процентные и частотные распределения,
разнообразные коэффициенты корреляций и т.д.
6-й этап. Интерпретация полученных данных на основе и теоретиче-
ского контекста исследования. На данном последнем этапе исследования, так
же как и на первом, связанном с составлением программы, особенно ярко высту-
пает качественная сторона контент-анализа, в отличие от количественного аспек-
та, преобладающего на промежуточных втором, третьем, четвертом и пятом эта-
пах. Здесь особенно большое значение имеет учет более широкого теоретического
и социального контекста для адекватной интерпретации результатов и их соотне-
сения с данными, полученными с помощью других методов. Так, например, при
контент-аналитическом исследовании «героя» в газете или журнале весьма важно
иметь данные о целях и задачах, преследуемых (редакцией) в данном вопросе, а
также об аудитории и ее восприятии соответствующих сообщений, полученных,
например, при помощи опроса, и соотнести результаты контент-анализа с данны-
ми опроса.
Программа социологического исследования состоит из двух разделов: методоло-
гического и процедурного.
Методологический раздел программы состоит из следующих элементов:
1. Формулировка темы, проблемы, определение цели и постановка задач исследо-
вания.
2. Определение
объекта и предмета
3. Уточнение
и интерпретация основных
4. Выдвижение рабочих гипотез.
Второй, процедурный раздел программы включает в себя:
1. Принципиальный (стратегический) план исследования.
2. Обоснование
системы выборки единиц
3. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.
19
2. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Программу дополняют рабочим планом, в котором уточняют этапы работы, сроки
проведения исследования, материальные затраты и др. К программе предлагаются макеты