Методы социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 11:18, контрольная работа

Описание работы

Наблюдение
Главная проблема – это фикция каких-то определенных черт поведения и расшифровка их в контексте, понятном для прочтения специалисту, не принимавшему участия в наблюдении. При наблюдении необходимо определить: что будет наблюдаться, как модели поведения будут фиксироваться, что важно при расшифровке протокола наблюдений.
Изучение документов
• официальные документы (отчеты, публикации и др.);
• личные документы (письма, дневник и т.д.).
Контент-анализ документов – используется в рамках исследований массовых коммуникаций, основан на выделении специальных единиц исследования (например, слова, принятые в качестве ключевых), подсчет частоты их употребления.
Опрос
• анкетирование (самозаполнение);
• формализованное, свободное интервью

Работа содержит 1 файл

зачет.docx

— 56.44 Кб (Скачать)

тервьюера с респондентом, и запись ответов производится либо интервьюером или его

ассистентом, либо механически (на пленку).

Интервью можно  рассматривать как определенную форму социально-психологиче-

ского взаимодействия интервьюера и респондента. Специфика этого взаимодействия за-

ключается в строгом распределении ролей между ними. Специфика этого метода состо-

ит в следующем:

1. С помощью  интервью получают глубинную  информацию о мнениях, мотивах  и

представлениях респондентов.

2. Непринужденная  обстановка, которая может сложиться  и к которой надо стре-

миться при беседе, способствует повышению искренности ответов. Это дает возможность

получить самые  полные и правдивые ответы на вопросы.

3. При непосредственном  контакте с респондентом интервьюер  может вести на-

блюдение за его психологическими реакциями и при необходимости скорректировать си-

туацию.

4. Личное общение  способствует более серьезному  отношению респондента к про-

цедуре опроса.

Интервью  применяют на ранних стадиях исследования. Интервью используют

как для разработки методики больших опросов-обследований, так и в качестве основного

метода сбора  социологической информации при  ограниченной или малой выборке. Ин-

тервью может быть дополнительным методом получения информации совместно с анке-

тированием, наблюдением, анализом документов. Интервью используют в качестве кон-

трольного метода для уточнения и проверки данных, полученных другими методами.

Классификация документов.

Документ, который  создан в обществе, входит в соответствующую  систему документации в качестве ее элемента. Отдельные виды и разновидности  документов составляют систему документации. До настоящего времени в документоведении не существует непротиворечивой научной  классификации видов и разновидностей документов.

Важнейшим признаком  для классификации документов является его содержание. Служебные документы  могут подразделяться:

Все документы, обращающиеся на предприятии, могут  классифицироваться по различным признакам.

По наименованию. Существует множество разновидностей документов классифицированных по этому  признаку. Приведем лишь некоторые: приказы, распоряжения, планы и отчеты, акты, протоколы, договоры, уставы, инструкции, справки, докладные, объяснительные записки, служебные письма, телеграммы, стандарты, технические условия, платежные требования и поручения, доверенности и т.д.

По способу  фиксации информации документы бывают письменные (рукописные, машинописные, типографские, подготовленные на множительных аппаратах, напечатанные на персональных компьютерах), графические и фотофоно-кинодокументы.

По степени  сложности документы классифицируют на простые и сложные. Простые – это документы, в которых рассматривается один вопрос, в сложных документах освещается несколько вопросов.

По степени  гласности различают документы  открытые (несекретные) и документы  с ограниченным доступом. Документы  с ограниченным доступом бывают разной степени секретности: совершенно секретные, секретные, документы для служебного пользования (ДСП), с грифом «конфиденциально».

По юридической  силе документы подразделяют на подлинные и подложные. Подлинные документы бывают действительные и недействительные. Недействительным документ становится в результате истечения срока действия или отмены его другим документом.

По срокам исполнения документы классифицируются на срочные и несрочные. Срочными являются документы со сроками исполнения, установленными законом и соответствующими правовыми актами, а также телеграммы и другие документы с грифом «срочно».

По происхождению  документы классифицируют на служебные, подготовленные на предприятиях, в  организациях, и личные (письма граждан  с изложением жалоб, предложений, просьб).

По срокам хранения документы делятся на документы  временного и постоянного срока  хранения. Документы временного хранения в свою очередь подразделяются на документы со сроком хранения до 10 лет  и свыше 10 лет.

По степени  обязательности документы бывают информационные, содержащие сведения и факты о  производственной и иной деятельности организаций, и директивные –  обязательные для исполнения, носящие  характер юридической или технической  нормы.

По степени  унификации различают документы  индивидуальные, типовые, трафаретные, примерные и унифицированные  в виде анкеты и таблицы. Индивидуальные документы разрабатываются конкретными  организациями для внутреннего  пользования.

Типовыми являются документы, создаваемые вышестоящими органами для организаций с однородными функциями и носят обязательный характер. Трафаретные документы имеют заранее напечатанный текст с пробелами, которые заполняются при окончательном оформлении документа в зависимости от конкретной ситуации. Такие документы перспективны, т.к. экономят время на подготовку.

Примерные документы  носят ориентировочный характер и используются для составления  и оформления документов по аналогии.

Анкета –  способ представления унифицированного текста, при котором постоянная информация располагается в левой части  листа, а переменная вносится в документ в процессе его составления в  правую часть листа.

Таблица – документ, в котором постоянная информация размещается в заголовках граф и  боковика (заголовки строк), а переменная (в цифровом или словесном выражении) – на пересечении соответствующих  граф и строк. Текст, представленный в виде таблицы, обладает большой  информационной емкостью, позволяет  строго классифицировать и кодировать информацию и легко суммировать  аналогичные данные. В табличной  форме оформляются штатное расписание, план, график отпусков и другие документы. 
 

Основные  этапы контент анализа

Основные этапы  проведения контент-анализа практически во многом совпадают с основными этапами социологического исследования с использованием других методов, хотя имеют и свои специфические особенности.

Контент-аналитическое исследование, как и любое другое, начинается с постановки исследуемой проблемы и выделения конкретных задач, которые предстоит решить в ходе исследования. Этап определения цели и задач исследования имеет принципиальное значение, от него зависят выбор конкретного эмпирического материала, содержание категориальной схемы, типы единиц счета и единиц анализа, а также основания для анализа-

Следующий этап - выбор эмпирического материала  для исследования, конкретного источника коммуникации. Ими могут быть любые документы - журналы, газеты, художественная литература, официальные документы, протоколы собраний трудовых коллективов, радио- и телепередачи и т. п. Может быть выбран как один тип источника, так и несколько. Например, в простейшем случае, когда контент-анализ используется для изучения специфики какого-либо информационного канала, способов конкретизации его деятельности, выявления закономерностей, существующих в распределении площади (печатный орган) или трансляционного времени (радио- или телепрограмма), принципов отбора материала, их тематической направленности и т.п., в качестве эмпирического материала, естественно, берется конкретный источник коммуникации, интересующий исследователя.

Выбрав конкретный источник, необходимо решить, какие  именно материалы, содержащиеся в нем, исследователь будет анализировать. Будут ли это все материалы  без исключения (если, например, цель исследования - изучить структуру  и особенности функционирования данного источника) или материалы  по какой-либо одной интересующей исследователя  проблеме.

Очень важно, кроме  того, правильно выбрать временной  период. Он может быть совсем коротким (одна неделя), если необходимо получить мгновенный ситуационный срез, или  очень длинным (несколько лет), если исследуется динамика развития какого-либо социального явления.

Следующий этап анализа - операционализация понятий. Первым шагом в построении операциональных определений является единица анализа. Такой единицей может быть как одно слово, так и целый, законченный материал. В аудиовизуальных средствах массовой коммуникации это, чаще всего, отдельное законченное сообщение или единичный поведенческий акт. Чтобы правильно вычислить единицу анализа из информационного потока, необходимо четко ее определить. Это определение может быть как простым, так и довольно сложным.

Единицы анализа  должны отвечать требованиям объективности  и систематичности.

Объективность означает, что категории, используемые при анализе содержания, должны быть определены настолько точно, чтобы, используя их, разные люди, анализируя один и тот же текст, получали одинаковый результат. Все термины и категории, содержащие в себе явный элемент  оценки, должны быть исключены, так  как они очень субъективны, их значение меняется с изменением ситуации и времени.

Систематичность означает, что анализ должен осуществляться на формальном основании, без учета  личной заинтересованности и предрасположенности  исследователя.

Обычно единицы  анализа классифицируются по нескольким категориям, разработанным на основе материала и целей исследования. Эти категории можно определять индуктивно, дедуктивно или при помощи комбинации этих методов. Индуктивный подход требует начального погружения исследователя в документы, чтобы определить точки отсчета или темы, наиболее значимые для целей исследования. Дедуктивный подход применяется в случае, если категории подсказаны исследователю теоретическим анализом предмета исследования, а документы представляются подходящим источником данных, на основе которых можно проверить имеющиеся гипотезы. Во многих случаях соотношение между теорией и документальными данными предполагает как индуктивный, так и дедуктивный подходы. Однако чаще делается упор на индукцию, особенно на начальной стадии контент-анализа.

Категории анализа  должны быть взаимоисключающими, чтобы  каждая единица могла быть отнесена только к одной категории. Категориальная схема также должна быть исчерпывающей, чтобы не осталось ни одной единицы  наблюдения, не соотнесенной с какой-либо категорией. Иногда для этого вводят дополнительно специальную категорию, в которую помещаются единицы, очень  редко встречающиеся или по каким-либо причинам не поддающиеся кодировке.

Все вышеописанные  этапы относятся к подготовительной стадии исследования. Для непосредственного  осуществления перевода содержания документов в категориальную схему, другими словами, для кодирования  текста нужны (как правило, при большом  объеме информации) специально подготовленные исполнители-кодировщики. Они должны быть хорошо проинструктированы о том, как распознавать признаки, позволяющие отнести ту или иную единицу анализа к определенной категории. В идеальном случае для большей надежности два или более кодировщика должны независимо друг от друга закодировать один и тот же текст. Затем результаты их работы следует тщательно сверить. Простейший путь проверки согласованности между кодировщиками заключается в том, чтобы подсчитать коэффициент надежности, разделив количество единиц, попавших в одну и ту же категорию, на общее число закодированных единиц. 

Коэффициент надежности = Число единиц в одной и той  же категории / Общее число закодированных единиц 

Единого стандарта  необходимой надежности данных не существует. Считается приемлемым коэффициент, равный 60%. Если согласованность между  кодировщиками менее 60%, значит, операциональные определения должны быть более четкими и исчерпывающими. Иногда проблема состоит в том, что две или три категории так похожи друг на друга, что кодировщики не могут уловить разницу между ними. Она может быть снята, если объединить эти категории в одну.

После того как  все данные закодированы, наступает  ответственный этап анализа полученных результатов или интерпретирования  данных. Количественные данные, полученные в результате контент-анализа, можно далее анализировать с помощью стандартных статистических методов, измерять, группировать, сравнивать, переводить в индексы, оформлять в виде таблиц и графиков.

Заканчивается контент-аналитическое исследование, как и любое другое, написанием отчета или аналитической записки, содержащей как теоретические, так и чаще всего практические выводы и рекомендации.

В процедуре контент-аналитического исследования можно вы делить несколько

Информация о работе Методы социальной психологии